Защелка направляющего каната

 

ОПИСАНИЕ(737618

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Сове i <ккх

Соцквлкстнческкх

Реслубллк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.10.77 (21) 2533741/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет —, (51) М. Кл.2

Е 21 В 43/О1

Геаударстввньа какнтет

СССР

Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20 (53) УДК 622.245, .7 (088.8) по деим нзвбретеннй н атнрытнй

Дата опубликования описания 05.06.80 (72) Автор изобретения

И. В. Волков

Р11Т r (, 3. .«ig j . „-" (!:; (71) Заявктель (54) ЗАЩЕЛКА НАПРАВЛЯЮЩЕГО КАНАТА

Изобретение относится к технике бурения морских нефтегазовых скважин с подводным расположением устья.

Известна защелка направляющего каната, выполненная в виде шаровых cTQBopHbIx элементов, установленных в радиальных каналах корпуса (1).

Такое устройство не обеспечивает автоматической работы при неоднократной замене направляющего каната и требует присутствия водолаза.

Известна также защелка направляющего каната, содержащая корпус с радиальными каналами на внутренней его части, головку, зажим направляющего каната, подпружиненную втулку со штырями и проточкой и запорный патрубок, взаимодействующий со стопорными элементами, установленными в радиальных каналах корпуса для взаимодействия с установленной на подводном устье колонкой с наружным конусом (2).

Однако применение запорного патрубка с плоским торцом, опирающегося на заходный конус .колонки при установке защелки, вынуждает располагать дополнительную систему предварительного взвода выше защелкивающего устройства и применять, таким образом, две аналогичные по принципу действия и конструктивному исполнению системы, что усложняет конструкцию механизма.

Усилие от натяжения каната, крепящегося ко внутреннему корпусу, воспринимается

его поперечным сечением, ослабленным каналами, т.е. поперечное сечение корпуса используется нерационально, что ведет к уве- личению металлоемкости.

Кроме того, это крепление каната по внутреннему корпусу вызывает необходимость полной разборки защелки для заделки конца каната в зажим, что вызывает сложность при эксплуатации, а запор запирает собачки системы предварительного взвода

1s только собственным весом и при резком вхождении защелки в воду или случайном ее перевороте возможно саморазблокирование и самопроизвольное срабатывание защелкивающего устройства, что снижает надежность устройства.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что зажим каната установлен в головке корпуса, 737618 в которой выполнены каналы для размещения штырей втулки, а нижняя часть запорного патрубка выполнена конусообразной для взаимодействия с конусом колонки.

На фиг. 1 представлена плавучая буровая установка над подводным устьем скважины; на фиг. 2 — защелка в положении предварительного взвода; на фиг. 3 — то же в положении замыкания на колонке; на фиг. 4то же в положении разобщения с колонкой.

При бурении скважин с подводным расположением устья плавучая буровая установка 1 связывается с устьем 2 посредством натяжных канатов 3, которые служат для ориентированного спуска оборудования для бурения скважины и обвязки устья. На нижнем конце каната 3 устанавливается защелка направляющего каната, которая соединяется с направляющей колонкой 4, жестко закрепленной на подводном уст ье.

Верхний конец направляющего каната огибает блоки 5 натяжного устройства и крепится к барабану 6.

Защелка направляющего каната состоит из внутреннего корпуса 7, к которому разъемным соединением крепится наружная головка 8. Корпус и головка образуют кольцевую полость А, в которой размещена втулка 9 с одной внутренней проточкой.

Во внутренней части корпуса 7 выполнен ряд радиальных конусных отверстий, в которые размещаются стопорные элементы— шарики 10. Шарики отжаты в сторону втулки запорным патрубком 11, связанным с втулкой пружиной 12. Запорный патрубок в нижней части выполнен конусообразным.

Шарики 10 являются запорными элементами и вместе с отверстиями в корпусе 7 и внутренней проточкой втулки 9 образуют защелкивающее устройство.

Втулка 9 с пружиной 12 образуют исполнительный механизм. Внутренняя проточка втулки 9, шарики 10, отверстия в корпусе 7 и запорный патрубок 11 образуют систему предварительного взвода.

