Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства

 

ОПИЮ АНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Fii>738931

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 0201;/8(21) 2562916/2 /-11 с присоединением заявки Нов (23) Приоритет (51)М. Кл.

В 62 D 61/12

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.06.80. Бюллетень ) (9 21

Дата опубликования описания 0506.80 (S3) V4 629.113 (088. 8) В. Н. Яглейко, М. С . Высоцкий, A. 3. Шаповалов, Н. Н, Санько, 3 ..М. Горелик, В.К.Добринец, A.Ô.JFóãèí, В.A.Залесский, И.А.Китайчик и Я.A.Óñòèíoíè÷ (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ Г10ДЬЕМОМ

И ОПУСКАНИЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОСИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области машиностроения, служит для управления подъемом и опусканием дополнительной оси и может быть использовано в автотранспортном машиностроении.

Известно устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее распределитель, выполненный в виде кожуха, с установленным в его рабочей полости золотником, имеющим с противоположных сторон осевые каналы, в которых расположены концы подпружиненных штоков, противоположные концы которых соединены с диафрагмами, расположенными в управляющих полостях распределителя, а механизм подъема. выполнен в виде силовых цилиндров, штоковые полости которых через распределительный клапан связаны с системой усилителя руля и параллельно с рабочей полостью распределителя, которая в свою очередь соединена с поршневыми полостями силовых цилиндров и со сливной магистралью.

Одна из управляющих полостей распределителя и управляющая полость распределительного клапана соединены с ресивером тормозной сиетемы транспортного средства, а вторая полость распределителя соединена с магистралью тормоз ной системы . (1) .

Основной недостаток известного устройства — низкая надежность.Это вызвано тем, что из-за малых проходных сечений распределителя при дви- жении автомобиля в полостях цилиндров создаются большие давления. Увеличение проходных сечений распределителя и, таким образом, снижение давления в полостях гидроцилиндров приводит к падению дополнительной оси при ее опускании.

Известно также устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее исполнительные, гидроцилиндры, кинематически связанные с рамой и дополнительной осью транспортного средства, насос, напорная гидролиния которого соединена со штоковыми полостями исполнительных гидроцилиндров и нагнетательной полостью распределительного устройства, сливная полость которого соединена с поршневыми полостями исполнительных гидроцилиндров и баком (2).

7389 31

Недостатком данного устройства является также его низкая надежность.

Цель предлагаемого иэобретения— повышение надежности устройства для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства.

Указанная, цель достигается тем, что рас ределительное устройство

Ьостоит иэ корпуса, в котором разме щен. клапан, во внутреннем меньшей по диаметру продольном сверлении которого расположено седло для золотника, а в большем .- подпружиненные золот ник и плунжер, связанные с диафраг- мой установленной между крышкой и одной из торцовых поверхностей кор- 15 пуса,на другой поверхности которого выполнено седло для клапана, причем наружная поверхность клапана выполнена с кольцевым выступом, контакти рующим с корпусом, торец клапана вы- 20 полнен в виде конуса для взаимодействия с седлом клапана, торцовая поверхность золотника со стороны, противоположной действию пружины, выпс лнена в виде конуса для взаимодей" 25 ствия с седлом золотника и втулки, укрепленной на конце плунжера для взаимодействия с клапаном и выполненной с боковыйи прорезями, а по-лость, образованная упомянутой диафрагмой и крышкой, объединена с пневматической системой транспортно

ro средства, при этом диаметр кольцевого выступа больше диаметра седла для клапана; а также тем, что устрой ство снабжено штоком, а крышка выполнена с центральным отверстием, в котором размещен упомянутый шток, связанный с диафрагмой, причем на внешнем конце штока размещена регулировочная гайка для взаимодействия 40 с упомянутой крышкой.

На чертеже представлена конструктивная схема устройства.

Устройство содержйт насос 1, мас ляный бак 2, исполнительные гидроцилиндры 3,,установленные между рамой и дополнительной. осью, поршни 4 которых образуют штоковые полости 5 и поршневые полости 6; распределитель 7, включающий корпус 8 с Размещенным внутри клапаном 9. Клапан 9 в месте перехода меньшего диаметра к больше" му имеет ступеньку 10, контактирующую с корпусом 8,,со стороны торца конусную поверхность ll, взаимодействующую с седлом клапана 12, установленного в крышке 13. В клапане 9 выполнены боковое отверстие 14, осе вой канал меньшего диаметра 15 и осевой канал большего диаметра 16.-"

В осевом канале 16 расположеиы под- 60 пружиненный плунжер 17 и золотник 16

"с" пружиной 19 ° Конусная поверхность

20 золотника 18 взаимодействует с седлом золотника 21. Клапан 9 и зо потник 18 связаны с подпружиненйым ф5 лунжером 17, проходящим своим стер-

1 нем 22 через осевой канал в золотнике 18 и канал 15 в клапане, втулкой 23 с боковыми прорезями. Втулка 23 со стороны клапана 9 и золотника 18 имеет два торца разного диаметра 24 и 25. Торец меньшего диаметра 24 упирается в торец золотника,l8, торец большего диаметра 25-в торец клапана 9.

