Устройство для определения угла наклона объекта

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К аетОРСКОМ СаИДЕтЕЛЬСтВЬ

Союз Советских

Социалистическ их

Республик

705254

4i

/ == (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.11.75 (21) 2191729/18--10 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

6 01 С 9/36

Гооударстевииый комитет

СССР оо делам иэооретеиий и открытий

Опубликовано 25.12.79, Бюллетень J% 47

Дата опубликования описания 25,12.79 (53) УДК 528541 (088.8) (72 ) Автор изобретения

И, Н. Кочергин (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА

НАКЛОНА ОБЪЕКТА

Изобретение относится к области измерительной техники, и в частности, к устройствам для определения пространственного угла наклона I объекта, например летательного annaðàòà.

Известны указатели тангажа и крена, состоящий .из двух независимых одна от другой систем сообщающихся сосудов, частично заполненных жидкостью, индицирующие элементы которых определяют положение летательного аппарата только в одной плоскости 111.

Недостатки этой конструкции состоят в том„ что каждая система сообщающихся сосудов позволяет определять положение объекта только в одной плоскости, демпфирование жидкости не эффективно. Разрешающая способность указателя тантажа и крана не высокая из-эа малых размеров нндицирующих элементов, не предусмотрен отсчет величин крена, а осуществляется только его ицпикация.

Известны авиагоризонгы гироскопического типа (2).

Недостатками этих устройств являются сложность в эксплуатации и техническом обслуживанин, необходимость в специальных источниках питания энергией, сложность конструкции.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для определения пространсто венного угла наклона от 0 до 360, содержащее две концентрично расположенные сферы, частично заполненные жидкостью, и преобразователь угла наклона в электрическую величину (3).

Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и уменьшение габаритов, что позволяет использовать

его в качестве аварийного (дублирующего) прибора на самолетах, в случае выхода из строя гироскопического авиагоризонта.

Цель достигнута тем, что в предлагаемом устройстве, содержащем корпус, выполненный в виде сосуда, частично заполненного жидкостью и снабженного шкалой, нанесенной на его поверхности, сосуд выполнен в виде двух прозрачных концентрично расположенных полусфер, соединенных по вертикальному диаметру трубкой, причем, с целью снижения капиллярJ

4 4 камн 15, Нахождение уровня, жидкости в зоне 10 говорит о нормальном положении. самолета, При движении самолета с углом тангажа (крен равен нулю) уровень жидкости совер.- . шает кажущееся двйжение по шкале тангажа.

Угол тангажа на пикирование или кабрирование определяется в точке пересечения визирной линии 13 с линией уровня жидкости.

При движении самолета с углом крена (тангаж равен нулю) линия уровня жидкости проходит че. рез зону 10 в центре н пересекает шкалу 15, по которой отсчитывается величина крена (п1>авого или левого). При выполнении самолетом различных эволюций уровень жидкости одновременйо совершает кажущееся движение по окружностям. шкал кренов и тангажа, Эффект изобретения в повышении безопасности полетов, особенно при пилотировании самолетов и вертолетов в сложных метеорологических условиях при появлении факторов, могущих сказаться на работе известных авиагориэонтов: нарушение работы или отказ источников питания, неисправность коррекции, поломка прибора, нарушение работы дистанционных передач, неправильное пользование прибором в полете и т.д. Полная автономность работы авиагоризоита, простота, надежность кон. струк ции, незначительное влияние эксплуатационно-конструктивных факторов позволяют рассматривать предложенный авиагоризонт на борту самолета как резервный и сравнивать показания друтих авиагоризонтов, (горископического типа) с его показаниями.

Формула изобретения

1. Устройство для определения угла наклона объекта, содержащее корпус, выполненный в виде сосуда, частично заполненного жидкостью и снабженного шкалой, нанесенной на его поверхности, отличаю щ ее с я тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности и уменьшения габаритов, сосуд выполнен в виде двух прозрачных концентрично расположенных полусфер, соединенных по вертикальному диаметру трубкой.

2, Устройство по п. 1, о. т л и ч а ю щ е е с я- тем, что, с целью снижения капиллярного эффекта, разность радиусов полусфер

6 выбрана равной 0,05 — 3,0 мм, а радиус трубки — (2 — 4) 6.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ Р 878866, кл. 42 с 25/01, опублик. 1949.

2. Д. С. Пельпар Гироскопические приборы и автопилоты. "Машиностроение", 1964, с. 199—

201.

3. Авторское свидетельство СССР И 459668,. кл. 6 01 С 9/36, 1972 (поототил).

3 1Ж 2 й":Ж

3 70525 ного эффекта, разность радиусов полусфер 6 выбрана равной 0.05 — 3,0 мм, а радиус трубки — (2 — 4) 6.

На фиг. 1 изображено устройство-авиагоризонт (вид спереди); на фиг. 2 — вид сбоку (разрез по вертикальной диаметральной плоскости); на фиг, 3 — вид сверху (разрез горизонтальной диаметральной плоскости), на фиг. 4 — работа авйагоризонта в полете.

