Устройство для реверсирования электропривода

 

@атеч О пзн сей нгно ая (е еб

-сна„

-1 д 686133

Союз Советских

Сюциалистичесмих

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) 3аявлено180577 (21) 2489752/24-07 (51)М. Кл.

Н 02 P 3/00 с присоединением заявки №

Государственный коинтет

СССР по делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет (53) УДК 821. 313. ,322 (088,8) Опубликовано 150979. Бюллетень № 34

Дата опубликования описания 1509.19 (72) Авторы изобретения

Л. A. Гельперин и В.Ф. Ду бран а (71) Заявитель (54 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ PEBEPCHPOBAHHH

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для реверса механизмов, работающих в челночном режиме. 5

Известны реверсивные устройства, содержащие электродвигатель и конечные выключатели, при помощи которых двигатель реверсируется (1), Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее реверсированный электропривод, вал с системой шестерен и реверсивной муфтой, на выходном резьбовом конце которого установлен подвижный ползун, и путевые выключатели, изменяющие направление вращения вала (2) .

Однако при высокой частоте вращения указанные устройства не обеспечивают высокой точности реверсирования.

Целью изобретения является повышение точности момента реверсирования. Это достигается тем, что предлагаемое устройство снабжено потенциомет.25 ром,установленным на ползуне, и транзистором, введенным в цепь управления электроприводом и электрически соединенным с потенциометром, причем на оси потенциометра установлена шестерня, а ползун снабжен подпружиненными зубчатыми рейками, сцепленными с шестерней потенциометра.

На фиг. 1 изображена конструктивная схема описываемого устройства! на фиг. 2 — схема управления серийным приводом ПМУ с дополнительными элементами.

В корпусе 1 устройства (см.фиг.1) на подшипниках закреплен реверсируемый вал 2, на котором свободно вращаются в подшипниках конические шестерни 3 и 4, сцепленные с конической шестерней 5, получающей вращение от электродвигателя 6 постоянного тока, управляемого системой ПМУ с десятикратным диапазоном регулирования. Реверсирование вала 2 осуществляется кулачковой полумуфтой 7, перемещаемой вдоль оси вала рычагом 8 при включении одного из электромагнитов 9 или 10. Так как шестерни 3 и 4 вращаются в разные стороны, то нал вращается вместе с той шестерней, с которой сцеплена полумуфта 7. На выходном резьбоном конце вала сидит ползун 11, на котором закреплены переменный круговой потенциометр 12 с линейной характеристикой и дне зуб686133 чатые рейки 13 и 14 с регулироночными BHHTBMH 15 и 16, имеющие возможность продольного перемещения и подпружиненные пружинами 17 и 18. Рейки

13 и 14 сцеплены с шестерней 19, жестко закрепленной на оси потенциометра 12. От проворачивания вместе с валом 2 ползун ll удерживается стержнем 20. Конечный выключатель 21 закреплен на корпусе 1, а конечный выключатель 22 — на кронштейне 23, ко- g торый может быть передвинут вдоль стержня 20 и зафиксирован на нем в любом месте стопорным винтом 24. На корпусе 1 закреплена шкала 25 с ценой деления, равной шагу резьбы выходного конца вала 2, а на ползуне ll и кронштейне 23 — стрелки 26 и 27.

Потенциометр 12, электрически соединенный с транзистором 28 (см.фиг.2), получает питание от выпрямителя 29, на который подают питание с трансФорматора 30. Эти дополнительные элементы введены в схему управления приводом ПИУ с магнитным усилителем (показан пунктиром на фиг. 2), н котором для регулирования частоты вращения электродвигателя использован в цепи управления потенциометр 31 (эадатчик, регулятор скорости), включенный последовательно с ограничительными наладочными резисторами 32 и 33. Резис- ЗО тором 32. задается наименьшая частота вращения двигателя, а резистором 33 наибольшая. Транзистор 28 включен н цепь управления приводом вместо резистора 33, так как потенциометр 12 Я имеет недостаточную мощность рассеивания и не может быть непосредственно включен в цепь вместо резистора 33.

