Муфта сцепления

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<11846864

\

"Ф (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03. 10. 79 (21) 282361 1/25-27 с присоединением заявки М (5E)М. Кл.

F 16 0 13/42

Гесудлрстееилый кемитет

СССР (23) Приоритет

Опубликовано 15.07.8!. Бюллетень М 26 во делам иэебретеиий и открытии (53) УДК 621.825. .54 (088.8) Дата опубликования описания 25.07.81 (72) Авторы изобретения

H,М.Черкасов, Н.С.Бобровский и В.К.Скаргин

Липецкий ордена Ленина тракторный завод им. ХХ!Н съезда КПСС (7!) Заявитель (54) !ЧУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, в частности для передачи вращения.

Известна муфта сцепления, содержащая маховик и взаимодействующий

5 с ним фрикционный диск !1!.

Недостатком такой муфты является большой вес и габариты.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемой является муфта сцепле- .ния, содержащая смонтированный на маховике. через стойки кожух с отжимными рычагами и размещенный в нем и подпружиненный по оси нажимной диск„5 контактирующий с фрикционным диском (2 ).

Недостатком данной муфты является низкий срок службы и сложность обслуживания. 20

Цель изобретения — повышение срока службы и упрощение обслуживания.

Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следящими клиньями, закрепленными на нажимном диске параллельно его оси, сухарями; размещенными между, стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижным по оси, а стойки — со скошенными лысками, сопрягаемыми с сухарями.

Кроме того, углы наклона скошенных лысок и следящих клиньев выполнены различными.

На фиг. 1 изображено предлагаемое сцепление, общий внд, разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 — вид В на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 4 — то же, положение при изно-. шенных поверхностях трения муфты; на фиг. 5 — разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 6 — схема кожуха отжимного рычага и нажимного диска в положениях новой и изношенной муфты; на фиг.7схема отжимного рычага в двух поло8468

64 меньшего и большего углов клиновых поверхйостей к котангенсу большего угла .» йЮ. с.й»»

O Ct,Rid

Эта зависимость определяется математически следующим образом: из подобия треугольников (см. фиг. 7)

АБС и FFC составляется пропорция

Муфта сцепления содержит фрикцион» ный ведомый диск 1, нажимной диск 2, S кожух 3 с установленными на нем отжимными рычагами 4 с упорным кольцом 5.

Кожух 3 смонтирован подвижно относительно маховика двигателя в осевом направлении на установленных на махо- 10 вике двигателя 6 стойках 7 и опорном диске 8. Опорный диск 8 жестко закреплен на маховике двигателя 6 посредством шпилек 9 и 10 через распорные втулки 1) и 12 гайкамнс>13. Между на- жимным диском 2 и кожухом 3 размещены нажимные пружины 14. Кожух 3 имеет механизм автоматического перемещения и фиксации, который состоит из стоек 7 со скошенными лысками (кли 2О новыми поверхностями) 15; следящих клиньев 16, каждый из которых на одном конце со стороны нажимного диска 2 имеет регулируемый упор 17, регулировка которого служит для исключения погрешности изготовления механизма автоматического перемещения при его монтаже, а второй конец следящего клина, имеющий -клиновую поверхность 18, размещен в отвер- ЗО стии кожуха 3, параллельном оси муфты и поджат пружиной 19 к контактирующей клиновой поверхности сухаря

20, размещенного в отверстии кожуха

3, которое пересекается с отверстиями, выполненными в кожухе 3 для стой-« ки 7 и следящего клина 16. Сухарь

20 установлен между клиновыми поверхностями 15 стойки 7 и клиновыми поверх ностями 18 следящего клина lb. Между 40 опорным диском 8 и кожухом 3 размещены фиксирующие клинья 21, поджатые пружиной 22. -д „д а доткуда g k ctg+U жениях; на фиг. 8 — схема, поясняющая перемещение кожуха и нажимного диска.

Для полного исключения регулировки зазора 8 между опорными поверхностями отжимных рычагов 4 и поверхностью выжимного подшипника отводки

23 углы клиновых поверхностей 15 стоек 7 и поверхностей 18 следящих клиньев 16 и соответственно, контактирующих с ними клиновых поверхностей сухарей 20 выполнены различ.ными. Величина углов зависит от передаточного числа плеч отжимных рыSS чагов 4 и определяется,из равенства отношения плеч отжимного рычага 4 и отношения разности котангенсов д а+а Т1 Ж а из ЬЕРС и ЛАДЕ составляется пропорция отк а . С1 ?-д — — (2.)

5 где с1Я вЂ” передаточное отношение нажимного рычага; а и б — плечи отжнмного рычага; г — расстояние, равное перемещению нажимного диска до полного износа трущихся поверхностей; д — расстояние, равное перемещению кожуха.

На фиг. 8 1 — величина поперечного перемещения сухаря 20 (фиг. 3 и 4).

