Подшипник скольжения

 

Союз Советских

Соцнелнстнческих

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ (1118 1 9430

ЯеЪ

К АВТ©РСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ

f61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22. 02. 78 (2)) 2582737/25-27 с присоединением заявки М— (23) Приоритет « (5!)м. кл.з

F 16 С 9/04

Государственный квинтет

СССР по ямам мзобретеинй я открытий

Опубликовано 07.0431. бюллетень Н9 13 (53) УДК 621.822 °.5(088 ° 8) Я

Дата опубликования описания 07. 04.81 (72) Авторы изобретения

В.Ф. Гроза, И.A. Коваль, Б.Б. Чагар, и В.Ю. Вахтель

1

Харьковский политехнический институт,им.,В„И. Лейиыа

/ (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям подшипников скольжения, и может быть использовано в устройствах, в кото.рых подшипники испытывают значительные переменные нагрузки.

Известен. подшипник скольжения, содержащий корпус и расположенный в нем упругодеформируемы Р цилиндрический вкладыш, на части рабочей поверх- 10 ности которого выполнена цилиндрическая выемка радиусом кривизны, центр которого расположен со смещением относительно центра радиуса кривизны. цилиндрической поверхности вклады- t5 ша 1). едостатком известной конструкции подшипника является невозможность использования его в устройствах со значительными переменными нагрузками. 20

Это обьясняется тем, что в цилиндрической выемке на рабочей поверхности вкладыша во время действия максимальной нагрузки зазор между валом и вкладышем уменьшается до своего минимального размера, циркуляция масла в этой зоне резко уменьшается, а следовательно, ухудшается охлаждение внутренней поверхности вкладьааа. В остальной период цикла, когда в этой 30 зоне действуют нагрузки меньше максимальной, зазор между валом и вкладышем увеличивается, циркуляция масла возрастает, а следовательно, улучшается охлаждение внутренней поверхности вкладпаа, но одновременно ухудшается отвод тепла от наружной поверхности вкладыша через корпус подшипника, так как при уменьшении нагрузки прекращается упругая деформация вкладыша и образуется зазор между наружной поверхностью вкладыша и корпусом. Таким образом, в процессе всего цикла работы со значительными перемещенными нагрузками отвод тепла от наиболее нагруженной в тепловом и динамическом отношении зоны ухудшается, что приводит к преждевременному выходу подшипника иэ строя. Надежная работа подшипника в данном случае может быть обеспечена за.счет уменьшения на него нагрузки, что фактически ликвидирует выигрыш в несущей способности подшипника с цилиндрической выемкой- на рабочей поверхности.

Цель изобретения - увеличение протяженности несущего масляного слоя в зоне максимальной нагрузки.

Укаэанная цель достигается тем, что подшипник скольжения, содержащий

8194 30 корпус и расположенный в нем упругодеформируемый цилиндрический вкладыш, на части рабочей поверхности которого выполнена цилиндрическая выемка длиной меньше половины окружност . вкладыша, а сопряжающаяся с не поверхность вкладыша выполнена радиусом с центром, совпадающим с центром кривизны поверхности вкл,крыша, при этом центр радиуса кривизны выемки расположен по линии действия нагрузки и смещен в сторону, противоположную направлению ее действия.

На фиг. 1 изображен предлагаемый подшипник скольжения; на фиг. 2 - то же, в момент действия максимальной нагрузки. (5

Подшипник содержит корпус 1 и расположенный внутри него упругодеформируемый вкладыш 2, в котором концентрично размещен вал 3. Наружная поверхность вкладыша 2 плотно приле- 2{ гает по всей окружности к корпусу 1.

Между внутренней поверхностью вкладыша 2 и валом 3 имеется зазор равный разности радиуса внутренней поверхности вкладыша R и радиуса вала R>, т.е. S (й„-й ).

