Сдвоенная муфта

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТЕЛЬСТВУ

Союэ Советскик

Социалистических

Ркпублик

<>775459 (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 070878 (21) 2661973/25-27 с присоединением заявки М (?3) Приоритет

Опубликовано 30.10.80. Бюллетень Йо 40 (я)м. кл.

F 16 0 21/06

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.52 (088. 8) Дата опубликования описания 301080 (72) Авторы изобретения

A.À.Õðàìöîâ, П.Т.Новиков, Ю.В.Петров, A.ß.Êoãàí и Б.И.Домашек (71) Заявитель

Специальное конструкторское бюро дизелестроения (54 ) СДВОЕННАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и в частности к устройствам для передачи вращения, преобразующим вращение ведущего вала в обоих направлениях во вращение ведомого вала в одном направлении.

Известна сдвоенная муфта, содержащая ведущую и ведомые полумуфты, взаимодействующие через пакеты фрикционных дисков |1).

Недостатком ее является сложность конструкции.

Известна сдвоенная муфта, содержащая два вала с ведущими кулачковыми полумуфтами, контактирующими при вклю 5 чении с ведомыми полумуфтами, связанными с ведомым валом через зубчатые передачи, а также механизм включения (2 1.

Данное устройство является наибо- 20 лее" близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является низкая надежность и сложность монтажа. 25

Целью изобретения является повышение надежности и упрсХдения монтажа.

Поставленная цель достигается тем, что механизм включения выполнен в виде эксцентрикового нала, 30 тяг и храповых механизмов, соединяющих тяги с ведущими полумуфтами.

На чертеже изображена муфта, об-. щий вид.

Муфта состоит нз корпуса, в котором на подшипниках установлены ведущие шестерни 1 и 2, сцепленные с ведомой шестерней 3. В.шестернях 1 и 2 на подшипниках установлены валы

4 и 5, на которых жестко закреплены шестерни 6 и 7 связи, находящиеся между собой в зацеплении. Между шестерней 1 и валом 4, а также между шестерней 2 и валом 5 установлены кулачковые муфты, состоящие иэ ведущих полумуфт 8 н 9 и ведомых полумуфт 10 и 11 ° Ведущие полумуфты на шлицах установлены на валах 4 и 5, ведомые полумуфты 10.и 11 жестко соединены с шестернями 1 и 2. Кроме того, передача содержит механизм включения и выключения муфт, состоящий из пневматического сервомотора, жестко соединенного с зубчатой рейкой 12, шестерни 13, закрепленной на валу 14 и сцепленной с рейкой

12. Вал 14 имеет два эксцентрика, с которыми шарнирно соединены тяги

15 и 16. Через головку каждой тяги проходит палец 17, концы которого

775459 закреплены в храповом колесе 18, имеющем зубья с прямыми и наклонными скосами. Через шарикоподшипник 19 храповое колесо соединено с барабаном 20, который может перемещаться вдоль шлицев относительно полумуфты

8. С полумуфтой 8 жестко соединен диск 21. В отверстиях этих деталей закреплены оси 22, на которых шарнирно установлены упоры 23. В эти упоры вставлены оси 24 с подпружиненными собачками 25.

Между ведущей полумуфтой 8 и барабаном 20 установлены пружины 26 сжатия. С дисками 21 могут быть соединены следящие золотники на чертеже не показаны, обеспечивающие 15 переключение подачи воздуха в ор,ганы управления двигателем в зависимости от перемещения ведущих полумуфт (фактически эти золотники являются датчиками направления 20 вращения двигателя) .

Вторая кулачковая муфта выполнена аналогично.

Передача работает следующим образом.

Мощность от двигателя подводится к валу 4. При работе двигателя на задний ход полумуфты 9 и 11 сцеплены между. собой, а полумуфты 8 и 10 расценены. В этом случае мощность к ведомой шестерне 3 подводится через шестерни б и 7 связи, вал 5, кулачковые полумуфты 9 и 11 и ведущую шестерню 2. При работе двигателя на передний ход.производится переключение кулачковых муфт т.е. полумуфты

8 и 10 сцепляются, а полумуфты 9 и

11 расцепляются . Мощность при этом к ведомой шестерне 3 подводится через вал 4, кулачковые нолумуфты 8 и

10 и ведущую шестерню 1. При этом 4О направление вращения шестерни 3 всегда остается постоянным. команда на переключение кулачковых муфт поступает одновременно с командой на реверсирование двигателя.