Устройство содержит две прозрачные шаровые полусферы 1 и 2 с радиусамй с6оответствен1,о R и г расположенные одна в другой и скрепленные между собой по диаметральным окружностям 3 так, что образован полусферический сосуд с внутренней полостью 6 = R — r, два

15 крайних отверстия его, находящиеся на одной вертикали —.нижнее 4 и верхнее 5 соединены между собой трубкой 6, внутренний радиус которой порядка (2 — 4) 6. Герметичный сосуд заполнен наполовину подкрашенной жидкостью 2

7, имеющей соответствующие физико-техническое параметры (коэффициент объемного расширения, температуру затвердевания, вязкость и т.д.), обеспечивающие работу авиагоризонта

25 в условиях эксплуатации самолета, Расстояние

6 обеспечивает необходимое демпфирование жидкости и не допускает проявления капиллярного эффекта. Полусфера 2 с внутренней (вогнутой) стороны окрашена в три цветовых . зоны" и на ней нанесена шкала тангажа. Зона 8

30 окрашена в светло-коричневый цвет, по ее шкале 9 отсчитывается угол тангажа на пикирование. Зона 10 окрашена в белый цвет и располагается примерно от 2,5 на пикирование до 2,5 на кабрирование. Зона 11 окрашена в светло-голубой цвет, по ее шкале 12 отсчитывается угол тангажа на кабрирование. Через середину шкалы тангажа по дуге большой окружности в вертикальной плоскости нанесе- 4, на визирная линия 13 для удобства считывания показаний. В диаметральной плоскости полусфер, с наружной стороны сосуда, укреплена шкала кренов 14 с визирными треугольнйми отметками 15. Шкалы авиагориэонта по

45 углам крена и тангажа равномерные — в силу конструкции прибора (сфера постоянной кривизны). Линия уровня жидкости четкая. Отсчет показаний однозначный. Немпфирование всего объема жидкости в сосуде позволяет отсчиты50 вать показания фактического положения само лета в йрострайстве. Прибор устанавливается на самолете так, что ось полусферического соСуда совйадает с направлением продольной оси самолета, а выпуклость его обрйКЙГа к пилотам. При нахождении самолета в "горизонте и нормальной температуре (+20 C) уровень жидкости 7 устанавливается в середине зоны 10 " и отмечается визирными треугольными отмет

Устройство для определения угла наклона объекта Устройство для определения угла наклона объекта Устройство для определения угла наклона объекта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для определения углов наклона строительных механизмов и машин, а также при эксплуатации различных промышленных зданий и сооружений

Изобретение относится к измерителям углов наклона объектов и позволяет повысить точность измерения

Уровень // 1686306
Изобретение относится к геодезическому приборостроению и может быть использовано при определении величины и направления наклона различных элементов конструкций

Изобретение относится к устройствам для измерения углов наклона объекта в трехмерной системе координат относительно гравитационного и магнитного полей Земли и может быть использовано, например, при горизонтально-наклонном бурении скважин. Сущность изобретения: датчик угла наклона объектов содержит корпус из двух полусфер (1, 2), каждая из которых включает по немагнитному электропроводному изолированному друг от друга сектору (3). Внутри секторов (3) размещен шар (4) со смещенным центром масс и нулевой плавучестью. Одна полусфера шара (4) выполнена из электропроводящего немагнитного материала (5), а другая полусфера - из диэлектрика (6) и имеет постоянный магнит (7). Шар (4) удерживается концентрично полусферам (1, 2) гидростатическим подвесом за счет сил поверхностного натяжения жидкости (8), заполняющей эквидистантный зазор («А») по сферической поверхности. Технический результат: упрощение и уменьшение габаритов устройства, повышение его чувствительности и надежности, расширение шкалы измерений. 2 ил.

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано в системах контроля и управления подвижными объектами, а также в приборах охранной сигнализации. Датчик углового положения содержит полый сферический корпус, частично заполненный жидкостью, внутри которого установлены электроды, электрически соединенные с закрепленными в корпусе токовыводами, при этом в корпусе, выполненном с электропроводящей внутренней сферической поверхностью, установлено закрепленное на токовыводах концентрично внутренней поверхности корпуса сферическое тело из диэлектрического материала, электроды выполнены в виде равномерно размещенных на внешней поверхности сферического тела шести одинаковых по форме и площади электропроводящих площадок, каждая из которых электрически соединена с соответствующим ей токовыводом, при этом между электропроводящими площадками на сферическом теле выполнены несоединенные между собой выступы, разделяющие внутреннюю полость датчика до внутренней поверхности корпуса с образованием зазоров, обеспечивающих перетекание жидкости при изменении углового положения датчика, причем жидкость имеет высокую диэлектрическую проницаемость. Технический результат - повышение чувствительности, упрощение эксплуатации и расширение области применения датчика углового положения. 2 ил.

Изобретение относится к устройствам для измерения углов наклона объекта в трехмерной системе координат относительно гравитационного и магнитного полей Земли и может быть использовано при горизонтально-наклонном бурении скважин. Датчик угла наклона объекта, чувствительный элемент которого выполнен в виде шара со смещенным центром масс, снабженным постоянным магнитом, размещенным в корпусе из полусфер, состоящих из немагнитных электропроводных изолированных друг от друга секторов, и удерживающегося концентрично сфере гидростатическим подвесом за счет сил поверхностного натяжения жидкости, заполняющей сферический зазор, и нулевой плавучести, обеспечивающего измерение углов наклона объекта по трем осям одновременно за счет рассогласования сигналов емкостного сопротивления и частоты между секторами полусфер корпуса, при этом полусферы шара выполнены из диэлектрика и снабжены оппозитно расположенными электропроводящими немагнитными гальванически соединенными или разъединенными между собой экранами размером до 1/4 сферы. Технический результат – повышение стабильности и точности измерений углов наклона объекта. 4 ил.
Наверх