Головка выполнена с каналами, сквозь которые проходят штыри 13, упирающиеся во втулку исполнительного механизма.

К головке 8 разъемным соединением крепится зажим каната 14.Для разобщения защелки применяется кольцевой груз 15

Защелка направляющего каната работает следующим образом.

В положении предварительного взвода втулка 9 находится в крайнем нижнем положении, сжимая пружину 12. При этом шарики 10 заходят в кольцевую проточку втулки и удерживаются в таком положении запорным патрубком 11, не давая втулке перемещаться вверх, в положение запирания.

При посадке защелки на колонку 4 конус последней входит во внутренний конус запорного патрубка 11 и поднимает его, сжимая пружину 12.

При этом шарики 10 переходят с наружного диаметра запорного патрубка 11 на колонку 4 и продолжают удерживать втулку 9 в положение разобщения до тех пор, пока они не войдут в кольцевую проточку колонки. В этом случае втулка освобождается и под действием пружины 12 перемещается вверх, блокируя шарики в положении соединения с колонкой.

Для разобщения защелкой по направляющему канату 3 спускается кольцевой груз

to 15, который своим весом утапливает штыри

13 и, преодолевая сопротивление пружины

12, перемещает втулку 9 до крайнего нижнего положения. Кольцевая проточка втулки оказывается при этом расположенной против шариков.

Натяжением направляющего каната защелка поднимается. Шарики 10 перемещаются в кольцевую проточку втулки и при снятии зашелки с колонки запираются запорным патрубком 11. р После снятия кольцевого груза защелка опять оказывается в положении предварительного взвода.

Введение в запор внутреннего конуса, сопрягаемого с наружным заходным конусом колонки, значительно упрощает конструкцию и повышает надежность ее работы, а размещение зажима каната на головке корпуса позволяет производить замену каната без разборки защелки, что ведет к снижению трудозатрат и повышению удоб р ства обслуживания. Кроме того,это размещение за счет изменения силового потока от нагяжения каната позволяет более рационально использовать поперечное сечение корпуса, так как при этом силовой поток не проходит через сечение, ослабленное отверстиями для защелкивающих элементов.

Формула изобретения

Защелка направляющего каната, содержащая корпус с радиальными каналами на

° внутренней его части, головку, зажим направляющего каната, подпружиненную втулку со штырями и проточкой и запорный патрубок, взаимодействующий со стопорными элементами; установленными в радиальных каналах корпуса для взаимодействия с ус45 тановленной на подводном устье колонкой с наружным конусом, отличающаяся тем, что, с целью повышений надежности работы устройства, зажим каната установлен в головке корпуса, в которой выполнены ка50 налы для размещения штырей втулки, а нижняя часть запорного патрубка выполнена конусообразной для взаимодействия с конусом колонки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

sg 1. Патент США № 3486556, кл. 166 — 5, .1969.

2. Патент США № 3452815, кл. 166 — 5, 1964 (прототип) .

737618

Составитель И. Кепке

Редактор М. Кузнецова Техред К. Шуфрнч Корректор Г. Решетник

Заказ 2628/15 Тираж 626 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Защелка направляющего каната Защелка направляющего каната Защелка направляющего каната Защелка направляющего каната 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу добычи жидкости из формации земли, содержащей отдельные зоны жидкости, расположенные на расстоянии друг от друга

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых в арктических условиях, преимущественно жидких и газообразных, а именно к сооружению подводных технологических комплексов, которые обеспечивают проведение работ по методу кустового бурения независимо от погодных условий и наличия ледового покрова

Изобретение относится к способам производства нефтегазопромысловых работ в глубоководных районах с тяжелыми гидрометеорологическими и климатическими условиями, в том числе арктическом шельфе, и конструкциям морских гидротехнических сооружений для этого

Изобретение относится к судну, предназначенному для использования при добыче или транспортировке углеводородов с морских месторождений

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно в арктических условиях, например жидких и газообразных
Наверх