Процесс переключения муфт рассмотрим при переходе с заднего на передний ход. Сжатый воздух поступает в сервомотор, что вызывает перемещение рейки 12, которая поворачивает шестерню 13 и вал 14. При этом тяга 15 перемещается влево на включение муфты, а тяга 16 вправо на выключение муфты. Вместе с тягой 15 перемещаются влево детали палец 17, храповое коле уо 18, шарикоподшипник 19, бара- 55 бан 20, ведущая цолумуфта 8, упор

23 вместе с собачкой 25.

После того„ как выбирается зазор

А между упором 23 и выступом на валу 4, прекращается поступательное щ движение упора 23 с собачкой 25 и полумуфты 8. Барабан 20, сжимая пружины 26, продолжает поступательное движение до упора в ведущую полумуфту 8 (т.е. пока не выберется зазор Б)

Величина зазора Б установлена таким образом, что после того, как зазор Б выбран, кулачковые полумуфты 9 и 11 остаются в сцепленном состоянии, хотя и не на полную высоту кулачков.

Собачка 25 входит в контакт с храповым колесом 18 и, свободно обкатываясь по наклонным скосам зубьев храпового колеса, качается вокруг оси 24. При изменении направления вращения вала 4 (реверс двигателя) собачка 25 упирается в прямые скосы зубьев храпового колеса и вместе с упором 23 поворачивается вокруг оси

22. Упор 23 соскакивает с выступа на валу 4, и полумуфта 8 входит в зацепление с полумуфтой 10. Включение происходит безударно, так как обе полумуфты в этот момент имеют скорость, близкую к нулю.

Одновременно с включением полумуфт 8 и 10 происходит выключение полумуфт 9 и 11. Невозможность самопроизвольного выключения муфты обеспечивается тем, что у включенной муфты при одном из крайних положений сервомотора эксцентрик вала 14 останавливается в положении за внутренней мертвой точкой. Для выключения муфты эксцентрик должен пройти через внутреннюю мертвую точку, а это потребует перемещения влево барабана 20 и преодоления усилия пру жин 26, что возможно только прй подаче воздуха в сервомотор.

Формула изобретения

Сдвоенная муфта, содержащая смонтированные на валах две ведущие кулачковые полумуфты, контактирующие при включении с ведомыми кулачковыми полумуфтами, связанными с ведомыми . валами через зубчатые передачи, а также механизм включения, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения монтажа, механизм включения выполнен в виде эксцентрикового вала, тяг и храповых механизмов, соедняющих тяг с ведущими полумуфтами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9570737, кл. F 16 2 13/00, 1976.

2. Дизель 61. Описание и инструкция по эксплуатации. Ленинград, 1964, с. 27-34, рис. 13а и 13б лрототип1 .

775459

Составитель И.Яцунов

Техред Т.Маточка . Корректор Ю.Макаренко.

Редактор Т.Морозова

Филиал ППЛ "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Эаказ 7698/49 Тираж 1095 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5

Сдвоенная муфта Сдвоенная муфта Сдвоенная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям. Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров. Ступица (25) гидроцилиндра меньшей муфты установлена на ступице (11) гидроцилиндра большей муфты, связана с ней шлицевым соединением и закреплена на ней при помощи фиксатора (29). Фиксатор (29) выполнен в виде резьбовой втулки, ввернутой в ступицу (11) и имеющей фланец с буртиком (31), примыкающий к торцу ступицы (25). На торце ступицы (25) сделано радиальное углубление (30), в которое вставлен пластически изогнутый участок (32) буртика (31). Достигается повышение ремонтопригодности. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Узел сцеплений содержит два нормально замкнутых пружинами (1) и (2) масляных многодисковых сцепления (3) и (4), управляемые посредством гидроцилиндров (5) и (6). Сцепление (3), связывающее ведущий вал (9) с ведомым валом (15) меньшего диаметра, сделано большего диаметра. Сцепление (4), связывающее ведущий вал (9) с ведомым валом (20) большего диаметра, сделано меньшего диаметра. Сцепление (3) содержит торообразный корпус (7) с внутренними зубьями (8), соединенный с ведущим валом (9), фрикционные диски (10) с наружными зубьями (11), зацепленные с корпусом (7), фрикционные диски (12) с внутренними зубьями (13), зацепленные со ступицей (14). Ступица (14) соединена с ведомым валом (15) меньшего диаметра. Сцепление (4) содержит чашеобразный обод (18) с внутренними зубьями (19), соединенный с ведомым валом (20) большего диаметра, фрикционные диски (21) с наружными зубьями (22), зацепленные с упомянутым ободом (18), фрикционные диски (23) с внутренними зубьями (24), зацепленные со ступицей (25). Ступица (26) корпуса (7) сцепления (3) соединена со ступицей (25) кольцевой стенкой (27), разделяющей гидроцилиндры (5) и (6). Достигается уменьшение осевых размеров узла сцеплений. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Наверх