Иэ прямоугольных треугольников на фиг. 8 определяем отношения

= Gtg» ; + = СА У*„о = К - С Я о1. И г1с ctg .1

Подставив в пропорцию (2) значения r и д, выраженные через котангенс, получим

С

С, У а

Например, если соотношение плеч нажимного рычага составляет 1:4, ro, задавшись углом клиновой поверхности стойки g -12, по выше прио веденной формуле (пропорции) находим угол клиновой поверхности следящего клина и, соответственно, сухаря с1 Ы с ф12 =4ctg с в-4сфд.Ц Ctg 41 +ф01Я 12 =+Сфдо1

846864

CeQ 1,Ео.+ 4 С-Ей,) 20

Подставив значение котангенса )2=

=4,705, получим

5,88 ) - gt,g ñ î о) о Ро .)

Углы клиновых поверхностей принимаются самотормозящими.

В процессе работы муфты происходит износ поверхностей трения. Нажимной диск 2 под действием сил нажимных пружин 14 перемещается к маховику двигателя 6 и посредством упора 17 вытягивает следящий клин

16 из отверстия кожуха 3. При включении муфты сцепления выжимной подшипник 23 через упорное кольцо 5 давит на опорные поверхности отжимных рычагов 4, которые передают усилие отжимного подшипника через оси 24, вилки 25 и регулировочные гайки 26 и перемещают кожух 3 в сторону маховика двигателя 6. В это время кожух

3 перемещает сухарь 20 по клиновой поверхности 15 стойки в сторону следя щего клина 16 до упора в него, при этом кожух переместится на величину, меньшую величины износа трущихся поверхностей. В то же время под действием пружин 22 и центробежных сил, возникающих при вращении муфты, фиксирующие клинья 21 перемещаются от центра муфты к периферии и заполняют образовавшийся зазор между кожухом 3 и опорным диском 8, тем самым фиксируя кожух 3 в перемещенном положении.

При заклиненном кожухе 3 и дальнейшем перемещении выжимного подшипника 23 нажимной диск 2 перемещается от ведомого фрикционного диска 1, и муфта сцепления выключается.

При выполнении клиновых поверхностей 15 стоек 7, поверхности 18 клиньев 16 и поверхностей сухарей

20 различными по вышеуказанной зависимости (см. формулу}, механизм автоматического перемещения и фиксации будет работать вышеописанным образом, при этом перемещение кожуха 3 в сторону маховика 6 происходит на меньшую величину чем перемещение нажимного диска 2. При такой величине перемещения кожуха обеспечивается постоянное положение опорных поверхностей отжимных рычагов 4, т.е. сохраняется неизменным зазор ф фиг. 1 и незначительно изменяется коэффициент запаса сцепления.

5 В связи с тем, что кожух выполнен автоматически перемещающимся в сторону маховика двигателя при износе поверхностей трения муфты сцепления, коэффициент запаса сцепления остается почти стабильным на весь срок службы муфты, что не позволяет прогрессировать износу. В результате этого срок службы предлагаемой муфты значительно возрастает. Появляется возможность устанавливать увеличенной толщины фрикционные накладки, что также повышает долговечность муфты в несколько раз и отпадает надобность в регулировке зазоров (техуходе), т.е. в предлагаемой муфте долговечность возрастает во много раз по сравнению с известными муфтами и упрощается техобслуживание.

25 .Формула изобретения

1. Муфта сцепления, содержащая смонтированный на маховике через стой30, : ки кожух с отжимными рычагами, размещенный в нем и подпружиненный по оси нажимной диск, контактирующий с фрикционным диском, о т л и ч а ю щ а— я с я тем, что, с целью повышения срока службы и упрощения обслуживания, она снабжена закрепленным на стойках опорным диском, следящими клиньями, закрепленными на нажимном дис40 ке параллельно его,оси сухарями размеУ э щенными между стойками и следящими клиньями, и подпружиненными фиксирующими клиньями, расположенными между опорным диском и кожухом, при этом последний выполнен подвижным по оси, 45 а стоики — со скошенными лысками, .сопрягаемыми с сухарями.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а— ю щ а .я с я тем, что углы наклона скошенных лисок стоек и следящих клиньев выполнены различными.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. авторское свидетельство СССР.

)) 110611, кл. F 16 0 )3/70, 1957.

2. Авторское свидетельство СССР

У 489887, кл. F 16 0 !3/42, 1974 ,(прототип).

846864 фее,7 фие.8

Составитель И.Яцунов

Техред Т. Маточка . .Корректор М.Кос а

Редактор И.Келемеж

Заказ 5436 53 Тираж i006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, .4

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для соединения валов, передающих вращение

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных механизмах для соединения валов с передачей вращения, в том числе реверсивной

Изобретение относится к тракторному машиностроению, в частности к гусеничным тракторам для лесной промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях самоходных машин

Изобретение относится к области станкостроения и может использоваться в малогабаритных силовых головках
Наверх