Плунжер 17 под действием пружины 26 упирается в шток 27, установленный в крышке 28. Шток 27 крепится к диафрагме 29. Ход штока 27 с одной стороны ограничивается упором шайбы 30, а с другой — гайкой 31 в крышку 28. Регулировка хода штока производится гайкой 31 с кОнтргайкой 32.

Пневматическая полость 33 распределителя соединена через распределительный кран (на показан) с ресивером при подъеме оси и с рабочей магистралью тормозной системы при торможении автомобиля.

Штоковые полости 5 исполнительных гидроцилиндров 3 соединены с насосом 1 и нагнетательной полостью 34 распределителя 7. Поршневые полости 6 исполнительных гидроцилиндров соединены непосредственно с масляным баком 2 и параллельно с полостью слива 35 распределителя, а нагнетательная полость 34 распределителя непосредственно соединена с полостью слива 35 при открытом клапане 9 и через отверстие 14 и осевой канал 15 при закрытом клапане 9.

Для подъема дополнительной оси через распределительный кран воздух подводится к пневматической полости 33 распределителя. Диафрагма 29 перемещает шток 27, который воздействует на плунжер 17. Перемещаясь в осевом направлении, плунжер 17 сжимает пружину 26 и через пружину 19 перемещает золотник 18, торец 25 втулки 23 открывается от торца клапана 9. Конусная поверхность 20 soлотника 18 садится на седло 21,происходит перемещение клапана 9. Коническая поверхность 11 клапана 9 упирается в седло клапана. С этого момента происходит сжатие пружины 19 на величину xogta штока. Гайка 31 упирается в крышку 28. Нагнетательная полость 34 и полость слива 35 раэобщаются.

Рабочая жидкость от насоса 1 поступает под давлением в штоковые полости 5 исполнительных гидроцилиндров 3, поршни которых перемещаются, и происходит подъем дополнительной оси, Жидкость из поршневых полостей 6 исполнительных гидроцилиндров вытесняется в масляный бак 2, минуя распределитель 7.

В крайнем поднятом положении дополнительная ось упирается в раму.

Давление в системе несколько повыша738931 ется по сравнению с рабочим давлением. Под действием давления на неуравновешенную площадь золотника 18 (диаметр канала 15 меньше диаметра канала 16), конусная поверхность 20 золотника 18 отрывается от седла 5 золотника 21, преодолевая усилие пружины 19. Рабочая жидкость через отверстие 14 и осевой канал 15 по-— ступает в полость слива 35 и дальше в масляный бак 2. (0

Максимальное давление регулируется гайкой 31 с контргайкой 32, которые позволяют уменьшить или увеличить ход штока 27 и, следовательно, ограничивают сжатие г ружины 19.

Для опускания Оси распределительный кран устанавливается в положе, ние, при котором пневматическая полость 33 распределителя 7 сообщается с атмосферой. Под действием пружин 192О и 26 плунжер 17 перемещается вверх, торец 24 втулки 23 упирается в торец золотника 18. Действие пружины 19 на плунжер 17 прекращается. Пружина 26:отрывает конусную поверхность

20 золотника 18 от седла золотника 21. Клапан 9 конусной поверхностью ll прижат к седлу клапана 12 и перекрывает отверстие большего диаметра к крыаке 13. Рабочая жидкость из полостей цилиндров через отверстие 14 и канал 15 в клапане 9 поступает в сливную магистраль, заполняя поршневые полости 6 цилиндров.

Малое проходное сечение отверстия 14 создает в нагнетательной полости 34 35 давление, необходимое для плавного опускания дополнительной оси.

Прижатие клапана 9 конусной поверхностью ll к седлу клапана 12 и удержание пружины 26 в сжатом поло- 4О жении обеспечиваются усилием, возникающим от действия давления на неуравновешенную площадь штока (диаметр канала корпуса 8, в котором расположен клапан 9, меньше диаметра седла 12 в крышке 13) .

Когда ось опускается, поршни 4 в исполнительных гидроцилиндрах останавливаются и поступление рабочей жидкости из штоковых полостей 5 прекращается. Давление в нагнетательной полости 34 падает до величины, создаваемой толЬко насосом 1. Усилие, действующее на клапан 9 в сторону закрытия, резкб уменьшается.

