Тяговый привод локомотива

 

((ц793844

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ бо)ов Оовотских

43ециалистическик

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.09.78 (21) 2676310/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.01.81. Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания 07.01.81 (51) М, Клз

В 61С 9/44 государстееииык комитет

СССР (53) УДК 621.333.2 (088.8) пе делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. Г. Циклаури, В. 1О. Вардоиани, P. П. Гудушаури, В. Н. Зумбадзе, Г. Г. Купрашвыли и )К. П. Телиашвили (71) Заявитель (54) ТЯГОВЫЙ ПРИВОД ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается локомотивостроения, а именно тягового привода локомотива.

Известен тяговый привод локомотива, со- 5 держащий опирающийся на раму тележки электродвигатель, на валу которого жестко закреплена ведущая шестерня, зацепленная со смонтированным на полой цапфе остова электродвигателя, охватывающей ось ко- 10 лесной пары с зазором, ведомым зубчатым колесом, связанным с колесной парой двойной карданной муфтой, выполненной с полым валом, ведущим и ведомым дисками

М. 15

Такая конструкция привода обеспечивает передачу тягового момента и взаимные перемещения колесной пары и подрессорного ведомого зубчатого колеса.

Однако этот привод имеет полый вал с большими размерами и весом, часть которого неподрессорена. Расположение полого вала в пространстве между осью колесной пары и остовом двигателя требует зазора между ними и определяет увеличение межцентрового расстояния зубчатой передачи на величину этих зазоров и толщины стенки полого вала. Это ведет к уменьшению передаточного числа зубчатой передачи из-за необходимости увеличения диаметра веду- 3() щей шестерни двигателя при лимитированном по клиренсу диаметре ведомого зубчатого колеса. Уменьшение передаточного числа отрицательно сказывается на передаваемом тяговом усилии, что для грузовых локомотивов нежелательно. Кроме того, невозможно применять двустороннюю зубчатую передачу, обладающую многими преимуществами перед односторонней: достижение расчетного распределения массы подрессорной части тележки по колесам колесных пар, исключение кручения осей колесных пар от вращающих моментов, передаваемых на движущие колеса от тяговых двигателей и улучшение условий работы подшипников вала якоря.

Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение передаваемой мощности и снижение металлоемкости привода.

Это достигается тем, что ведущий диск муфты встроен в центр ведомого зубчатого колеса, полый вал расположен между последним и смежным с ним колесом колесной пары, а ведомый диск расположен с внешней стороны этого колеса.

На фиг. 1 изображена колесная пара с предлагаемым приводом; на фиг. 2 — часть привода в аксонометрии.

793844

Тяговый привод локомотива состоит из опирающегося на раму тележки электродвигателя 1, к остову которого прикреплена полая цапфа 2 с установленным на ней на подшипниках 3 ведомым зубчатым колесом

4, находящимся в зацеплении с шестерней

5 тягового двигателя.

Зубчатое колесо 4 посредством встроенных в него двух соосных шарниров 6 сочленено с ведущим диском 7. Последний сочленяется с полым валом 8 аналогичной парой шарниров, смещенной на 90 по отношению к первой и расположенной в вырезах колеса 4 так, что оси обеих пар шарниров 6 находятся в одной плоскости, перпендикулярной оси колеса 4.

Для аналогичного шарнирного сочленения полого вала 8 с ближним ведущим колесом 9 колесной пары в последнем имеются два диаметрально противоположных выреза, через которые проходят кронштейны полого вала 8, шарнирно сочлененные с ведомым диском 10. Этот диск парой накрест лежащих шарниров 11 соединяется с кронштейнами 12, установленными на колесе 9 со смещением на 90 относительно вырезов так, что оси шарниров находятся в одной плоскости с наружной стороны колеса перпендикулярно оси.

Узел зубчатого колеса 4 с сопряженной шестерней 5 двигателя защищен общим кожухом 13.

При работе привода вращающий момент от шестерни 5, насаженной на валу двигателя, передается зубчатому колесу 4 и через диск 7, полый вал 8 и диск 10 к движущему колесу 9 колесной пары. Такое соединение элементов привода образует двойную карданную муфту, которая при передаче вращающего момента обеспечивает всесторонние свободные взаимные перемещения подрессоренных частей: двигателя с зубчатой передачей, закрепленных на раме тележки, и неподрессоренной колесной пары.

Перемещения в продольной вертикальной плоскости компенсируются за счет свойств двойной карданной муфты, а в осевом направлении за счет разбега в подшипниках и разбега в шарнирах 6.

Предлагаемый привод позволяет уложиться в межцентровые рассстояния тяговой зубчатой передачи, близкие к моторноосевым подвешиваниям двигателей, обеспе1о чивающих получение необходимых для локомотивов передаточных чисел без применения промежуточных зубчатых колес, применять при необходимости двустороннюю косозубую зубчатую передачу с целью повы15 шения передаваемой мощности и сохранить относительно малые углы поворота в шарнирах муфт при вертикальных взаимных перемещениях движущего колеса и подрессоренного зубчатого колеса редуктора.

Формула изобретения

Тяговый привод локомотива, содержащий опирающийся на раму тележи электродвигатель, на валу которого жестко закреплена ведущая шестерня, зацепленная со смонтированным на полой цапфе остова электродвигателя, охватывающей ось колесной пары с зазором, ведомым зубчатым коле30 сом, связанным с колесной парой двойной карданной муфтой, выполненной с полым валом, ведущим и ведомом дисками, отлич а ю шийся тем, что, с целью упрощения конструкции, повышения передаваемой

35 мощности и снижения металлоемкости привода, ведущий диск муфты встроен в центр ведомого зубчатого колеса, полый вал расположен между последним и смежным с зим колесом колесной пары, а ведомый

40 диск расположен с внешней стороны этого колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

45 М 469628, кл. В 61С 9/44, 1973 (прототип).

793844

Составитель Б. Левин

Редактор М. Стрельникова

Корректоры: О. Тюрина и Л. Орлова

Техред И. Печко

Типография, пр. Сапунова, 2

Закав 36/3 Изд. № 164 Тираж 553 Подписное

1 1ПО «Поиск» Гасударственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4(5

Тяговый привод локомотива Тяговый привод локомотива Тяговый привод локомотива 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к конструкции колесной пары локомотива

Изобретение относится к шасси с приводом для рельсовых транспортных средств, в частности поворотных тележек для низкорамных транспортных средств, а именно с признаками из ограничительной части пункта 1 формулы изобретения

Изобретение относится к железнодорожному транспорту

Изобретение относится к валу колесной пары для монтируемого на оси электрического приводного двигателя, включающему в себя две аксиально боковые краевые зоны и среднюю зону, размещенную между краевыми зонами

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к компенсационным муфтам тягового привода локомотива

Изобретение относится к тяговым приводам колесно-рельсового подвижного состава, в частности к высокоскоростным

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, преимущественно к высокоскоростным локомотивам, моторным вагонам электропоездов и турбопоездов
Наверх