Цепь

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик (53) У r t K 621 855 4 (08tt.8) {61) Дополнительный н патенту (22) Заявлено 30.04.72 (21) 1779295/27 (23} Приоритет — (З2) 30.04.71 (31) 6435/71 (ЗЗ) Швейцария (51) М, Кл, F 16 6 13/14

Гасударственный комитет

СССР ио делан изобретений н открытий

Опубликовано 30.11.79. Бтоллетеиь № 44

Дата опубликования описания 05.12.I9 (72) Автор изобретения

Иностранец

Вальтер Рейсе (Швейцария) VlvîñTðàíïàë фирма

"Фераг А. Г." (Швейцария) (71) Заявитель (54) ЦЕПЬ

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья, имеющие на одном конце головку в виде тела вращения со сферической опорной поверхностью, а на другом — опорш и элемент, охватывающий головку соседнего звена и имегогций соответствующую ей форму.

Известная цепь имеет очень большие размеры, усложненный монтаж и демонтаж.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств цепи, упрощение монтажа и демонтажа, а также повышение надежности соединения звеньев.

Для этого в предлагаемой цепи головка звена имеет форму усеченного конуса со сферическими, имеющими различный радиус кривизны основаниями, являюшимися опорными поверхностями, причем каждое предыдущее звено обращено к последующему основанием с меньшим радиусом кривизны.

Опорный элемент звена можег быть выполнен с возможностью упругого расширения, а звенья — цельными. Обе опорные поверхности головки звена выполняются выпуклылггг, нли опорная поверхность головки с большим рашгусом кривизны выполняется выпуклой, а с меньцгнл — вогнутой. Звено со стороны опорного элемента может быть выполнено с продольным разрезом IQ меньшей мере в двух диаметрально протнвополо:-:лых местах, К0Нтур опорного элемента может иметь ступенчатую форму It частично охвачен корпусом из самосмазывающегося антифрикпионного материала или пластмассы. Опорный элемент звена может быть составным в виде ступенчатого цилиндрического наконечника, двух полувтулок, охватывающих наконечник и опорнуто но15 верхность большого радиуса входящей в наконечник головки соседнего звена, а также корпуса, охватывающего полув гулки.

На фиг. 1 показано звено предлагаемой цепи, перемещающейся в направляющей трубе; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 — второй вариант исполнении звена це. пи; на фиг. 4 — третий вариант исполнения; на фиг. 5 — вариант исполнения звена цепи с составным опорным элемлпом.

3 7015

Цепь содержит звенья 1 одинаковой конструкции, соединенные между собой шарнирно. Звено 1 имеет на одном конце головку 2, на другом конце опорный- элемент 3, охватывающий головку 2 соседнегр звена. Головка 2 выполнена в виде усеченного конуса со сферическими основаниями 4 и 5, расположенными концентрично, являющимися опорными поверхностями и имеющими общий центр кривизны 6, который лежит на продольной. оси цепи. Опор- 10 ные поверхности 4 и 5 головки 2 могут быль выпуклыми и связаны друг с друтом через конусообразную поверхность 7, которая имеет угол 8 раствора.

К опорной поверхности 4 головки 2 присоединен стержневой элемент 9, форма которого в основном цилиндрическая.

Опорный элемент 3 звена 1 имеет полость

10, которая в основном ограничена вогнутой опорной поверхностью 11, конической боковой стенкой,12 и вогнутой опорной поверхностью 13.

Эта полость повторяет форму головки 2 с тем лишь исключением, что угол раствора 14 конической боковой стенки 12 больше, чем угол 8 раствора. Вогнутые опорные поверхности 13 и 11 имеют практически такой же радиус кривизны, как и опорные, поверхности 4 и 5 и тот же центр кривизны 6. Из полости

10 опорного элемента 3 ведет наружу отверстие 15, диаметр которого в значительной мере больше, чем диаметр стержневого элемента

9 в непосредственной близости от опорной поверхности 4, Минимальная величина этого раз-. мера зависит от разности. между углами 14. и 8 раствора и от диаметра стержневого элемента и измерена обычно так, что при макси.мальном стклонении углов между двумя звень.ями, т е. при отклонении продольной оси одного звена от продольной оси соседнего звена на угол, равный 1/2 (угол 14 и угол 8) между внешней поверхностью стержневого элемента 9 и внутренним краем отверстия 15, не имеется зазора или он минимальный.

