Дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением новикова

 

(iii 735852

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советским

Социалистические

Республик

° « - « (61 ) Допол н и тел ьное к а вт. с вид- ву (22) Заявлено 15.06.78 (21) 2628917/25-28 (51)M. Кл. с присоединением заявки № 2628916/25-28

F 16 Н 1/00

Гоеудерстееииый комитет

СССР (23) Приоритет (З) УДК 621.833 (088.8) Il0 делам изабретеиий и открытий

Опубликовано 25.05.80. Бкмлетеиь ¹ 19

Дата опубликования описания 25 .0580

В. И. Короткин и В. Я. Веретенников (72) Авторы изобретения

Ростовский ордена Трудового Красного Знамени . государственный университет (71) Заявитель (54) ДОЗАПОЛЮСНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

С ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано нри проектировании зубчатых передач.

Известны зубчатые передачи с двумя линиями зацепления, содержащие колеса с криволинейными профилями головки и ножки зуба и центром кривизны головки зуба, расположенным на делительной прямой 11) «

,10

Недостатком известных передач является наличие ослабленной ножки, неравномерность распределения изгнбных напряжений по высоте профиля и длине зуба.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности н достигаемому результату является дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением Новикова, содержащая колеса, исходный контур зубьев. которых выполнен в виде выпуклой головки, вогнутой ножки и пере- ходного участка, сопряженного с ними (2).

Целью изобретения является повышение нагруз очной способности;

Это достигается тем, что параметры профиля исходного контура зубьев лежат в пределах сА -}A

О, 254 „<0,5> с(п-."о си,f

« де а — угол давления; и о р = 23-37 - угол между осью симметрии зла и прямой, проходящей через точки контакта на головке и ножке зуба при1 зацеппении колес;

И4 3f )= 0-15 — углы профйля в точках сопряжения переходного участка с головкой и ножкой зуба;

Х@ (О 05 0 75) гпл где Х вЂ” смещение центра дуги головки ниже

Ю делительной прямой;

m11 — модуль передачи в нормальном сечении к направлению зубьев. . Ha чертеже показан исходный профиль зубьев колес передачи.

Прямая 1, соединяющая контактные точки

К, (головки} и К, (ножки), расположена под уптом р к оси 2 симметрии зуба. Выбирая

73585 углы р йл и $ а f (где Оп — GJI давления, — профильнйе углы в точках сопряжения переходного участка (концентратора) 3 с активной головкой и ножкой соответственно) из соотношения 5

+ n 4.

0,25 с — <О,Б,;— о о о,1 а величину Х смещения центра 0 дугй головки ниже делительной прямой 4 — в пределах (0,05-0,75) mn где mn — нормальный модуль зацепления, получают условие, когда прямая 1 Пересекает активные профили головки и ножки зуба еще в двух точках о. и Ь, расположенных между контактными точками и лежащих вблизи соответствующих точек сопряжения с и d, Это позволяет, с одной стороны, конструировать профиль зуба, который в пределах межд точками Кг и Кн мало отклонен от прямой 1, достаточно близко аппроксимирую- 0 щей брус равного сопротивления в плоском сечении, и с другой стороны, — получить плавный концентратор 3 благоприятной конфигУРации и малой кривизны, чему способствует также

25 выбор разницы между углами с„и $ f в пределах 0-15 . В результате изгибные напряжения значительно выравниваются по высоте зуба, а прочность возрастает. Конфигурация профиля выше точки Кг ойределяется известным ограни чением по заострению вершины головки зуба, а ниже точки ʄ— выбранным радиусом галтели основания.

Угол р, который зависит от величины действующих на зуб усилий, прочностных свойств материала колеса и выбранных высоты зубьев и

О радиуса, галтели, находится в диа иэоне 23-37, что дает эффект усиления основания з y6a без известного сдвига профилей, сопровождающегося ослаблением переходного участка и пойижением

40 высоты зубьев.

Зуб описываемой передачи имеет достаточную величину активных поверхностей; что позволяет

2 4 повьшить изгибную прочность без снижения контактной прочности и потери устой,пвости пятна контакта.

Выбор величины смещения Хо в пределах (0,05-0,75) mп обеспечивает сильно вытянутое вдоль длины зуба мгновенное пятно контакта, что приводит к распределению прилагаемой нагрузки вдоль длины зубьев и дополнительному увеличению нагрузочной способности зубчатого колеса.

Формула изобретения

Лозаполюсная зубчатая передача с эацейлением Новйкова, содержащая колеса, исходный контур зубьев которых выполнен в виде выпуклой головки, вогнутой ножки и переходного участка, сопряженного с ними, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, параметры профиля исходного контура зубьев лежат в пределах ï г.

gag —

$a f =0-15 — углы профиля в точках со пряженйК переходного участка с головкой и ножкой зуба; (005 075)п и где X — смещение центра дуги головки ниже

CL делительной прямой;

mn — модуль передачи в нормальнем сечении к направлению зубьев.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. ГОСТ 15023-76. Передачи зубчатые цилиндрические Новикова с двумя линиями зацепления.

Исходный контур зубчатых колес.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке

У 2487058/28, кл. F 16 Н 1/02, 1977 (прототип) .

735852

Составитель А. Верховский

Техред Я.Бирчак Корректор, Е. Папп

Редактор Т. Смирнова

Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород ул. Проектная, 4

Заказ 2396/29 Тираж 1095

UHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением новикова Дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением новикова Дозаполюсная зубчатая передача с зацеплением новикова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх