Планетарная передача

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскнк

Социалистических

Республик 729399 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 04.11.75 (21) 2186861/25-28 с присоединением заявки № —— (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 16 Н 1/28

Государстиеиный камитет (53) УДК 621.833..6 (088.8) Опубликовано 25.04.80. Бюллетень № 15

Дата опубликования описания 05.05.80 ао делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

П. Ф. Дейнеко

Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский горно-металлургический институт цветных металлов ВНИИЦВЕТМЕТ (71) Заявитель (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к многоскоростным зубчатым передачам, которые могут быть использованы, в частности, в станкостроении.

Известна планетарная передача, содержашая два взаимодействующих конических колеса, одно из которых установлено на ведушем кривошипном валу и соединено с ведомым валом посредством униве рсального шарнира, а другое жестко связано с корпусом передачи (1).

Такое устройство обладает высокой нагрузочной способностью, но не может быть использовано в качестве многоскоростного редуктора.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому 1зезультату является передача, содержащая взаимодействуюшие конические зубчатые колеса, одно из которых выполнено в виде блока колес, а другие установлены подвижно в осевом направлении и устройство для поочередного включения последних в зацеплении с блоком колес, выполненное в виде диска с кулачками, взаимодействуютцими со ступицами включаемых подвижных колес (2).

Невысокая жесткость подвижных колес известной передачи приводит к перекосам в зацеплении и снижению долговечности и нагрузочной способности передачи.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности многоскоростной передачи с коническими колесами.

Это достигается тем, что подвижные зубчатые колеса снабжены упорами, ограничивающими их смещение в сторону блока колес в включенном положении.

Кроме того, упоры расположены в ступицах подвижных колес и снабжены пружинами, удерживающими колеса в выключенном положении.

На фиг. 1 изображена предлагаемая пере15 дача, продольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разраз А-А и Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 — вид на выступ зубчатого колеса и кулачок устройства переключения при включенном положении (вид по стрелке В на фиг. 2); на фиг. 4 — то же, в выключенном положении.

Передача содержит колесо 1, выполненное в виде блока колес с зубчатыми венцами 2, установленное с возможностью враще729399 ния на ведущем кривошипном валу 3 и соединенное с ведомым валом 4 посредством универсального шарнира 5. Зубчатые колеса 6, установленные подвижно в осевом направлении в корпусе передачи 7, содержат ступицы 8 со скошенными боковыми гранями, в которые запрессованы упоры 9 с пружинами 10.

Устройство для поочередного включения зубчатых колес в зацепление выполнено в виде диска 11, содержащего несколько торцовых кулачков 12 со скошенными боковыми гранями и рукоятку 13, подпружиненную в направлении фиксирующих пазов корпуса пружиной 14. Углы скоса боковых граней выступов 8 и кулачков 12 равны и выбираются такими, чтобы обеспечить преодоление осевой составляющей сил, возникающих в зацеплении при включении колеса 6, и из возможности размещения кулачков 12 между выступами 8 смежных колес 6.

Передача работает следующим образом.

Вращение ведущего вала 3 передается колесу 1, которое при включенном колесе 6 обкатывается соответствующим венцом 2 по включенному колесу, совершая прецессионное движение, и, благодаря разности зубьев в зацеплении, поворачивается в направлении вращения ведущего вала на угол, соответствующий разности зубьев, и через универсальный шарнир 5 передает вращение на ведомый вал 4. При этом включенное колесо 6 жестко связано с корпусом 7 благодаря наличию в направляющих ступицах 8 упоров 9, которые прижимаются к корпусу, а концы выступов упираются в кулачки 12, расположенные против ступиц 8.

При необходимости изменить скорость вращения ведомого вала 4 рукоятку 13 выводят из паза корпуса и с ее помощью вращают в необходимом направлении диск 11, кулачки 12 которого смещаются со ступиц 8 и освобождают их. Освобожденное зубчатое колесо под действием осевой составляющей сил зацепления, а также пружин 10 передвигается вдоль оси передачи и расцепляется с соответствующим венцом 2. Вращаясь дальше, диск 11 надвигается своими кулачками 12 на ступицу 8 другого зубчатого колеса 6, вводит его в зацепление и стопорится следующим пазом корпуса, в который входит рукоятка 13 под действием пружины

14. Переключение передачи можно производить как при остановленном ведущем вале, так и при вращающемся, что позволяет сократить время на переключение.

Осевое усилие в зацеплениях зубчатых колес и усилие в контакте с кулачками 12 создает на подвижных колесах 6 опрокидывающий момент, воспринимаемый упорами 9. @ Изобретение позволит снизить металлоемкость передач в случае замены коробок .передач в сочетании с редуктором, или увеличить нагрузочную способность при замене многоскоростных редукторов с гибким звеном, или упростить конструкцию при замене планетарных коробок передач.

Формула изобретения

2е 1. Планетарная передача, содержащая взаимодействующие между собой конические зубчатые колеса, одно из которых выполнено в виде блока колес, а другие установлены подвижно в осевом направлении и устрой25 ство для поочередного включения последних в зацепление с блоком колес, выполненное в виде диска с кулачками, взаимодействующими со ступицами включаемых подвижных зубчатых колес, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной споза собности, подвижные зубчатые колеса снабжены упорами, ограничивающими их смещение в сторону блока колес во включенном положении.

2. Передача по п. 1 отлияаюиаяся тем, что упоры расположены в ступицах подвижных колес и снабжены пружинами, удерживающими колеса в выключенном положении.

Источники информации, @@ принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 314947 кл Г 16 Н 1/28 1969

2. Авторское свидетельство СССР № 27291, кл. F 16 Н 3/20, 1929 (r.ðoòoòèï).

729399

Вид Ю

Фиг. Z

Вио Ю

Составитель В. Апархов

Редактор Л. Народная Техред К. Шуфрич Корректор Н. Стен

Заказ 1239/33 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П к Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Планетарная передача Планетарная передача Планетарная передача Планетарная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх