Реверсивная храповая муфта

 

Союз Советсимк

Социвпнстичесник республик

-(61) Дополнительное к авт. сеид-ву (51)М. Кл.

{22) Заявлено 03.06.77 (2I ) 2494177/27-25 с присоедннениеа заявки,% (23) Приоритет т= 16 X) 1/10

Гвсударетеанквй канктат

СССР

as делам кзааретенкк в аткрмткк

Опубликовано 05.09.79.Бнзллетень М ЗЗ

Дата опубликования описания 08.09.79 (53) УД1(621 825. 6 (088. 8) (72) Авторы изобретения

B. И. Смирнов, К. Q. Смирнов и B. А. Нефедов (7I) Заявитель (54) РЕВЕРСИВНАЯ ХРАПОВАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам для передачи реверсивного крутящего момента.

Известна кулачковая храповая муфта, содержащая скользящую полумуфту, поджимаемую пружиной к неподвижной на ва5 лу полумуфте и взаимодействующую с последней скошенными зубьями (11. Известная крановая муфта проста по конструкции, но она не обеспечивает реверс при nepet0 даче крутящего момента.

Известна реверсивная храповая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, установленные соосно на валу с воэможностью соединения между собой с по15 мощью односторонних скошенных зубьев j2).

В известной муфте зубья расположены на ведущей части, а ведомая часть снабжена кулачками в виде пальцев.

Муфта обеспечивает реверс при передаче крутящего момента, однако она не автоматизирует реверсирования двух различных моментов при поочередной передаче их на вал..пля решения такой задачи необходим орган управления н управляющий им исполнитель.

Цель изобретения — обеспечение автоматизации реверсирования двух различных крутящих моментов при поочередной передаче их на вал путем использования действия сил, возникающих в храповом защеплении.

Для этого муфта снабжена концентрично установленным на ведомой полумуфте подпружиненным в осевом направлении кольцом с храповыми зубьями на торце, имеющими малый скос на рабочих поверхностях, ведомая полумуфта выполнена в виде втулки, соединенной с кольцом с помощью шлицев, а ведущая полумуфта выполнена в виде двух приводных аксиально зафиксированных на валу храповиков.

Кроме того, ведомая втулка муфты вььполнена с радиальпьг.1и расточками и снабжена установленными в радиальных расточках подпружиненными шариками, имеющими воэможность взаимодействия с валом, 684197

На фиг.,1 изображена муфта в разрезе с приводом (показан тонкими линиями); на фиг. 2 - конфигурации зубьев муфты.

Для лучшего понимания сущности изобретения привод механизма изображен с двумя различными крутящими моментами, т. е. с двумя скоростями движения, вращающего эпементы предлагаемой муфты.

Привод состоит из электродвигателя 1, редуктора 2 и быстроходной передачи 3, 1Ф воздействующей на храповик 4, который свободно вращается на валу 5 на шарикоподшипниках. Тихоходная передача привода состоит иэ редуктора 6, получающего вращение от редуктора 2 через цепную пере- и дачу 7, воздействующую через коническую передачу 8 на храповик 9 муфты, также свободно вращающейся на валу 5, Храповики 4 и 9 аксиально зафиксированы на валу 5 и представляют собой ведущую ча- >е сть муфты.

ВедОмая часть муфты выполнена В Виде втулки 10, снабженной выдвижным на Скользящей шпонке 11 кольцом 12, удерживаемым на втулке 10 с помощью гайки

13. Между втулкой 10 и выдвижным кольцом 12 размещены пружины сжатия 14.

Торец втулки со стороны быстроходной ступени и торец выдвижного кольца 12 со, за стороны тихоходной ступени Т снабжены односторонне скошенными зубьями (на фиг. на обозначены), взаимодействующими с такими же зубьями храповиков 4 и 9.

Втулка 10 имеет воэможность двигаться вдопь sana 5 по скользящей шпонке 15.

Во втулке 10 размещены шарики 16, поджатые пружинами 17 с помощью винтов 18, эастопоренных от самоотвиичивания пружинным кольцом 19. Шарики с пружинами в целом составляют шариковые фиксаторы, Шарики 16 взаимодействуют с кольцевыми канавками на валу 5, тем самым

4$ помогая втулке 10 перемещаться вправо или влево, а также фиксируют ее в одном иэ крайний положений. Вал 5 установлен в подшипниках 20 и 21 и снабжен звездочкой 22.

Зубья 23 (см. фиг. 2) храповика 9 своими односторонними скосами обращены к односторонним скосам зубьев 24 выдвижного кольца 12 втулки 10. Зубья 25 втулки соответственно обращены к зубьям

26 храповика 4. На зубьях 24 со сторо= ны, противоположной одностороннему скосу, Выполнены малые скосы 27.

Муфта работает следующим Образом.

На фиг, 1 показана передача враща ошего момента От двигателя 1 через редукторы 2 и 6 Ha коническую передачу

8„храповик 9, cneII;I -нный с втулкой 10 (через выдвижное кольцо 12), которая в свою Очередь передает момент через

Вал 5 IIa звездочку 22 и далее к исполнительному механизму.

Таким образом осуществлле-тел передача От тихОходной с тупе ни Т. В ращение происходит снизу Вверх (см. стрелку a).

