Тренажер транспортного средства

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЯЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Реслублик

<" > 720471 (6I) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 04.01.77 (21) 2440584у28-12 с присоединением заявки № (23)Приоритет

Опубликовано 05.03,80. Бюллетень ¹ 9

Дата опубликования описания 07.03.80 (51)M. Кл.

G 09 В 9/02

Йкударствеввй квинтет

СССР ао диан кзабретенкк и еткрытвй (53) УДК 371.6 (088. 8) Д. И. Крючатов, В. С, Минченко, В. Б. Кривоносов н А.. В. Пугач (72) Авторы изобретения

Опытно-конструкторское бюро Института металлофизнки, АН Украинской ССР (7I) Заявитель (54) ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для обучения управлению транспортными с рецствами.

Известен тренажер транспортного средства, содержащий вычислительное устрой ство и соединенные с ним кабину водитеS ля с органами управления и телеприемником, макет участка местности с препятствиями н.моцелью транспортного средства, средства перемещения модели по макету, 10 передающую телекамеру с вхоцным оптическим устройством, установленным на модели, датчики линейных перемещеняй модели (1 ) .

Известный тренажер не позволяет при

15 обучении учитывать специфику вождения . транспортного средства на воздушной подушке.

Жль изобретения - является расширение функциональных возможностей при обучении вождению транспортного средства на воздушной поцушке.

Поставленная цель достигается тем, что тренажер имеет устройство отображения условий движения, состоящее иэ экрана с участками различной проводимости, расположенными в соответствии с расположением препятствий н рельефа макета местности, н второй моцели транспортного устройства, размещенной нац ннм ссоециненной со срецствами перемещения первой модели, при этом вторая модель транспортного средства выполнена в виде бло ка щупов-датчиков линейных перемещений модели, а макет участка местности с препятствиями выполнен иэ эластичного материала.

Сущность изобретения поясняется чертежамн, где на фиг. 1 изображена блоксхема тренажера; на фиг. 2 - вид на макет сбоку; на фиг. 3 — вид по А.

Тренажер содержит (фиг. 1) кабину 1 с органами управления - пультом управления движением 2, установленную на трехстепенном стенде связанную с вычислительным устройством 3 и со средствами перемещения моделей 4 и 5. В кабине установлены также имитаторы 20471 шумов 6 и тепеприемни:; 7, соединенный ,:, средстве-1 телевизионной системь с пе-. редающей телекамера ., Входное апти,ос==

< oe таас р<ч)йство 8 ко<" < \Ой <1 < з,<< щ еы <; не< Вой модели транспо<ртнОГО сгецс "BB, НЯЦ МЯКЕТОМ УЧЯСТКЯ . 1" ТНОСТИ ; ВЫчиспи Тельное -cTpol_#_c- < Вс:: :. Ое пи он с уст ройств-,н;,;:- т обре,енч -,:-с - .- Ви <, В„оке ния и со средствами перемещения моделей.

Макет у"чясткя местно, и 9 с препятст виями (д иг, 2) 1 0 Вь<полнен ного материала Неппп!.<ер.,;=: nî-;or!oHe.

Устройств;-: !paH

ГУ.

HB ПОверхнОсти экряня р зя пОдлицо с ней, размещены участки (площадки) 12, выполненные из изоляционного материала.

25 фаницы этих участков и их положение на модели приведены в соответствие с контурами и положением макетов 9 препятствий. Электраправсдящее покрытие электрически связано с ВУ 2.

Для учета характеристик различных участков макета 9 ня электрспроводящем покрытии экрана 11 ра:1ещены также участки, конфигурация и положение кото35 рых соответствуют зонам макета, Выпал=ненныЕ из покрытий с заданным соотношением проводимостей. Эти участки связаны с вычислительным устройством 3.

Вторая модель 5 транспортного ".,ðåäñòâå размещена няц экраном 11 и Выполнена в виде блока, например 4-х щупов=-датчиков линейных перемещений, расположенных по периметру модели 5, например, В Вершинах прямоугольнике. Держатель блока имеет постоянный заданный уровень относительно нулевой плоскости экрана 10.