Питание базы транзистора 28 обеспечивается через потенциометр 12, началь- 40 ное сопротивление которого выставляется таким, чтобы внутреннее сопротивление транзистора 28 соотнетстновало сопротивлению резистора 33 (н этом положении шестерня 19 на оси потенциометра 12 сцеплена с рейками

13 и 14, находящимися в крайних положениях).

Устройство работает следующим образом.

При включении электродвигателя 6 и одного из электромагнитов, например 9, вал 2 начинает вращаться и ползун 11 перемещается по резьбе вдоль вала в направлении к выключателю 21. При подходе к выключателю

21 головка винта 15 упирается в корпус 1 и перемещает зубчатую рейку

13 вправо, относительно ползуна 11, поворачивая через шестерню 19 ось потенциометра 12, в результате чего 4@ частота вращения электродвигателя б начинает уменьшаться так, что когда ползун нажимает на путевой выключатель 21, частота вращения вала 2 должна быть уже снижена до безопас- 65 ного предела, определяемого величиной сопротивления потенциометра 12 и настраиваемого регулировочными винтами 15 и 16. Выключатель 21 отключает электромагнит 9 и включает электромагнит 10, н результате чего полумуфта 7 сцепляется в другой коничес.кой шестерней, вал 2 начинает вращаться в противоположную сторону и ползун 11 перемещается к конечному выключателю 22. При этом рейка 13 перемещается под действием пружины 17 влево, сопротивление потенциометра

12 уменьшается и частота вращения электродвигателя 6 и, следовательно, нала 2 возрастает до заданного значения. При подходе ползуна к выключателю 22 винт 16 упираясь в кронштейн

23 и перемещает рейку 14 влево, уменьшая тем самым частоту вращения вала, как и н предыдущем случае. При нажиме полэуна 11 на выключатель 22 электромагниты 9 и 10 снова переключаются и нал 2 начинает вращаться в обратном направлении с возрастающей частотой вращения. Далее;;икл .",овторяется.

Стрелка 26 устанавливается так, чтобы в момент нажатия ползуна 11 на выключатель 21 она показывала нулевую отметку шкалы 25, а стрелка

27 устанавливается так, чтобы при нажатии ползуна на выключатель 22 она совпадала со стрелкой 26. Для установки заданного количества о6оротов ренерсируемого вала необходимо передвинуть кронштейн 23 вдоль стержня 20 так, чтобы стрелка 27 указынала на шкале 25 заданное число оборотов, и зафиксировать кронштейн винтом 24. Поскольку цена деления шкалы 25 равна шагу резьбы вала 2, а н момент ренерсиронания стрелки 26 и 27 всегда совпадают, точность отработки заданного количества оборотов вала при ренерсировании не зависит от количества оборотов, а определяется только точностью срабатывания путевых выключателей и количеством зубьев кулачковой муфты.

Формула изобретения

Устройство для ренерсирования электропривода, содержащее путевые выключатели и вал с системой шестерен и переключаемых муфт, на ныходном конце которого установлен подвижный ползун, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности момента реверсирования, оно снабжено потенциометром, установленным на ползуне, и транзистором, ннеденным в цепь управления электроприводом и электрически соединенньм с потенциометром, причем на оси потенциометра устанон—

686133

Подпи сиое

Тираж 85 7

ЦНИИПИ Заказ 5482/54

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 лена шестерня, а ползун снабжен подпружиненными зубчатыми рейк ами, сцепленными с шестерней потенциометра.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 ° Авторское свидетельство СССР Ф 455438, кл. Н 02 Р 1/22, 1974.

2. Кожевников С.Н. и др. Механизмы. Машиностроение, 1976, с. 574, рис. 2.80.

Устройство для реверсирования электропривода Устройство для реверсирования электропривода Устройство для реверсирования электропривода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для торможения асинхронных короткозамкнутых электродвигателей

Изобретение относится к электрорадиотехнике

Изобретение относится к электромеханике и предназначено для тяговых приводов электрического транспорта с тяговыми электродвигателями постоянного тока последовательного возбуждения, в которых используется электрическое торможение

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к способу управления преобразователем, и может быть использовано в частотно-регулируемом электроприводе

Изобретение относится к электротехнике, а более конкретно к способу управления преобразователем, и может быть использовано в частотно-регулируемом электроприводе
Наверх