Подшипник качения

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСЛ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) fl,îïîëíèòåëüíoå к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09,07. 76 (2I ) 2386070/25-27 (51) М. Кл.

F 16 С 33/66 с присоединением заявки №Государственный комитет (23) Приоритет аю делом изобретений и открытий

Опубликовано 15.06.80. Бюллетень № 22

Дата опубликования описания 18.06.80 (53 ) УД К 62 1.822.,7(088.8) В, А, Лебедев, A А, Лапин, М. Л. Еффа, H. A. Грубников, Н. М. Якунин, А. П. Мелкумян, Н. И. Фокин, М. И. Жевелев>

В. A. Куняев и В. К. Соколов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК КАЧ ЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен подшипник качения, содержаший внутреннее и наружное кольца и тела качения, размещенные в сепараторе (1).

Недостатком известного подшипника является то, что в процессе работы происходит потеря смазки.

Известен и другой подшипник качения, содержаший внутреннее кольцо и наружное, IO выполненное с направляющими бортами, а также тела качения, размещенные в массивном сепараторе, имеюшем на наружной поверхности кольцевую выемку с шириной больше диаметра гнезда о

В процессе работы подшипника частицы смазки, находящиеся в нем на поверхностях сепаратора и врашаюшегося кольца, могут перемещаться к торцам подшипника

20 (невозвратные перемешения смазки) под действием центробежных сил (при наличии допусковых конусностей на указанных поверхностях) или при наличии осевых

2 ускорений подвеса, где установлены подшипники, Смазка может также выдавливаться за пределы подшипника сепаратором при его скольжении по поверхности кольца.

Если в подшипнике вращается внутреннее кольцо и на него базируется сепаратор, то на поверхностях наружного кольца, примыкающих к его желобу, образуются кольцевые отложения смазки, отбрасываемой центробежными силами из отверстий сепаратора и выдавливаемой шариками из желоба наружного кольца. Смазка накапливается здесь и не возврашается на рабочие поверхности.

В результате невозвратных уходов смазки с рабочих поверхностей возникает режим "масляного голодания подшипников, происходят разрывы контактных пленок смазки между контактируклцими деталями подшипника; что ведет к ускорению износа подшипника и выходу его из строя. При повышенной температуре этот процесс ус коря ется.

45 з 740

Белью изобретения является повышение надежности и долговечности подшипника за счет сохранения в нем смазки, органиэация ее циркуляции и лучшего охлаждения. ,Постигается этв цель эа счет того, что на поверхностях кольца и сепаратора, имеющих направляющие цилиндрические части, выполнены противолежащие участки в форме боковых поверхностей усеченных конусов с малыми основаниями, примыкаю- 10 шими к направляющим частям кольца и сепаратора; углы раствора конусов, а также растворы метлу противолежащими коническими поверхностями направлены в сторону тел качения расстояния межлу 15 малыми основаниями конусов больше диаметра гнезда в сепараторе, а нецентрирующие поверхности сепаратора и другого кольца или только сепаратора, выполнены коническими с углами растворов, направ- 20 ленных в сторону тел качения.

На фиг. 1 изображен олин иэ вариантов предлагаемого радиально-упорного подшипника; на фиг. 2 — подшипник со съемным наружным кольцом. 25

Подшипник содержит внутреннее 1 и наружное 2 кольца, сепаратор 3. и шарики 4. Сепаратор базируется на наружное кольцо. На поверхностях кольца и сепаратора, имекицих направляющие цилиндри- 30 ческие части 5 и 6, выполнены противолежащие участки в форме боковых поверхностей 7 и 8 усеченных конусов. Расстоя« ние между малыми основаниями конусов больше диаметра гнезда в сепараторе /Q > )5

>8 (, Нецентрирующие поверхности 9 и

10 сепаратора и другого кольца также выполнены коническими.

Растворы всех указанных конических поверхностей направлены в сторону шари 40 ков.

Растворы между коническими поверхностями 7 и 8 также направлены в сторону шариков. Благодаря этим растворам и проточке на сепараторе образованы кольцевые полости 11.