В момент реверсированил двигателя 1

Оба храповика 4 и 9 начина1от вращаться сверху вниз (см. стрелку в). Б этом случае (см. фиг. 2) втулка 10 и выдвижное к Ольцо 1 2 начнуT пере мешат ьсл влево IIO валу 5 под действием силы возникшей при взаимодействии зубьев 23 и 24. Зубья 25 втулки. войдут в зацепление с эубьлми 26 храповика 4 (быстроходнал ступень Б). После первоначального зацепления зубьев 25 и 26 втулка, нач шал вращатьсл быстрее от быстроходной ступени, переместится влево эа счет скосов 27 на ее зубьях 24 и полностью войдет в зацепление с храповиком быстроходной ступени.

В момент перемещения втулки влево правая часть шариков 16 выжмется из канавки на валу 5, а левал часть шариков

16 войдет в свою канавку на валу 5, тем самым помогая переместить втулку влево и зафиксировать ее в новом зацеплении.

Теперь муфта передает крутлщий момент с быстроходной ступени, т. е. с храповика 4 на вал 5 и далее, через звездочку

22, к исполнитеш лому механизму, вал 5 теперь вращаетсл с большим числом Оборотов по стрелке в.

Если при перемещении втулки ее зубья сразу не войдут в зацепление с храповиком, а попадут эуб на зуб, то выдвижное кольцо 12, преодолев усилия пружин 14, смеситсл по втулке 10, тем самым предохраняя ее от заклижпзанил между храпо виками 4 и 9. Затем при дальнейшем Вра1пении зубья войдут в нормальное зацепление.

При последующем реверсе привода, т, е. вращении по стрелке а, вращающаяся быстроходнал ступень б будет вращать храповик 4 с опережением относительно втулки 10. В связи с этим скосы зубьев 26, воздействуя на скосы зубьев 25, Оттолкнут втулшу 10 вправо, после чего проиэс йдет сцепление цоследней с храповиком 9.

684197

Автоматизация реверсирования вышеуказанных крутящих моментов достигаеч ся благодаря тому, что храповики,. враша ясь на валу или от привода с различным числом оборотов взаимодействуют своими е

Ф зубьями с зубьями втулки, расположенной между ними на скользящей шпонке и име ющей возможность поочередного зацепления с храповиками в зависимости от ее крайнего положения. При отталкивании

И втулки от одного храповика и приближении к другому исключено ее заклинивание, так как выдвижной подпружиненный конец втул ки поглощает вредные аксиальные силы, возника|ошие в этот момент.

Формула изобретения

1. Реверси вн а я хр апов ая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, ус--тановленные соосно на валу с возможностью соединения между собой с помощью односторонних скошенных зубьев, о т л ич а ю ш а я с я тем, «то, с целью обеспечения автоматизации реверсирования двух различных крутящих моментов ппи поочередной передаче их на вал, она снабжена концентрично устачовленным на ведомой полумуфте подпружиненным в осевом направлении кольцом с храповыми зубьями на торце, имеющими- малый скос HQ рабочих поверхностях, ведомая полумуфта выполнена в виде вту:ки, соединенной с

KGHbHoM с помощью шлицев, а ведущая.полумуфта выполнена в виде двух приводных аксиально зафиксированных на валу храпов иков.

2. Муфта по и. 1, о т л и ч а юш 8 я с я тем, что втулка выполнена с радиальными расточками и снабжена установленными B радиальных расточках подпружиненными шариками, имеющими воэможность взаимодействия с валом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Решетова Д. И. Детали машин.М.: Машиностроение, 1975, с, 599.

2. Авторское свидетельство СССР

М. 5О1208, кл. F 16 I) 1/10, 1975.,f f

684 197

Составитель В. Муконин

Редактор И. Острова Тещзед H. Бабурка Корректор Ю. Макаренко

Заказ 5252/24 Тираж 1139 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 881422

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автоматического соединения и разъединения валов при реверсе ведущего вала

Изобретение относится к конструкциям блоков двунаправленного механического преобразования, применяемых, в частности, в ручных инструментах. Блок содержит главный стержень, приспособление привода, содержащее связанные друг с другом средство привода и средство изменения направления поворота, и средство поворота для ввода крутящего момента, имеющее ось поворота, коаксиальную с главным стержнем, и связанное с приспособлением привода. Приспособление привода выполнено с возможностью подачи крутящего момента на выход главного стержня в заранее определенном направлении, изменяемом на обратное посредством средства изменения направления поворота. Средство привода насажено на средство изменения направления поворота и содержит два элемента привода, размещенные на главном стержне, и трансмиссионную структуру, связывающую указанные два элемента привода и обеспечивающую выполнение их поворота в противоположных направлениях. Два элемента привода размещены с промежутком в осевом направлении. Средство изменения направления поворота выполнено в виде муфт одностороннего поворота для обеспечения поворота в одном и том же направлении главного стержня посредством одного из двух элементов привода. Главный стержень взаимодействует в режиме свободного хода с другим элементом привода, выполняющим поворот в противоположном направлении. Технический результат заключается в упрощении переключения направления поворота главного стержня. 4 н. и 41 з.п. ф-лы, 31 ил.
Наверх