Велйчина зазора S соответствует среднему относительному зазору для стандартного подшипника. В зонах 4 максимальной нагрузки (на фиг. 1 показана от, л такая эона) выполнена цилиндрическая выемка длиной меньше половины окружности вкладыша, при этом центр радиуса кривизны выемки расположен по линии действия нагрузки и смещен в сторону, противоположную и п*З5 равлению ее действия.

В каждой зоне 4 максимальной нагрузки образуется переменный зазор между валом 3 и вкладышем 2. Макси- Щ мальное значение зазора 54 будет в центре эоны 4. По направлению к краям зоны 4 зазор уменьшается:

5 >5 >5 >5.

В момент действиЯ максимальной 45 нагрузки (см. фиг.2) вкладыш 2 вместе с корпусом 1 деформируется под действием силы P так, что его внутренняя поверхность в зоне 4 приобретает кривизну, соответствующую вкладышу с малым зазором. Форма зазора меняется

/ так, что в центре эоны 4 зазор 5 становится близким к минимальному, а ,по направлению к краям эоны 4 зазор увеличивается: 5< < 5> (S+

t I

Такое выполнение вкладыша подшипника приводит к тому, что вкладыш, изготовленный с достаточно большим относительным зазором, при работе подшипника деформируется под действием максимальной нагрузки так, что в зоне этой нагрузки внутренняя поверхность его приобретает кривизну, соответствукщую малому относительному зазору. В результате этого увеличивается протяженность несущего масляного слоя и более равномерно распределяется давление в нем,, а следовательно, уменьшается износ и выкрашивание рабочей поверхности вКладыша в зоне максимальной нагрузки. Кроме того, улучшается тепловой режим работы вкладыша, так как наружная поверх ность его все время плотно соприкасается с корпусом подшипника, что обеспечивает нормальный отвод тепла от этой поверхности, а внутренняя поверхность в зоне максимальной нагрузки большую часть рабочего цикла, эа исключением времени действия нагрузки, находится под воздействием интенсивного потока масла, так как зазор в это время больше величины зазора на остальных участках рабочей поверхности

Аналогичные результаты могут быть получены в подшипниках, не имеющих вкладыша, если корпус подшипника обладает необходимой упругостью, а рабочая поверхность его в зонах максимальной нагрузки выполнена так же, как у предлагаемого вкладыша.

Формула изобретения

Подшипник скольжения, содержащий корпус и расположенный в нем упругодеформируемый цилиндрический вкладыш, на части рабочей поверхности которого выполнена цилиндрическая выемка радиусом кривизны, центр которого расположен со смещением относительно центра радиуса кривизны цилиндрической поверхности вкладыша, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью увеличейия протяженности несущего масляного слоя, цилиндрическая выемка выполнена длиной меньше половины окружности вкладыша, а сопрягакщаяся с ней поверхность вкладыша выполнена радиусом с центром, совпадакщим с центром кривизны поверхности вкладыша, при этом центр радиуса кривизны выемки расположен по линии действия нагрузки и смещен в сторону противоположной направлению ее действия.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 224960, кл. Р,16 С 9/04, от 03.11.67.

Фиа Р

Составитель Т. Токарева

Редактор Т. Зубкова ТехредА. Вабинец. Корректор В. Синицкая

Заказ 2 б/9 Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4 /5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения Подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению и может быть использовано в конструкциях коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания и других машин и механизмов, содержащих коренные и шатунные шейки, соединенные щетками с помощью галтельных переходов

Изобретение относится к порошковой металлургии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам изготовления шатунов поршневых машин литьем под давлением

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении и сборке двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к узлу передаточного механизма, в частности двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , в частности к двигателестроению, и может быть использовано в конструкциях высокооборотных двигателей внутреннего сгора«ия

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано во втулках верхней головки шатуна двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению , в маетности к уплотнениям

Изобретение относится к дробильноразмольному оборудованию и другим тяжелым машинам, содержащим подшипники скольжения
Наверх