Фрикционная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (737683

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05.01 78 (21) 2564376/25-27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М, К .

F 16 D 13/54

Государстеенный комитет

СССР

Опубликовано 30.05.80. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 05.06.80 (53) УДК 621.825..54 (088.8) по делам изобретений и открытий

Ю. А. Авдеев и И. E. Зоншайн (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

"-э 4э;"j ì> д jÔ Д

P (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержагцая две полумуфты. взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые поршнем (1).

Недостатком ее является сложность конструкции.

Известна фрикционная муфта, содержагцая смонтированные в корпусе две полумуфты, фрикционные диски, расположенные между полумуфтами и контактирующие с подвижной Ilo оси втулкой, взаимодействуюгцей посредством винтовых кулачков с поворотнойобоймой, а также механизм переключения, связанный с поворотной обоймой и содержащий подпружиненный к корпусу рыча г (2) .

Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемым результатам. го

Недостатком ее является надежность работы.

Целью изобретения является повышение надежности работы.

Поставленная цель достигается тем, что механизм переключения снабжен смонтированной в корпусе осью с рукояткой управления, зубчатым сектором, закрепленным,на оси, а также фиксатором. смонтированным на рычаге, при этом поворотная обойма выполнена с зубчатым венцом, входягцим в зацепление с зубчатым сектором. рычаг установлен на оси, а корпус выполнен герметичным.

Фиксатор выполнен в виде стержня, закрепленного на рычаге через винтовую пару.

Рычаг выполнен с расположенными по его оси отверстиями и связан с корпусом посредством пружины. закрепленной в одном из отверстий.

На фиг. 1 изображена муфта в отключенном положении, продольный разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке Л на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б — Б на фиг. 2.

Фрикционная муфта включает приводной вал 1, на который надевается ведущая полумуфта ", связанная с приводным валом шпонкой 3. На шлицах ведущей полумуфты 2 размещены ведущие фрикционные диски 4, упор 5, подшипник 6, втулка 7, подшипник 8, обойма 9 с зубчатым венцом

Компенсация износа тругцихся пар (обоймы 9, втулки 7 и дисков 4 и 14) достигается тем, что втулка 7 снабжена зубчатым венцом и при износе трущихся пар втулка 7 разворачивается в направлении, противоположном вращению обоймы 9 при включении муфты, на один зуб относительно зубчатых стопоров 15, фиксирующих втулку 7 от проворота:

Установка ведущих фрикционных дисков 4, обоймы 9 и втулки 7 на ведущей полумуфте 2, выполненной в виде втулки и связанной шпонкой 3 с приводным валом 1, разгружает приводной вал 1 от осевых усилий сжатия дисков 4 и 14 и позволяет унифицировать муфты многобарабанных лебедок.

Все движущиеся части муфты заключены в корпус 17, а выходы приводного вала 1 и оси 18 из корпуса уплотнены уплот- нительными кольцами.

Таким образом, при использовании данной конструкции обеспечивается повышение эксплуатационной надежности, достигается регулирование передаваемого муфтой крутящего момента и ускоряется процесс включения и выключения муфты при ручном управлении, что повышает ее быстродействие.

737683

3 и гайка 10 со стопорной шайбо" I. Ha приводном валу 1 на подшипниках 12 установлена ведомая полумуфта 13, на внутренних шлицаi которой смонтированы ведомые фрикционные диски 14. Втулка 7 снабжена зубчатым венцом, фиксирующим ее от разворота зубчатыми стопорами 15. Приводной вал 1 опирается через подшипник

16 на корпус 17, в котором на оси 18 с помощью штифтов закреплены рукоятки управления 19, зубчатый сектор 20 и рычаг 21, подпружиненный пружиной 22. В 1о рычаг 21 вмонтирован упор 23 с резьбовым отверстием, в которое вкручивается стержень 24 и фиксируется с двух сторон гайками 25.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

Рукоятка управления 19 поворачивается против часовой стрелки до положения, пока стержень 24 не выйдет из гнезда корпуса

17. Стержень 24 открывается и рычаг 21 поворачивается вместе с осью 18 по часо- щ вой стрелке усилием растянутой пружины 22.

При этом зубчатый сектор 20, жестко связанный с осью 18, также поворачивается по часовой стрелке и через зубчатый венец разворачивает обойму 9 против часовой стрелки. Разворачиваясь, обойма 9 винтовыми кулачками нажимает на ответные винтовые кулачки втулки 7, которая, будучи ограничена от разворота зубчатыми стопорами 15, отжимается от обоймы 9 и через подшипник 6 и упор 5 сжимает фрикцион- 30 ные диски 4 и 14, позволяя передавать вращение от приводного вала 1 через шпонку 3, ведущую полумуфту 2 и фрикционные диски 4 и 4 ведомой полумуфте 13 и далее барабану лебедки; Для у меньшения передаваемого муфтой крутящего момента верхний конец пружины 22 переустанавливается в рычаге 21 ближе к оси 18, а для увеличения передаваемого муфтой крутящего момента переустанавливается дальше от оси

18. Если при испытании оказывается, что 40 муфта выключается неполностью, то гайки 25 отвинчиваются, стержень 24 вывинчивается из оси 23 на величину, обеспечивающую полное выключение муфты, и гайки 25 зажимаются, фиксируя положение стержня 24. 45

При отключении муфты рукоятка управления 19 поворачивается против часовой стрелки до положения, пока стержень 24 не войдет в гнездо корпуса 17, фиксируя отключенное положение муфты.

При повороте рукоятки управления 19 зубчатый сектор 20 также поворачивается против часовой стрелки и через зубчатый венец разворачивает обойму 9 по часовой стрелке. Разворачиваясь, обойма 9 освобождает от усилия винтовые кулачки втулки 7 и снимает усилие сжатия фрикционных дисков 4 и 14.

Формула изобретения

I. Фрикционная муфта, содержащая смонтированные в корпусе две полумуфты. фрикционные диски, расположенные между полумуфтами и контактирующие с подвижной по оси втулкой, взаимодействующей посредством винтовых кулачков с поворотной обоймой, а также механизм переключения, связанный с поворотной обоймой и содержащий подпружиненный к корпусу рычаг, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, механизм переключения сна бжен смонтированной в корпусе осью с рукояткой управления, зубчатым сектором, закрепленным на оси, а также фиксатором, смонтированным на рычаге, при этом поворотная обойма выполнена с зубчатым венцом, входящим в зацепление с зубчатым сектором, рычаг установлен на оси, а корпус выполнен герметичным.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что фиксатор выполнен в виде стержня, закрепленного на рычаге через винтовую па ру.

3. Муфта по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что рычаг выполнен с расположенными по его оси отверстиями и связан с корпусом посредством пружины, закрепленной в одном из отверстий.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР

М 323581, кл. F 6 D 13/52, 970.

2. Авторское свидетельство СССР № 444903, кл. F 16 D 13/54, 1973 (прототип) .

737683

Составитель И. Яцунов

Редактор Н, Суханова Техред К. Шуфрнч Корректор H. Стец

Заказ 2637/18 Тираж 1095 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытйй

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.; д. 4/5

Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к автомобильным сцеплениям. Автомобильное сцепление содержит передающую крутящий момент от двигателя деталь, фрикционный и упругие элементы и ведомый диск. Ведомый диск передает крутящий момент на КПП или ведущий мост. Упругий элемент одним концом прикреплен к вышеупомянутой детали, а другим - к ведомому диску и позволяет им вращаться с различной скоростью. Достигается упрощение конструкции автомобильного сцепления. 4 ил.
Наверх