Под действием пружины 26 клапан 9 своей конусной поверхностью ll отрывается от седла клапана 12, сообщая свободно полости нагнетания 34 и слива 35. Ход клапана 9 ограничивается упором ступеньки 10 в кор- ® пус 8 °

При движении груженого автомо» биля дополнительная ось перемещаетря, вызывая и перемещение поршней 4 в,цилиндрах 3. Клапан 9 распредели- 65 геля 7 открыт. Рабочая жидкость

«вободно вытесняется иэ штоковых полостей в поршневые и наоборот.

При торможении автомобиля воздух под давлением поступает к пневматической полости 33 распределителя от рабочей магистрали тормозной системы. В остальном последовательность включения устройства в работу соответствует подъему дополнительной оси, который описан выше.

Создаваемое в штоковых полостях 5 насосом 1 давление препятствует перемещению поршней в сторону штоковых полостей, которое имеет место из-за перераспределения подрессоренных масс автомобиля. Поршневые полости 6 соединены при этом непосредственно с масляным баком 2, давление в котором не повышается. Подвеска блокируется и, как следствие, эффективность торможения повышается.

Предлагаемое устройство для управления подъемом и опусканием допол-. нительной оси транспортного средства значительно повышает надежность уст- . ройства в работе.

Формула изобретения

1. Устройство для управления подьемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства, содержащее исполнительные гидроцилиндры, кинематически связанные с рамой и дополнительной осью транспортного средства, насос, напорная гидролиния которого соединена со штоковыми полостями исполнительных гидроцилиндров и нагнетательной полостью распределительного устройства, сливная полость которого соединена с поршневыми полостями исполнительных гидроцилиндров и баком, о т л и ч а ю щ е.е с я тем, что, с целью повышения надежности, распределительное устройство состоит из корпуса, в котором размещен клапан, во внутреннем меньшем по диаметру прОдольном сверлении которого расположено седло для золотника, а в большем — подпружиненные золотник и плунжер, связанные с диафрагмой, установленной между крышкой и одной из торцовых поверхностей корпуса, на другой поверхности которого выполнено сер(ло для клапана, причем наружная пбверхность клапана выполнена с кольцевым выступом, контактирующим с корпусом, торец клапана выполнен в виде конуса для взаимодействия с седлом клапана, торцовая поверхность золотника со стороны, противоположной действию пружины, выполнена в виде конуса для взаимодействия с седлом золотника и втулкой, укрепленной на конце плунжера для взаимодействия с клапаном и выполненной с боковыми прорезями, а полость, образованная упомянутой диафрагмой

738931

Составитель В.Калмыков

Редактор Н.Ахмедова Техред М,Петко

Корректор А, Гриценко

Заказ 2751/18 1 ираж 730

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подписное

Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4 и крышкой, объединена с пневматической системой транспортного средства, при этом диаметр кольцевого выступа больше диаметра седла для клапана.

2. Устройство по п.l, о т л и ч аю щ е, е с я тем, что, с целью принудительного управления распределительным устройством, оно снабжено штоком, а крышка распределительного устройства выполнена с центральным бтверстием, в котором размещен упомянутый шток, связанный с диафрагмой, причем на внешнем конце штока раз мешена регулировочная гайка для взаимодействия с упомянутой крышкой.

Источники информаЦии, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 211339, кл. В 62 D 61/12, 1967.

2. Испытания гидросистемы механизма вывешивания дополнительной оси автомобиля МАЗ-516 Б с уменьшенным гидравлическим сопротивлением. — Отчет БелавтоМАЗ, Минск,1977, с.5, рис.l, 2, М РегистРации

МАЗ-215-77.

Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства Устройство для управления подъемом и опусканием дополнительной оси транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесному транспортному средству, содержащему одно или несколько приводных колес

Изобретение относится к транспортным средствам, предназначенным для работы в условиях бездорожья, например планетоходам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к механизмам подъема мостов транспортных средств с пневматической подвеской

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к сельскохозяйственным тракторам

Изобретение относится к системе подвески автомобиля

Изобретение относится к автомобилестроению, преимущественно к автомобилям повышенной проходимости

Изобретение относится к сельскохозяйственному транспорту, а именно к дополнительно устанавливаемым вспомогательным устройствам для повышения проходимости неполноприводных транспортных средств при движении по скользкой дороге, в условиях бездорожья, при плохих погодных условиях и малой несущей способности почв

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам и касается создания амфибий, передвигающихся по воде или по суше

Изобретение относится к конструкциям ходовой части транспортных средств, преимущественно автомобилей для внедорожного передвижения, снабженных колесным движетелем
Наверх