Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора

 

Союз Соаетскнх

Соцналнстнческнх

Республик

< >742611

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 06.1278 (21) 2692091/24-06 (я)М. Кл.2 с присоединением заявки ¹

F 01 D 21/06

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 25.06,80. Бюллетень ¹23

Дата опубликования описания 2506.80 (72) Авторы изобретения

A. Е. Репников и И. Я.Камышев

Челябинский металлургический завод (71) Заявитель (54 ) ДАТЧИК СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИНЫ

OT ОСЕВОГО СДВИГА РОТОРА

Укаэанный датчик является ближайшим к предлагаемому по технической сущности и дос ти г аемому результату.

Недостатком этого датчика является невысокая надежность иэ-эа повышенного износа, возникающего иэ-за механического контакта сердечника с ротором.

Цель изобретения — повысить надежность датчика путем уменьшения износа, Для этого кинематическая связь сердечника с ротором выполнена в виде цвух постоянных магнитов, обращенных цруг к другу одноименными полюсами, причем один из магнитов закреплен на горце ротора, а другой — на торце серцечника °

На чертеже приведена схема предлагаемого датчика.

Датчик содержит измеритель 1 осевого перемещения с магнитопроводом в виде коаксиальных цилиндров 2 и 3, соединенных по торцам магнитопроводящими фланцами 4 и 5, кольцевыми обмотками 6 и 7, разделенными экраном 8 и подключенными к исполнительному блоку (на чертеже не показан), и подвижным сердечником 9, нагруженным пружиной

10. Регулируеьыми стойками 11 измеритель 1 прикреплен к корпусу 12 тур30

Изобретение относится к средствам автоматизации турбомашин и может быть ис поль з о вано в с ис темах э ащиты от осевого сдвига ротора.

Известны датчики осевого перемещения, содержащие измеритель с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным сердечником, кинематически связанным с контролируемой деталью (1). Обмотки соединены по дифференциально-трансформаторной схеме и вырабатывают сигнал при изменении положения сердечника.

Укаэанные датчики не предназначены15 для контроля осевого положения вращающихся деталей и потому не могут ис.пользоваться в системах защиты турбомашин от осевого сдвига ротора.

Известен также датчик системы защитыы турбомашины от осевого сдвига ротора, содержащий измеритель осевого перемещения с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным 25 сердечником, кинематически связанным с ротором (2) . В этом датчике кинема тическая .связь сердечника с ротором выполнена в виде шарика, опертого на торец ротора. (53) УДК 621 165 -759 (088. 8) 742611

Формула иэ обретен ия

ЗО

ЦНИИПИ Заказ 3430/31 Тираж 583 Подписное

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 бины, где расположен ротор 13. На оси вращения ротора 13 размещены постоянные мат ниты 14 и 15, обращенные друг к другу одноименными полюсами.

С помощью держателей lб и 17 магниты

Закреплены соответственно на торце ротора 13 и на торце сердечника 9.

5 работает датчик следующим образом.

При осевом перемещении вращающегося ротора турбомашины, например, в правую сторону происходит смещение постоянного магнита 14 вправо. Магнитное поле отталкивает магнит 15 и жестко связанный с ним сердечник 9 вправо и сжимает дополнительно пружину 10.

При осевом перемещении вращающегося ротора в левую сторону происходит смещение постоянного магнита

14 влево. Силы отталкивания между магнитами 14 и 15 уменьшаются, и пружина 10, разжимаясь, перемещает магнит 15 и жестко связанный с ним сердечник 9 влево.

Смещение сердечника 9 от среднего положения вызывает нарушение равенства индуктивных сопротивлений обмоток б и 7 и появление тока в измерительной цепи.

Так как магнитное сопротивление активных участков магнитопровода велико и равномерно по длине участков,зависимость между величиной тока и величиной перемещения якоря линейна на достаточно большой длине хода.

В момент достижения ротором rtpeдельного осевого перемещения исполнительный блок получает соответствующий сигнал и приводит в действие систему защиты турбомашины.

Эффективность данного датчика заключается в простоте конструкции механизма передачи перемещения сердечнику от вращающегося ротора турбомашины, в отсутствии изнашивающихся частей и обеспечении надежности и высокой степени точности измерения перемещений.

Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора, содержащий измеритель осевого перемещения с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным сердечником, кинематически связанным с ротором, отличающий с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения износа, кинематическая связь сердечника с ротором выполнена в виде двух постоянных магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами, причем один из магнитов закреплен на торце ротора, а другой на торце сердечника.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Швейцарии 9594874, кл. G 01 В 7/00, опублик. январь 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

9348871, кл, F 01 D 21/06, 1971.

Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к отключению турбин в экстренных случаях

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на паровых и газовых турбинах тепловых и атомных электростанций при их эксплуатации в процессе плановых и аварийных остановов турбин, в особенности при необходимости производства ремонтных работ на агрегатах системы регулирования и маслоснабжения

Изобретение относится к теплоэнергетике и позволяет повысить надежность и экономичность

Изобретение относится к турбиностроению и позволяет автоматизировать процесс обнаружения присосов воздуха в цилиндр низкого давления паровой турбины через концевые уплотнения

Изобретение относится к энергетике и м.б

Изобретение относится к турбиностроению, может быть использовано для контроля за работой лабиринтных уплотнений и позволяет совершенствовать и расширять контроль присосов воздуха в проточную часть цилиндров низкого давления (ЦНД), ЦНД 1 содержит корпусы 3 концевых уплотнений и выхлопной патрубок 9, в котором и в осевом зазоре 10 между диском 11 последней ступени и корпусом 3 установлены термопары 12 и 13 для измерения температур отработавшего пара и газовой смеси соответственно

Изобретение относится к газотурбинным двигателям с биротативным вентилятором авиационного применения. Газотурбинный двигатель с биротативным вентилятором содержит подпорные ступени, размещенные между рабочими колесами биротативного вентилятора, а также биротативную турбину, соединенную валами с рабочими колесами биротативного вентилятора. Лопатки переднего и заднего рабочих колес биротативного вентилятора выполнены поворотными вокруг радиальной оси, подпорные биротативные ступени на выходе выполнены с диффузорным каналом, первая лопатка внешнего ротора биротативной турбины выполнена с выпуклыми на продольном разрезе газотурбинного двигателя в осевом направлении входной и выходной кромками, а лабиринтное уплотнение между внешним ротором и статором биротативной турбины выполнено с внутренним и с внешним ярусами, с промежуточной воздушной полостью между ярусами, соединенной на входе с промежуточной ступенью компрессора, и оснащено системой активного управления радиальным зазором внешнего яруса уплотнения. Позволяет повысить надежность, экономичность и снизить вес газотурбинного двигателя. 4 ил.
Наверх