Двухступенчатая передача для велосипеда

 

Ъ

--" : свкаут ъ, i ь

ОП ИСА Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ii) 768691

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.12.69 (21) 1386052/27-11 (51) М. Кл.

В 62 М 9/06

В 62 М 25/00 с присоединением заявки №вЂ”

Гасуда)тствеииый ксмивт

CCCP ио делам изобратеиий и открытий (23) Пр|иоритет— (43) Опубликовано 07.10.80. Бюллетень № 37 (53) УДК 629.)18.31 (088.8) (45) Дата опубликования описания 07.10.80. (72) Автор изобретения

Г. А. Старцев (71) Заявитель (54) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ

В ЕЛ ОС И П ЕДА

Предлагаемая передача относится к цепным велосипедным передачам с изменяемым передаточным числом.

Известна двухступенчатая передача для велосипеда, содержащая звездочки, охватывающую их бесконечную цепь, механизм переключения, выполненный в виде муфт свободного хода, размещенных на звездочках и взаимосвязанных поочередно с элементом включения муфт свободного хода, и управляющие элементы jl).

Недостатком отмеченной передачи является ухудшение условий педалирования, вызванное необходимостью при движении на одной из передач вращать педали велосипеда назад.

Цель изобретения — облегчение управления передачей.

Для этой цели механизм переключения размещен на оси заднего колеса велосипеда, а управляющие элементы выполнены в виде двух втулок с фигурными рабочими поверхностями, контактирующими одна с другой с двумя фиксированными рабочими положениями, при этом одна из втулок установлена на оси заднего колеса, а другая подпружинена относительно последней и связана жестко с элементом включения муфт свободного хода.

Изобретение поясняется чертежами. На фиг. 1 показан общий вид передачи; на фиг. 2 — разрез втулки заднего колеса; на фиг, 3 — развертка кулачковой втулки, s фигурной втулки и кулачка конуса, положение деталей соответствует фиг. 2, т. е. меньшему передаточному отношению; на фиг. 4 — то же, положение деталей соответствует моменту переключения; на

lo фиг. 5 — то же, но переключение завершено и детали приняли положение, соответствующее большему передаточному отношению; на фиг. G — положение деталей соответствует началу момента переключения с боль15 шого передаточного отношения на меньшее; на фиг. 7 — то же, положение деталей соответствует завершению переключения; на фиг. 8 — сечение А — А фиг. 2.

Бесконечная цепь 1, выполненная в виде

20 втулочно-роликовой, однонаправленно огибает звездочки передачи и образует две разновеликие петли, большая из которых опирается на звездочку 2, установленную на каретке велосипеда, а меньшая — на

25 поддерживающую звездочку 3, установленную на кронштейне пера задней вилки, и звездочки 4 и 5, установленные на шарикоподшипниках 6 — 8, расположенных между опорной поверхностью корпуса 9 и звездочзо кой 4, между звездочками 4 и 5 и между

768691

3 звездочкой 5 и кольцом 10, зафиксированным на корпусе 9 пружинным кольцом 11.

Корпус 9 в свою очередь опирается через шарикоподшипники 12 и 13 и конусы 14 и

15 на ось 16, в средней части которой выполнены шлицевые выступы 17, на которых с возможностью осевого смещения установлена фигурная втулка 18 с шарикоподшипником 19, к последнему пружиной 20 прижата муфта 21 свободного хода, которая является элементом механизма переключения передач. Передача выполнена как храповой механизм, но может быть выполнена, например и с роликовыми клиновыми элементами. Клиновые элементы 22, выступая за пределы корпуса 9 через выполненные в нем окна 23, прижаты пружинами (на чертеже не показаны) к внутреннему диаметру одной из звездочек 4 или 5, которые снабжены храповыми зубьями 24.

На расположенной внутри муфты свободного хода торцовой поверхности фигурной втулки 18 выполнен кулачок 25, а в выточке устновлена фигурная втулка 26 с четным количеством вырезов: глубоких 27 и мелких 28, удерживаемая от самопроизвольных поворотов пружинным кольцом 29, установленным в выточке, которая на некотором участке окружности прорезает стенку кулачковой втулки 18 насквозь. Вырезы 27 и 28 имеют встречный профиль по отношению к кулачку 30, выполненному на торцовой поверхности конуса 14. Толщина стенки кулачка равна сумме толщин стенок втулки 18 и втулки 26.

На цилиндрическую часть конуса 14 опираются ролики 31 муфты свободного хода 32, неподвижно закрепленной на звездочке 5 посредством проходящих сквозь сверления во фланце роликовой муфты 32 штифтов 33, в выточках которых установлено пружинное кольцо 34.