Из разности углов 14 и 8 раствора так же, как и из расстояния между непосредственно друг за другом идущими центрами кривизны

6 можно без труда подсчитать минимальный радиус кривизны цепи по фиг. 1. Например, при расстоянии, равном 60 мм и угле и = 8 минимальный радиус кривизны цепи около 860 мм, а при расстоянии, равном 50 мм и угле а =

= 8 — около.720 мм.

Следовательно минимальный радиус кривизны цепи пропорционален расстоянию между непосредственно друг за другом следующими центрами кривизны и обратно пропорционален синусу разности утлов 14 и 8. Каждое из звень51 4 ев 1 имеет свой наибольший диаметр на опорной поверхности 3, которая охватывает головку 2 непосредственно последующего звена 1.

Почти кольцеобразная поверхность 16 выполнена шарообразной, т. е. выпуклой наружу. Это дает возможность перемещать цепь в трубе 17, как это изображено на чертеже, причем каждое из звеньев 1 даже при дугообразном ходе трубки 17 касается внутренней стенки 18 только вдоль линии, которая идет в плоскости, проходящей перпендикулярно к продольному движению трубы, и удалена от центра кривизны на расстояние а. Тем самым гарантирована минимальная величина потерь от трения и скольжения благодаря шарообразной форме.

Таким образом, шарнирное соединение звеньев предлагаемой цепи при некоторых краевых условиях имеет все степени свободы, однако имеет осевой люфт от звена к звену. Отдельные звенья могут быть также повернуты относительно друг друга вокруг своих продольных осей.

Как показано на фиг. 1, в своем продольном направлении звенья прорезаны наподобии зажимной цанги. В данном случае имеются четыре прорези, из которых на фиг. 1 виден только паз 19. Пазы 19 расположены в плоскостях, проходящих через продольную ось звеньев 1, и имеют возможно меныпую ширину. В продольном направлении пазы 19 проходят через весь опорный элемент 3, через стержень 9 до части головки 2. Пазы 19 служат для того, чтобы опорный элемент 3 сделать способным к разжиманию так, чтобы головка 2 могла быть введена в опорный элемент 3 без помощи инструмента. Длина паза 19 зависит от свойства материала,из которого изготовлены звенья

1, и от той величины, на которую этн четыре лапки, получившиеся от разделения опорного элемента 3 пазами 19, должны быть разжаты для введения головки 2.

Опорная поверхность 20 меньшего радиуса кривизны головки 2 может быть выполнена вогнутой, как показано на фиг. 3. Опорные поверхности 4 и 20 имеют в этом случае так. же один и тот же центр кривизны 6, но расположены они в этом случае по одну сторону от, него, В полости 10 опорного элемента 3 предусмотрен плоский кольцеобразный выступ 21, на который установлен своим меньшим основанием нажимной элемент 22, имеющий форму усеченного конуса. Большое основание этого нажимного элемента 22 сделано выпуклым и образует опорную поверхность 23 для опорной поверхности 20 головки 2. Больший диаметр нажимного элемента 22 соответствует большему диаметру головки 2.

701551

1á 1$ 1Ф t7

М fb

Фиа. 1

Опорный элемент 3 на фиг. 1 имеет почти коническую форму, но может иметь и ступенчатую форму.

К стержню 9 примыкает цилиндрический участок 24, который имеет плоский торец 25, обра-. щенный к телу шарнира 2 звена 1, который предназначен для сцепления, например, со звездочкой, К цилиндрическому участку 24 примыкает бочкообразный участок 26 посредством обоймы 27, например, из эластичного деформируемого синтетического материала или из самосмазьвающегося антифрикционного материала.

Внешняя поверхность обоймы 27 также бочко образна. В результате труба 17, окружающая цепь, касается каждого звена только вдоль ли- . нии. Потери на трение и скольжение сведены до минимума без дополнительного смазывания.

Обойма 27 действует дополнительно как предохранительное кольцо. .Звено 1 может быть выполнено без продольных прорезей 19, т. е. опорный элемент 3 не имеет возможность эластичного расширения и выполнен составным в виде ступенчатого цилиндрического наконечника 28, выполненного на стержне 2.

