Колодочный тормоз

 

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союэ Советскик

Социапнстическиа

Республик

pi 767431

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.08-77 (21) 2518180/25-27 с присоединением заявки.% (23) Приоритет

Э (5))М. Кл.

F 16 D 51/12

Гееударстеаилый комитет

СССР до делам изобретений и открытий

Опубликовано 3009-80 . Бюллетень J% 36

Дата опубликования описання 30.09.80 (53) У@К 629.113. .597.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. М. Едигаров и М. А. Татевосян (7l) Заявитель (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве колесных тормозов транспортнЫх средств.

Известен колодочный тормоз, содержащий барабан, колодки с фрикционными накладками

5 и приводной кулачок, обеспечивающий рабочее перемещение колодок 11).

Недостатком известного тормоза является неравномерный износ фрикционных накладок, обусловленный неодновременностью поджатия колодок к барабану.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предложенному тормозу является тормоз, содержащий барабан с внутренней рабочей. поверхностью, тормозной диск, установленные на диске две подпружиненные колодки с фрикциоиными накладками, закрепленными на их наружной поверхности, механизм для рабочего перемещения колодок,а также механизм для синхронизации поджатия колодок к барабану, выполненный в виде шарнирных двухзвенников (2).

Однако известный тормоз имеет недостаточную синхронизацию поджатия тормозных колодок к барабану, что обуславливает их неравномерный износ, а также небольшая величина тормозного момента.

Цель изобретения — обеспечение более равномерного износа фрикционных накладок н повышение тормозногО момента.

Для этого механизм для рабочего перемещения колодок выполнен в виде двуплечего Ч-образного приводного поворотного рычага, одно плечо которого связано с торцом первой колодки с помощью шарнирной тяги, при этом второе плечо имеет рабочую поверхность, контактирующую с торцом второй колодки, а механизм для синхронизации поджатия колодок выполнен в виде выступов, жестко закрепленных на тормозном диске с возможностью взаимодействия с внутренними поверхностями колодок и с поверхностью свободного торца второй колодки, при этом поверхности колодок, взаимодействующие с выступами скошения, а первая колодка соединена в зоне своего свободного торца с тормозным диском с помощью шарнирной тяги. Рабочая поверхность второго плеча рычага выполнена в виде игольчатого подшипника.

767431

Выступы выполнены в виде игольчатых подшипниковв.

На чертеже показан предлагаемый тормоз.

Предлагаемый тормоз содержит V-образный двуплечий рычаг 1, соединенный тягой 2 и рычагом 3 с приводом (не показан).

Плечо а рычага при помощи шарнирной тяги 4 соединено с заклинивающей вращательное движение барабана 5 колодкой 6, а плечо б рычага в концевой части снабжено игольчатым под- lp шипником 7, который взаимодействует с торцом второй клинящей колодки 8.

Колодки 6 и 8 соединены с тормозным дис- . ком 9 при помощи стяжных пружин 10 — 13. 15

Внутренние поверхности колодок и свободные торцы колодок имеют скошенные участки, образующие лыски !4, поверхности которых после срабатывания привода входят в непосредственный контакт с,жестко закрепленными íà 2р диске 9 игольчатыми подшипниками 15 и перемещают колодки в их крайнее левое и правое положения, причем обе колодки перемещаются в одном направлении, т.е. обе колодки выполняют роль эаклинивающей колодки. 25

Не взаимодействующий с тягой 4 торец колодки 6 соединен с тормозным диском 9 при помощи шарнирной тяги 16.

Предлагаемый тормоз работает следующим образом.

При торможении, под действием привода рычаг поворачивает V-образный рычаг 3 влево, при этом плечо б рычага 1 через подшипник 7 взаимодействуя с торцом колодки 8 перемещает его настолько, чтобы фрикционная накладка колодки вошла бы в контакт с внутренней поверхностью тормозного барабана 5.

В дальнейшем колодка захватывается вращающимся барабаном, и, благодаря его продолжающемуся вращению рычага 1 вокруг своей оси, 40 поднимается своими скошенными под углом поверхностями на подшипники 15 и заклинивается ими.

Та же картина имеет место при функционировании колодки 6 с той лишь разницей, что 45 она протягивается в зазор между подшипниками 15 и барабаном 5 при помощи плеча а рычага 1 и шарнирно соединенной с ней тяги 4.

Шарнирная тяга 16 после срабатывания (вращения) рычага 1 поворачивается вокруг оси 17 и занимает перпендикулярное по отношению к колодке 6 положение.

Таким образом, колодки 6 и 8 под действием Ч-образного рычага 3 вращательного движещ тор озного барабана 5 скалэят под под» !55 1! 55 шипником 15 и благодаря контактирующим с ними коническим лыскам 14 заклиниваюгся между подшипниками и тормозным барабаном, застопоривая вращательное движение последнего, 4

После снятия осевого усилия с ножного при. вода стяжные пружины !0-13 и возвратные пружины главного цилиндра возвращают тормозные колодки в исходное положение.

Благодаря взаимодействию колодок (точнее скошенных поверхностей их конических лысок) с жестко закрепленными на тормозном диске упорными подшипниками, они одновременно и всей своей поверхностью прижимаются к тормозному барабану, тем самым эастопоривая его вращение.

Чем больше окажется скорость вращения колеса, тем с большим усилием будет происходить процесс их торможения, ибо в предлагаемой конструкции больше имеет место самоторможенне..

Это объясняется тем, что под действием

V-образного рычага и вращательного движения тормозного барабана колодки 6 и 8 просто затягиваются в зазор между тормозным диском и упорными подшипниками, и, принимая во внимание их перемещение в одном и том же направлении, заклинивают барабан 5.

Формула изобретения

1. Колодочный тормоз, содержащий барабан с внутренней рабочей поверхностью, тормозной диск, установленные на диске две подпружиненные колодки с фрикционными накладками, закрепленными на их наружной поверхности, механизм для рабочего перемещения колодок, а также механизм для синхронизации поджатия колодок к барабану, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью обеспечения более равномерного износа фрикционных накладок и повышения величины тормозного момента, механизм для рабочего перемещения колодок выполнен в виде двуплечего V-образного приводного поворотного рычага, одно плечо которого связано с торцом первой колодки с помощью шарнирной тяги, при этом второе плечо имеет рабочую поверхность, контактирующую с торцом второй колодки, а механизм для синхронизации поджатия колодок выполнен в виде выступов, жестко закрепленных на тормозном диске с возможностью взаимодействия с внутренн1яии поверхностями колодок и с поверхностью свободного торца второй колодки, при этом поверхности колодок, взаимодействующие с высшими скошены, а первая колодка соедиseaa в зоне своего свободного торца с тормозным диском с помощью шарнирной тяги.

»

2. Тормоз по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что рабочая поверхность второго пле767431

Составитель Т. Яковлева

Редактор Л. Гольдина Техред К. Гаврон Корректор О. Билак

Заказ 7168/32 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д, 4/5

Филиал ПИН "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ча рычага выполнена в виде игольчатого подшипника.

3. Тормоз по п. 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что выступы выполнены в вице иголь- g чатых подшипников.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе. 1. Патент США М 3677376, кл. F 16 0 51/22, 1972, 2. Авторское свидетельство СССР М 312991, кл, F 16 О 51 04, 1969.

Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз 

 

Наверх