При перемещении мсдели 5 по рельефу экрана 11 изменяется только полок:ение щупов.

Макет 9 и экран 11 закреплены ча вертикальном неподвижном каркасе 13, при этом они расположены вертикально, параллельно друг другу, Во вне своими рельефными сторонами, а один из них

1 о повернут не 180 относительно другагс.

С каркасом 1 3 жестко связаны средства перемещения моделей, сацерже цие неподвижные горизонтальные направляющие

14 для тележки 15, расположенные вцоль плоскости каркаса ) 3, Тележке 15 несет н.": себе Вертикальные направляющие 16, 1 7 цля кя реток 1 8, 19 соответственно.

Вертикальные направляющие 1 6 ряспала;иены со стороны м1 кета 9, направляющие ., 7 — co стороны экрана 11.

Для синхронизации положений кареток

18, 19 отнссительно макета 9 и экрана

11 сни связаны друг с другом нерестяжимой гибкой нитью 20, например тро» сом, и:: направляющих роликах 21.

НЯ каретке 19 установлен привац 22, Вял которого связан с Вертикальной нерастяжнмой нитью 23, например тросом, закрепленным cBOHMN концами на тележке 15, С: помощью привода 22 каретки

18... 19 перемещеюгся пс вертикальным направляющим 16, ) 1 от осительно макета 9 и экрана 1" соответственно.

Для -.еремощения тележки 15 по горизонтальным направляющим 14 на каркасе 13 установлен привод 24, выходнОй Вал ка . срого Hi растяжимой ГибкОй нитью 25, например тросом, на направляющих роликах 26 соединен с тележкой

15., Ня кя.еткс 1 ;

: i :::-:коe ус-,р,-,,-.ство 8 снабжено прe»ono л, 8 для 1 е." еме,цения зхсцнОГо

eI; э;.Ър <,=", ÿ, ; . Но ".,<Гля крена лн фе ренте <: -.о к:,.рсу по сигналам вычислит<:;<<:,,1;;Г; "rex no AC ВЯ 3. ! я:<ер<=тке ) 9 закреплена модель 5 и:-н ипод . -,0 ля перемещения ее па курсу - .Нгнялям вычислительного устройст,:::. "; Ннхрснно:.. синфязно с соатветстВу. щ.;Г пepo.".1ещением Входного зеркярабата;-=;" -,лецующим сбраз I,. .;>.-.: брябс :ко.;;: очередной учебной зад. - :..:= г.:-..числите::.-ioe устройство 3

a;r:.O<"-.;«": =:.:HÌ=-.:-.:РЫ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ (СКОpcc.::, и .-<япрягпение Ветра, температуру нярук:чого воздуха, бальность водной паве;л»нос-:. = ., загрузка, количество топлива) .

:.Зыбрянные обучаемым текущие параме- ры -Вижения транспортного срецства ня . ;oздушной подушке также вводят вычислительное устройства 3 с пульта уп ревления движением 2.

По Введенным параметрам внешних условий текущим параметрам цвижения

720471

5 вычислительное устройство 3 отрабатывает параметры цвнження транспортного средства в заданной обстановке н выдает управляющие сигналы в различные устройства тренажера, в том числе на приводы

22, 24 для соответствующего перемещения кареток 18, 19, несущих модели 4 н 5, по координатам плоскости и на приводы 30, 28 для разворота модели 5 н вхоцного зеркала 29 по курсу. Очевидно, что любое изменение воцителем параметров движения найдет свое отражение в характере перемещения модели 4 и входного зеркала 29.