Наконечник 28 имеет на орде открытое ко.ническое отверстие 29, основание которого закруглено в соответствии с радиусом кривизны опорной поверхности 5 головки 2, Наконечник

28 охвачен двумя полувтулками 30 — 31, которые частично своими торцами перекрывают отверстие 29 наконечника 28.

Поверхности полувтулок 30-31, прилегающие к сферической поверхности 4 головки 2, имеют соответствующую форму, вогнуто закруглены.

На обе полувтулки 30 — 31 надета обойма 32, которая может быль изготовлена из синтетического или из самосмазьвающегося антифрикционного материала. °

Формула изобретения

1. Цепь, содержащая шарнирно соединенные между собой одинаковые по форме звенья, имеющие на одном конце головку в виде тела вращения со сферической опорной поверхностью, а на другом — опорный элемент, oxsaтывающий головку соседнего звена и имею5 щий соответствующую ей форму, о т л и ч а ющая ся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств цепи, упрощения монтажа и демонтажа и повышения надежности соединения звеньев, головка имеет форму усеченного конуса со сферическими, имеющими различный радиус кривизны основаниями, являющимися опорными поверхностями, причем каждое предыдущее звено обращено к последующему основанием с меньшим радиусом кривизны.!

2. Цепь по п. 1, отлича ющаяся тем, что опорный элемент звена выполнен с возможностью расширения.

3. Цепь по п. 2, отличающаяся тем, что звенья выполнены цельными.

4. Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что обе опорные поверхности головки звена выполнены выпуклыми.

5, Цепь по п. 1, отличающаяся тем, что опорная поверхность головки с большим радиусом кривизны — выпуклая, а опорная поверхность с меньшим радиусом кривизны— вогнутая.

6. Цепь по п. 2, отличающаяся тем, что звено со стороны опорного элемента выполнено с продольным разрезом по меньшей мере в двух диаметрально противоположных местах, 7. Цепь по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что опорный элемент выполнен в виде ступенчатого контура и снабжен частично охватывающей его обоймой из самосмазьвающегося анти фрикционного материал а.

8. Цепь по пп. 1 и 2, о т и и ч а ю щ а я с я

40 тем, что опорный элемент звена выполнен составным в виде ступенчатого цилиндрического наконечника, двух полувтулок, охватьвающих наконечник и опорную поверхность большого радиуса входящей в наконечник головки

45 соседнего звена, а также обоймы охватывающей полув тулки.

701551

Э 26 27

Составитель АПлавинская

Техред Л.Алферова Корректор О.Ковпнская

Редактор

Тираж 1139 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Моксва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7414/43

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная.4

Цепь Цепь Цепь Цепь 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к составным частям транспортирующих машин, а именно к гибкому тяговому элементу конвейеров - цепи

Цепь // 826125

Изобретение относится к машиностроению , а именно к конструкциям тяговых цепей, и может быть использовано в лебедках, конвейерах, транспортерах , подъемниках и т.д Цель изобретения - снижение веса, уменьшение габаритных размеров и повышение коррозионной стойкости без уменьшения прочности

Изобретение относится к соединительному звену цепи. Соединительное звено цепи (1) содержит два идентично выполненных U-образных полузвена (2, 3) с подвесными скобами (4) и плечами (5-8), снабженными также входящими в зацепление друг с другом зубчатыми соединениями. Зубчатые соединения на плечах (5-8) образованы, с одной стороны, выполненными в виде упоров выступами и, с другой стороны, согласованными с выступами карманами. Между соседними внутренними плечами (6, 8) полузвеньев (2, 3) расположен соединенный с внутренними плечами (2, 3) центральный промежуточный элемент (19), положение которого фиксируется посредством трубчатого разрезного штифта (26). Достигается повышение надежности устройства. 2 н. и 16 з.п. ф-лы, 22 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции тяговых цепей конвейеров. Двухшарнирная разборная цепь содержит крестовины с осью для опорных катков и ось для направляющих катков, соединенных круглозвенными звеньями. На каждой из осей установлена втулка, состоящая из полувтулок, связанных между собой в тандем кольцевыми стопорными элементами. Элементы установлены в канавках, расположенных по концам втулки. Каждая из полувтулок выполнена для соединения тандема по схеме типа «ласточкин хвост». Кольцевыми стопорными элементами служат цилиндрические пружины. Достигается повышение надежности. 2 ил.
Наверх