Описанная передача работает следующим образом. При вращении педалей крутящий момент передается на втулку заднего колеса через звездочку 2, втулочно-роликовую цепь 1 и звездочку 4, которая, вращаясь на шарикоподшипниках 6 и 7, ведет своими храповыми зубьями 24 клиновые элементы 22 муфты 21, которые, опираясь на стенки окон 23, увлекают за сооой корпус, вращая его на шарикоподшипниках

12 н 13, а с ним и заднее колесо велосипеда. Звездочка 5 при этом свободно вращается на шарикоподшипниках 7 н 8, выполняя роль поддерживающей. Ролики 31 муфты 32 катятся по цилиндрической части конуса 14.

Поскольку втулка 18 установлена на шлицевых выступах 17, а форма кулачков позволяет конусу 14 поворачиваться только в направлении, обратном вращению корпуса 9, остальные детали втулки заднего колеса неподвижны.

Для перехода на ббльшее передаточное

Формула изобретения

Двухступенчатая передача для велосипеда, содержащая звездочки, охватываю65 отношение производится поворот педалей назад, при этом втулочно-роликовая цепь

1 поворачивает звездочки 4 и 5 назад, и ролики 31, стремясь под действием наклон5 ных выемок корпуса муфты 32, сдвигаются к центру, заклинивают цилиндрическую часть конуса 14, заставляя его поворачиваться вокруг оси 16. Прижатая через систему деталей 18 и 21 к кулачку 30

1о вырезом 28 (фиг. 2, 3), фигурная втулка 26 движется вместе с ним, вращаясь в выточке втулки 18 (положение, соответствующее фиг. 3).

По мере дальнейшего движения кулачок

1ь 30 входит в соприкосновение с кулачком

25 и, действуя на его криволинейную поверхность, заставляет втулку 18, а с ней и детали 21 и 26 сдвинуться влево (фиг. 2), скользя по криволинейной поверхности л дальше, кулачок ЗО покидает вырез 28 и выходит на вершину кулачка 25 (фиг. 4), обойдя которую оказывается по другую сторону кулачка 25 над глубоким вырезом 27 фигурной втулки 26, которая совместно с

25 деталями 18 и 21 под действием пружины

20 сдвигается вправо (фиг. 2), надвинувшись вырезом 27 на кулачок 30, установив тем самым муфту 21 под звездочку 5 (положение, соответствующее фиг. 5).

30 На этом завершается переход с меньшего передаточного отношения на ббльшее.

При последующем вращении педалей вперед роль ведущей, корпус 9, а с ним и заднее колесо, переходит к звездочке 5, з5 муфта 32 освобождает конус 14 и он останавливается.

В том случае, если конус 14 при переключении повернулся несколько больше, чем это необходимо (например, до положе<о ния, соответствующего изображенному на фиг. 6), возможен его обратный поворот под действием катящихся по нему шариков до соприкосновения прямоугольных поверхностей кулачков ЗО и 25, после чего конус б 14 останавливается, Для обратного перехода на меньшее передаточное отношение педали вновь поворачиваются назад и описанный процесс повторяется с той разницей, что соприкос п новение кулачка 30 с кулачком 25 произойдет в его низшей точке (положение, соответствующее фиг. 6), и осевой сдвиг деталей 18, 21 и 26 (фиг. 2) окажется равным высоте кулачка 25, обойдя который

% (положение, соответствующее фиг. 7) кулачок ЗО окажется над неглубоким вырезом 27 фигурной втулки 26, в котором и фиксируется сдвинувшейся под действием пружины 20 вправо (фиг. 2) системой деталей 18, 21 и 26.

76869! щую их бесконечную цепь, механизм переключения, выполненный в виде муфт свободного хода, размещенных на звездочках и элементах включения одной из муфт свободного хода, и управляющие элементы, 6 отличающаяся тем, что, с целью облегчения управления передачей, механизм переключения размещен на оси заднего колеса велосипеда, а управляющие элементы выполнены в виде двух втулок с фигурными lo рабочими поверхностями, контактирующими одна с другой с двумя фиксированными

6 рабочими положениями, при этом одна из втулок установлена на оси заднего колеса, а другая подпружинена относительно последней и связана жестко с элементом включения упомянутой муфты свободного хода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 364492, кл. В 62 M 9/06, 1969.

768691

Риг. 7

Составитель Н. Николаева

Техред И. Пенчко

Корректор Л. Орлова

Редактор А. Ахмедова

Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкома

Заказ 6733 Изд. № 469 Тираж 729 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Двухступенчатая передача для велосипеда Двухступенчатая передача для велосипеда Двухступенчатая передача для велосипеда Двухступенчатая передача для велосипеда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению автоматическим переключением передач велосипеда посредством центробежной силы вращающихся грузов с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда при изменении давления текучей среды, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Велосипед // 2391244
Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом и может быть использовано для передвижения

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда при изменении вязкого трения, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда при изменении вязкого трения, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к использованию вязкостной муфты для переключения передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности велостроению

Изобретение относится к машиностроению и использованию биотранспорта с приводом кругового вращения шатунов, например, средненижнего расположения, а именно велосипедов, веломобилей, мопедов и т.п
Наверх