Указанные конические поверхности с раствором в сторону шариков не позволяют смазке уходить за пределы подшипника под действием центробежных сил. 50

При работе подшипника смазка, выдавливаясь иэ желоба наружного кольца и отбрасываясь центробежными силами из отверстий сепаратора, накапливается на поверхностях 7 полостей ll ло тех пор, 55 пока сепаратор не начнет касаться этих отложений и сдавливать их своими поверхностями 8. При движении сепаратора

989 4 проис ходит изменение базового зазора <7 между сепаратором и наружным кольцом от 2о до О, ипоэтому давление сепаратора на смазку имеет пулы:ируюший характер. Благодаря раствору конических поверхностей 7 и 8 в сторону шариков при давлении сепаратора на смазку (находящуюся в полостях 11) она перемещается преимущественно в сторону шариков.

Звхватываясь шариками и перемешаясь по их поверхности в экваториальную плоскость (А-А) пол действием центробежных сил, смазка обеспечивает питание гидродинвмических пленок между шариками и кольцами.

Кроме того, смазка выносится из полостей 11 по коническим поверхностям

8 сепаратора под действием центробежных сил и, накапливаясь на гребне стыковки этих поверхностей, сбрасывается в желоб наружного кольца.

Смазка, выдавленная шариками из же лоба внутреннего кольца, отбрасывается на поверхность 9 сепаратора и перемещается центробежными силами к центральной части сепаратора, задерживаясь нв перемычках между отверстиями и частично попадая в отверстия.

Находящаяся в циркуляции смазка снова постепенно переходит в полости 11, остывает в них и, по мере накопления, опять вовлекается сепаратором в циркуляцию. В подшипнике со съемным наружным кольцом 2 баэировка производится по цилиндрическим направляющим частям 5 и 6 на кольце и сепараторе. К направляющим частям примыкают конические поверхности 7 и 8, выполненные на кольце и сепараторе, На наружном контуре сепаратора выполнены конические поверхности

9 и 10, Все .конические поверхности имеют раствор в сторону шариков 4.

Конические поверхности с указанным раствором не позволяют смазке уходить за пределы подшипника.

При работе подшипника на поверхностях 12 и 15 наружнога кольца накапливается смазка до тех-пор, пока она не

A начнет захватываться коническими поверхностями 9 и 10 сепаратора. По этим поверхностям смазка перемешается к центру сепаратора и отбрасывается в жс. лоб наружного кольца.

Таким образом, предлагаемая форма нерабочих поверхностей колец и сепаратора уменьшает потери смазки, обеспечивает ее циркуляцию с рабочих поверхностей на нерабочие и обратно, и лучшее охлаждение

5 740 смазки. Бчагодаря этому уменьшается износ рабочих поверхностей подшипника и увеличивается его долговечность.

Формул а изобретения

Подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца, одно из которых снабжено направляющими цилиндрическкми бортами, а также массивный сепаратор, имеющий направляющие цилиндрические поверхности, взаимодействующие с направляющими бортами кольца, и гнезда, в которых размещены тела качения, о тл и ч а m m и и с я тем, что, с целью повьппения надежности и долговечности, на поверхностях кольца и сепаратора, имеющих направляющие части, выполнены противолежащие участки в форме боковых

989 6 поверхностей усеченных конусов с малыми основаниями, примыкаккпими к направляющим частям кольца и сепаратора; углы раствора конусов, а также растворы между

5 противолежащими коническими поверхностями направлены в сторону тел качения, расстояния между малыми основаниями конусов больше диаметра гнезда в сепараторе, а нецентрирующие поверхности сепаратора и другого кольца или только сепаратора выполнены коническими с углами растворов, направленных в сторону тел качения.

Источники информации, ц принятые во внимание при экспертизе

1. ГОСТ 831-62 на Радиально-улов ные шарикоподшипники.

2. Спицын Н. А. и др. Опоры осей н валов машин и приборов Машиностроение", 1970, с. 281. и

740М9

f2

Составитель В. Хохлов

Редактор H. Вирко Техред О. Андрейко Корректор М:. Демчик

Заказ 3180/38 Тираж 1095 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Il3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник качения Подшипник качения Подшипник качения Подшипник качения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения, работающим с твердой смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам качения сухого трения, предназначенным для работы на твердой смазке

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройствам подшипников, содержащим систему смазки, и может быть использовано в приборостроении

Изобретение относится к машиностроению, а именно к узлам с подшипниками качения с консистентной смазкой

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях опор

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к способу и устройству для удаления регулируемо подаваемого к подшипнику скольжения смазочного средства
Наверх