При перемещении модели 5 по рельефу экрана 11 щупы неэавнснмо друг от друга изменяют свое положение и, следовательно, изменяются сигналы на входы вычислительного устройства 3 от связанных с ними датчиков линейных перемещений. Величины сигналов от датчиков ха-. рактеризуют значения уровня и углов наклона модели 5 по дифференту и крену

Исходное положение блока щупов-датчиков 5 отрегулировано таким образом, что, когда модель 5 находится на некотором контрольном уровне (уровень водной поверхности) датчики не выдают сигналов, поэтому вычислительное устройство 3 определяет по сигналам от датчиков

Зо как среднюю высоту площадки местности, HBA которой в данный момент времени находится модель 5, так и углы ее наклонов по крену н днфференту. При этом, учитывая особенности расположения кабины на реальном транспортном средстве (слева впереди), угол наклона по днфференту определяют по сигналам от датчиков, связанных с левымн носо40 вым н кормовым щупамн, а угол наклона по крену - левым н правым носовыми щупами.

Отработанная вычислительным уст(зойством 3. средняя. высота местности.

4S суммнруется с высотой висения транспортного средства над экраном, которая вычисляется по известным зависимостям от характеристик транспортного средства.

Сигнал, пропорциональный суммарной вы

50 соте, поступает на привод 27 для изменения уровня модели 4 относительно плоскости макета 9.

Аналогично вычислительное устройство 3 суммирует текущие углы продоль ных и поперечных уклонов рельефа экра» на 11 с текущими углами по дифференту и крену транспортного средства н выдает соответствующие сигналы на привод 28 цля угловых перемещений по цифференту и крену входного зеркала 29.

При наезде модели 4 на любое нз препятствий 10 соответствующий щуп модели 5 попадает на изолированную площадку 12, моделирующую это препятствие, электрическая цепь межцу экраном 11 н щупом рвется и сигнал об этом поступает в вычнслнтеоьное устройство 3, которое отрабатывает по известным зависимостям соответствующие этой ситуации параметры движения транспортного средства, например скорость цвнження, развороты по курсу в ту нли другую сторону, в завнсимостн От ТОГО, к&кОй щуп находится на изолированной площадке 12. Сигналы вычислительного устройства 3 о наезде или изменении параметров движения поступают на устройства, которые отрабатывают соответствующие шумовые эффекты (имитаторы 6 шумов), производят наклоны и развороты кабины 1 водителя (трехстепенный стенц), н на приводы

22, 24, 27, 28 для нзменення зрительного восприятия при указанных перемещениях кабины 1 водителя.

Формула изобретения

Тренажер транспортного средства, содержащий вычислительное устройство и соединенные с ним кабину водителя с органами управления я теле, макет участка местностя с препятствия» ми и моделью транспортного срецства, средства перемещения моцели по макету, перецающую телекамеру с вхоцным оптическнм устройством, установленным на модели, датчики линейных перемещений модели, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей при обучении вождению транспортного средства на воздушной подушке, он имеет устройство отображения условий движения, состоящее из экрана с участками различной проводимости, расположенными в соответствии с располо» жением препятствий я рельефа макета местности, и второй модели транспортного средства, размещенной над ням и соединенной со средствамн перемещения первой модели, прн этом вторая модель транспортного средства выполнена в вице бло- ка щупов-датчиков линейных перемещений модели, а макет участка мес жости с препятствиямин выполнен иэ эластичного материала. °

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции М 2044859, кл. С 09 В 9/00, 1971.

720471

Составитель B. Эрелин

Редактор Д. Зубов Техред И. Астапош Корректор А- Филенко

Заказ 10224/36 Тираж 465 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства Тренажер транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к тренажеростроению, а конкретно к оптико-электрическим системам имитации внешней обстановки, и может быть использовано для визуализации картины окружающего пространства, предъявляемой механику-водителю в ходе обучения навыкам вождения и управления гусеничным транспортным средством

Изобретение относится к области исследования физических свойств материалов

Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и тренировки пилотов воздушных судов в различных условиях полета

Изобретение относится к устройствам контроля работоспособности телевизионных следящих авиационных прицельных систем, а также для использования в качестве тренажера летного состава

Изобретение относится к тренажеростроению, в частности к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, и может быть использовано как для тренировки персонала различных кораблей, так и для персонала других транспортных средств

Изобретение относится к области обучения и развлечений

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для исследования физико-механических характеристик дорожных покрытий в условиях, приближенных к реальным условиям эксплуатации

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения
Наверх