Уплотнение ротора турбомашины

 

УПЛОТНЕНИЕ РОТОРА ТУРБО- МАШИНЫ, содержащее установленные в кольцевом пазу статора подвижное и неподвижное кольца, между которьвдаразмещена пружина, и регулировочные винты, отличающееся тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов и облегчения обслуживания, в пружине и статоре вьшолнены продольные пазы и в них установлены сухари, против'каждого из которых в пружине вьтолнены окна с установленными в них между кольцами пластинчатыми пружинами, а статор имеет радиальные отверстия, и регулировочные винты расположены в последних с упором в пластинчатые прз'жины.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19)SU(11) 7

3(51) F О1 Р 11/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 2660537/24-06 (22) 29.08.78 (46) 23.04.84. Бвл. ¹ 15 (72) В.В. Самарин и Л.П. Смирнов (53) 621.438:621-51(088.8) (56) 1.Авторское свидетельство СССР по заявке ¹ 2440840/24-06, кл. P 01 0 11/00, 1977. (54) (57} УПЛОТБКНИЕ РОТОРА ТУРБОИАШИНЫ, содержащее установленные в кольцевом и"зу "татора подвижное и неподвижное кольца, между которыми размещена пружина, и регулировочные винты, о т л и ч а ю m е е с я тем, что, с целью уменьшения осевых габаритов и облегчения обслуживания, в пружине и статоре выполнены продоль ные пазы и в них установлены сухари, против каждого из которых в пружине выполнены окна с установленными в них между кольцами пластинчатыми пружинами, а статор имеет радиальные отверстия, и регулировочные винты расположены в последних с упором в пластинчатые пружины.

Изобретение относится к турбомаибЫам и,- в частйости к уплотнениям роторов!

Известно уплотнение ротора турбо"" "машды содержащее установленные в кольцевом пазу статора подвижное и неподвижное кольца, между которыми размещена пружина, и регулировочные вйнты, проходящие через пружину 513.

Однако" установка регулировочных винтов вдоль ротора приводит к уве"= лйчейию габаритов турбомашины в осевоМ направлении, особенно когда требуется уплотнять диск рабочего колеса с обеих сторон, и в этом случае ухудшается также доступ к регу" лйровочным винтам.

Цель изобретения — уменьшение осевых габаритов и облегчение обслуживаййя.

Цель достигается тем, что в пру= .жине и статоре выполнены продольные пазы и -в них установлены сухари, = "против каждбго йз которых в пружине выполнены окна с установленными в них между кольцами пластинчатыин

="-" пружийами, а статор имеет радиальные отверстия, и регулировочные винты расположены в последних с упором в пластинчатые пружины.

На фиг. 1 изображена турбомашина

"с уплотнением ротора, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг 1 °

Уплотнение ротора турбомашины содержит установленные в кольцевом пазу 1 статора 2 подвижное и неподвижные кольца 3 и 4, между которыми размещена пружина 5, и регулировочо ные винты 6, а в пружине и статоре выполнены продольные пазы и в них установлены сухари 7, против каждого из которых в пружине выполнена окна

8 с установленными в них между кольцами пластинчатыми пружинами 9. Статор имеет радиальные отверстия 10, В которых расположены регулировочные ,винты с упором в пластинчатые пружины.

< 1

В процессе сборки, а также во время работы турбомашины в случае измене»ия осевого зазора (за счет температурных деформаций, осевого сдвига

5 ротора и изменения относительного положения деталей турбомашины) изме »е»»e положения подпружиненного подвижного кольца 3, производимое с целью обеспечения постоянной минимально возможной величины осевого зазора, осуществляется путем изменения длины пластинчатой пружины 9 при воздействии на нее регулировочных винтов 6.

Например, при увеличении осевого зазора ввинчивают регулировочные винты 6, сжимая при этом пластинчатую пружину 9, которая стремится при этом выпрямиться, что приводит к увеличению размера этой пружины вдоль оси ротора, т.е. к увеличению ее длины. Увеличиваясь по длине пластинчатая пружина .9, воздействуя на подвижное кольцо 3, перемещает

его в направлении уменьшения осевого зазора.

14833

Использование предлагаемого изобретения позволяет сократить габариты турбомашины в осевом направлении, 45 и, кроме того, улучшается доступ к регулировочным винтам, что облегчает обслуживание во время работы турбомашнны.

В случае уменьшения осевого зазора вывинчивают регулировочные винты

6, пластинчатая пружина 9 занимает при этом прежнюю изогнутую форму и сокращается по длине, освобождая подпружиненное подвижное кольцо 3.Пружинаэ, соединяющая неподвижное кольцо 4 с подвижным 3, отводит подвижное кольцо в направлении увеличения осевого зазора.

Соответствующим ввинчиванием и вывинчиванием регулировочных винтов

6 добиваются выравнивания осевого зазора в окружном направлении.

714833

Релактор Л. Письман

Техред С.Мигунова

Корректор,М. Шароши

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3аказ 2489/6 Тираж 502 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Уплотнение ротора турбомашины Уплотнение ротора турбомашины Уплотнение ротора турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей /ГТД/, например к ротору низкого давления ГТД, и может найти применение как в авиадвигателестроении, так и при наземном использовании двигателей

Турбина газотурбинного двигателя содержит корпус, вал и как минимум одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над каждым рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров по меньшей мере одной ступени турбины. Кольцевые вставки над рабочими колесами выполнены в форме усеченных конусов с расширением к выходу. Внешние кромки рабочих колес выполнены эквидистатно этим частям корпусов. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде поршня на валу турбины и распределителя подачи воздуха высокого давления, соединенного с трубопроводами с полостями по обе стороны поршня. Бортовой компьютер соединен электрическими связями с датчиками измерения радиальных зазоров и распределителем подачи воздуха. Каждая кольцевая вставка может быть выполнена пористой, а на ее внутренней поверхности может быть нанесено мягкое покрытие, например графитовое. На внутренней поверхности каждой кольцевой вставки может быть закреплены панели «сотового уплотнения». Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Турбина газотурбинного двигателя содержит корпус, вал и, как минимум, одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над каждым рабочим колесом. Вставки выполнены с внутренней поверхностью в форме усеченного конуса. Средство регулирования радиальных зазоров выполнено в виде средства осевого перемещения кольцевой вставки. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде бортового компьютера. Средство осевого перемещения выполнено в виде цилиндра с поршнем и штоком, и распределителя подачи воздуха высокого давления. К штоку прикреплен толкатель, соединенный с кольцевой вставкой. Распределитель воздуха соединен трубопроводами с полостями по обе стороны каждого поршня. Датчики измерения радиальных зазоров установлены, как минимум, над рабочими колесами одной из ступеней. Бортовой компьютер соединен электрическими связями с датчиками измерения радиальных зазоров и распределителем подачи воздуха. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров, по меньшей мере, одной ступени турбины. Кольцевые вставки над рабочими колесами закреплены на промежуточном и внутреннем корпусах. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде радиальных стержней, упирающихся одним торцом в промежуточный корпус, а другим - в механизм перемещения. Механизм перемещения может быть выполнен в виде гидроцилиндра или пневмоцилиндра, или шагового двигателя. Перед рабочим колесом может быть установлен аппарат закрутки, соединенный с магистралью подачи охлаждающего воздуха. В магистрали подачи охлаждающего воздуха установлен клапан. Во внешнем корпусе выполнено отверстие, к которому присоединена магистраль подачи охлаждающего воздуха с клапаном. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение кпд и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх