Зубчатая передача

 

О"а ч е, а,н

+-"+:ôФЯкащ

Фи» н

ОП И

Союз Советскик

Социвпнстичеекиа

Республик (j796563

ИЗОБРЕТЕМ Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6! ) Дополнительное к авт. свид-ву{22) Заявлено26.03.79 (2! ) 2740535/25-28 с присоединением заявки М (23 ) П риоритет

Опубликовано 15.01.81. Бюллетень М 2

Дата опубликования описания 17.01.81

Ъ (51)М. Кл .

F 16 Н 1/08

Гооудоретоо»»ыб кои»тот

СССР во дооаи «зобрете»и»

» от»ритий (53 ) Й К 62 1.833 (088.8 } (72) Авторы изобретения

Н. М. Зятьков и К. С. Серов

Московский станкоинструментальный институт

-и Брянский ордена Ленина завод дорожных машин им. 50летия Великого Октября (7I ) Заявители (54} ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для иере дачи движения с заданным передаточщым числом при больших нагрузках и, следо ватепьно, при повышенных требованиях к надежности работы зубьев на изгиб и сиз, Известно конструктивное исполнение косоэубых колес цилиндрических эвопьвентных передач, при котором для предупреж дения излома и среза кромок зубьев на ружные поверхности зубьев выполняются с коническими фасками. Параметры фасок рекомендуется выбирать в следующих пределах: высоту ф (1,5 - 2,0} ти, угол ) 50 - 55 (1).

Недостатком известных зубчатых пере» дач составленных из колес данного типа, является то, что в начале и в конце зацепления площадь среза на головке зуба соответственно ведомого и ведущего колес равна нулю. Это обусловлено тем, что цри задаваемых параметрах конических фасок образующая прямая не совпадает с каса2 тельной к гн сечения конической фаски соответствующего зубчатого колеса производящей плоскостью.

Наиболее близкой к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту явпяется зубчатая передача, содержащая зацеппякециеся между собой цилиндрические .косозубые шестерню и колесо с коническими фасками на поверхностях вершин зубьев, симметричными относительно средней плоскости колес (2(Недостатками известной передачи явля- ются невысокая надежность и недолговеч ность, обусловленная высокой степенью вибраций при работе передачи.

11ель изобретения — повьлиенне надежности и долговечности передачи.

Поставленная цель дос оигается тем, что конические фаски выполнены с углами наклона к образукщим цилиндров вер3 79656 шин зубьев венцов в осевом сечении, равным для шестерни и для колеса

И для колеси где „} } 4аш, 4.дк

Формула изобретения

Зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся между собой цилиндрические косоэубые шестерню и колесо с коническими фасками на поверхностях вершин зубьев, симметричными относительно средней ппоскости колес, о т л и ч а ю ш ая с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности передачи, конические фаски на поверхностях вершин зубьев колес выполнены с углами наклоня

}} =a cty(tq}} соы} ь } } ) ,= Q С} } (Ф }} с0%} 51}}Д. ) и с диаметрами окружностей меньших оснований лля шестерки с) / 0,58Ь } соби) 9 ш

dp = ддк -2 Ь ) Кк, - Угон наклона зубьев копес 20 на депHTBHьных ципиндра. ц

- Угоп профвтя зуба íà депительном цилиндре в торцо- вом сечении;

- угол профю я при вершине

° зуба соответственно шес терни и колеса в торцовом сечении;, ZÄ 5.В COSP

= С0 С С ф - ширина зубчатых венцов; ,d — диаметр окружности вершин зубьев . аш ак соответственно шестерни и колесау

N - нормапьный модуль. 3S

На фиг,1 изображены зубчатые венцы реверсивной передачи, составленной из ци» пиндрических эвольвентных косоэубых копес, осевой разрез, на фиг,2 - зубчатые венцы передачи, составленной иэ шеврон- 40 ных колес, осевой разрез на фиг.3 - зуб чатые венцы нереверсивной передачи, составленной из цилиндрическох эвольвентных косозубых колес, осевой разрез на фиг.

4 - зубчатые венцы передачи, составлен- 4 ной иэ шевронных колес с кольцевой проточкой на каждом из них по средней плоскости, осевой разрез на фиг.5 - зубчатый венец косозубого колеса, осевой разрез на фиг.6 - разрез А-А на фиг,5.

Зубчатая передача составлена из цилинд, рических эвон}ьвентных косоэубых и шев\ ронных шестерни 1 и колеса 2.

В случае реверсивного режима работы передачи наружные поверхности зубчатых венцов колес выполнены с коническими фасками 3,4 и 5,6, расположенными симметрично средней плоскости колес, Фаски

3 ф выполнены с углом наклоне к образующим цилиндров вершин зубьев венцов в осевом сечении, равным для шестерни ., и для колеса Ак.

В случае нереверсивного режима работы передачи (фиг.3) коническая фаска на наружной поверхности зубчатого венца веломого колеса 2 выполнена только со стороны входа зудьев в зацепление, а на наружной поверхности зубчатого венца шестерни 1 - только со стороны выхода зубьев из зацепления. Параметры фасок рассчитываются по вышеприведенным формулам.

В передаче, составленной из шевронных зубчатых колес с кольцевой проточкой на каждом из них по средней ппоскости (фиг.4), на наружной поверхности зубчатого венца каждого полушеврона со стороны указанной кольцевой проточкой дополнительНо выполнена коническая фаска с параметрами, аналогичными параметрам конической фаски с наружного торца полушеврона.

Формулы для определения ойтимальных параметров конических фасок получены при собпюдении следующих условий (фиг.

5 и 6): производящая прямая совпадает с касательной к гиперболе сечения кони- ческой фаски образующей плоскостью, линия излома на каждом зубе колеса при наличии конической фаски на наружной поверхности зубчатого венца проходит через окружность ножки на одном торце и через окружность вершин зубьев на другом торце венца, окружность большого основания конической фаски проходит через точки пересечения наружных поверхностей зубьев венца колеса с нормалями, проведенными к сечениям излома зубьев через центры тяжестей этих сечений.

Такое выполнение зубчатых колес позволяет повысить надежность и долговечность тяжелонагруженных эвольвентных цилиндрических зубчатых передач, составленных из косозубых или шевронных копес за счет предотвращения скола зубьев вследствие многократного увеличения площади среза.

5 79 к образуюшим цилиндров вершин зубьев венцов посевом сечении,,равным для шестерни. и для колеса и для колеса

1» О с 9 (1Я сОБ А 51п А ак(и с диаметрами окружностей меньших оснований для шестерни а =а

СОб б ) 6563 6 где p - угол наклона зубьев колес на делительных цилиндрах; с{ - угол профиля зуба на делительном цилиндре в торцовом сечении;

5 ф. ф. „-углы профиля при вершине зуба соответственно шестерни и.колеса в торцовом сечении; б =с(ГС . 2,25 м сс)5 Э

Ь

10 б - ширина зубчатых венцов ,Д - диаметры окружности вершин

ОЦц С1K зубьев соответственно шестерни и колеса

Мп — нормальный модуль.

Источники информации, 15

Ь принятые во, внимание при экспертизе

1. Корабпев А. И. и Решетов Д. Н.

Повышение несущей способности и долго вечности зубчатых передач. М., Машиностроение", 1968, с.66.

2. Патент США М 3486394, кл. 74-458, 1968 (прототип).

Составитель Э. Барановский

Редактор H. Кешеля Техред M.Коштура . Корректор Q. Билак

Заказ 9748/52 Тираж 1017 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретениЯ и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r .Óæãîðîä, ул. Проектная, 4

Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача Зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх