Автоматическая муфта н.и.бондаря

 

(72) Автор изобретения

H. И. Бондарь и. (7f ) заявитель (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ МУФТА Н.И. БОНДАРЯ ния (! ).

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано для включения н выключения узлов приборов и машин в определенном ограниченном интервале частот вращения.

Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущий и ведомый диски с кольцевыми конусными пазами на торцах и установленный

19 между ними сепаратор с телами каче-.

Недостатком данной муфты является невозможность регулирования величины крутящего момента н сложность конструкции.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является муфта, содержащая ведущий и ведомый диски с коль цевыми конусными пазами на торцах, и установленный между ними сепаратор с телами качения (2).

Однако данная муфта характеризуется сложностью конструкции, а также невозможностью передачи крутящего момента в определенном интервале скоростей.

Цель изобретения — повышение надежности муфты.

Указанная цель достигается тем, что в автоматической муфте, содержащей ведущий и ведомый диски с кольцевыми конусными пазами на торцах и помещенные в них тела вращения, установленные в сепараторе, иа торце каждого диска выполнен выступ, в средней части дна конусного паза выполнено углубление, а сепаратор выполнен с упругими лепестками, расположенными попарно, расстояние между концами каждой пары лепестков меньше диаметра тела вращения. Кроме того, тело качения может быть выполнено полым и заполнено наполнителем, а угол конусности периферийного участка дна конусного паза может быть

85528

При дальнейшем возрастании частоты вращения ведущего диска выше невыполнен превышающим угол трения пары тело вращения - диск.

На фиг. схематично изображена предлагаемая -муфта, общий вид, продольный разрез на фиг 2 - сече- 5 ние А-А на фиг. 1 (по сепаратору).

Муфта содержит ведущий диск снабженный фрикционной накладкой

2 и име.ощий ребра 3 жесткости, для лучшего охлаждения муфты выполнен- 10 ные в виде винтовых лопаток; ведомую полумуфту 4, имеющую ступицу, подшипник 5 и ведомый диск б, выполненный аналогично ведущему диску

1, установленный на ведущем диске 1$

1 сепаратор ? с телами вращения в виде шаров 8, которые могут быть выполнены металлическими цельными или полыми с последующей заливкой, например, свинцом, или заполнением дро- 20 бью, изменением количества которой можно управлять порогом срабатывания муфты; нажимиой диск 9, упорный диск 10, пружину 11, сила нажатия которой регулируется гайкой 12, сто- 25 порящейся шайбой !3.

На торцах !4 и 15 дисков 1 и 6 выполнены выступы 16, соединенные с основанием конусных пазов 17, в средней части которых выполнены углу- 30 бления 18. Сепаратор 7 выполнен с упругими лепестками 19, установленными попарно, а расстояние между концами каждой пары лепестков меньше диаметра шара 8.

Муфта работает следующим образом.

При вращении от привода ведущего диска 1 с частотой ниже некоторого расчетного значения тела вращения

8 находятся в нижнем положении. При 40 этом они воспринимают усилие пружины

1l и, соприкасаясь с выступами 16 дисков 1 и 6, препятствуют взаимодействию фрикционных накладок 2

При разгоне ведущего диска на не- 41 который расчетный момент тела вращения 8 под воздействием центробежной силы преодолевают усилие пружины II и, удалившись от центра, занимают среднее положение в зоне углуб- so лений 18. Тела вращения 8 при этом не взаимодействуют с дисками I и 6.

Пружина !1 через диск 9 и подшипник

5 воэдейстйует на диск 6 ведомой полумуфты и фрикционные накладки 2 встуйают в контакт.

2 ф которого расчетного значения тела вращения 8 устремляются дальше от центра вращения и приходят в контакт с периферийной частью дна пазов 14 и 15 дисков 1 и 6; и, преодолевая усилие пружины ll, выводят иэ контакта фрикционные накладки 2 полумуфт.

При снижении частоты вращения до расчетной тела вращения 8 перемещаются ближе к центру и под воздействием пружины 11 вступают в контакт фрикционные накладки дисков 1 и 6 полумуфт.

Нижний и верхний пороги срабатывания муфты регулируются путем изменения усилия нажатия пружины 11, массы тел вращения 8, места расположения нажимного диска 9, угла конусности внутренних поверхностей дна дисков

1 и 6, коэффициента трения материала тел вращения 8 (или их пустотелых оболочек) и дисков 1 и 6.

Угол конусности поверхности дисков устанавливается в зависимости от угла трения указанных элементов и необходимых значений нижнего и верхнего порогов срабатывания муфты.

Так как лепестки сепаратора 7 выполнены с приданием им пружинистости, а расстояние между концами лепестков одной пары с удалением от центра уменьшается и выполнено меньше тела вращения 8, то при нагружении шаров 8 центробежными силами лепестки 19 находятся в напряженном состоя- нии, а при уменьшении частоты вращения возвращаются в исходное состояние. Этому же способствует конусная часть дисков и 6, угол конусности которой выполнен в соответствии с углом трения. пары тела вращения — диск 1 и 6.

При необходимости муфта может иметь и другие дополнительные устройства для выталкивания и возврата тела вращения и ограниЧения их хода.

Муфта относится к нормально разомкнутым центробежно-фрик@ионным муфтам.

Предлагаемая муфта может использоваться в устройствах, где необходимо автоматически включать механизм при определенном наперед заданном значении частоты вращения и автоматически отключать его при уменьшении и увеличении частоты вращения сверх допустимого значения.

855282

Формула изобретения

l. Автоматическая муфта, содержащая ведущий и ведомый диски с кольцевыми конусными пазами на торцах и помещенные в них тела вращения, установленные в сепараторе, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, на торце каждого диска выполнен выступ, в средней части дна конусного паза выпол. нено углубление, а сепаратор выполнен с упругимн лепесткамн, расположенными попарно, расстояние между концами каждой пары лепестков меньше диаметра тела вращения.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а вщ а я с я тем, что тело вращении выполнено полым и заполнено наполнителем.

3. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что угол конудиости периферийного участка дна бонусного паза больше угла трения пары тело вращения — диск.

1О Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе

Авторское свидетельство СССР

N 700714, кл. F 16 D 13/52, 16 О 7j02, 1978

2. Патент США В 300!623, . кл 192-105, 1961 (прототип).

855282

Я-А

Составитель Г. Горшкова

Редактор Н. Ромжа Техред М.Рейвес КорректорН. Степ

Заказ 6862 49 Тираж l006 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1)3035 Москва, Ж-35 Раушская наб.д д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Автоматическая муфта н.и.бондаря Автоматическая муфта н.и.бондаря Автоматическая муфта н.и.бондаря Автоматическая муфта н.и.бондаря 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано на автономных и стационарных установках, где используют двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Техническим результатом является эффективный запуск ДВС стартером. Предложено устройство инерционно-электростартерного пуска ДВС, содержащее аккумуляторную батарею 1, замок зажигания 2, электростартер 3, тяговое реле 4 с замыкающим контактом и обмоткой, рычаги привода шестерни 5, приводную шестерню 6, венец маховика коленчатого вала 7, электромагнитную муфту (ведущая полумуфта 12, ведомая полумуфта 10, индуктор 11, контактные кольца 8 и щетки 9), маховик 13 и обгонную муфту 14. Обгонная муфта 14, маховик 13 и ведущая полумуфта электромагнитной муфты 12 установлены на валу якоря неподвижно. Приводная шестерня установлена на валу ведомой полумуфты электромагнитной муфты посредством шлицевого соединения. 1 ил.
Наверх