Способ изготовления зубчатых колес

 

Союз Советских

Сециавктических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ н>863258

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, сеид-еу(22) Заявлено 12.1179 (21) 2836966/25-27 с присоединением заявки H9(23) ПриоритетОпубликовано 150981, бюллетень й9 34 (g ) К„з

В 23 K 28/00

В 23 К 31/08

В 23 P 15/14

Государственный комитет

СССР но дмам изобретений и открытий (5З) НЖ 621. 791. .753 (088.8) Дата опубликования олисания 150981 (72) Авторы изобретения

В.Н.Коломеец и Ю.И.Кошкин

Государственный проектный и технологическйй институткуэнечно-прессового машиностроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к машийостроению, в частности к изготовлению крупногабаритных сварных зубчатых колес с ободом иэ высокопрочной стали.

Известны способы изготовления сварных зубчатых колес.

Однако они не обеспечивают достаточной прочности колес, вследствие чего при эксплуатации при динамических нагрузках они подвержены разрушениям.

Известен также способ изготовления крупногабаритных сварных зубчатых колес с ободом из высокопрочной стали, при котором сваривают дуговой сваркой диск с ободом и ступицей (1).

Недостатком укаэанного способа является то, что в результате сварки диска иэ обычной углеродистой стали с ободом иэ высокопрочной стали в кольцевых швах возникают сварочные напряжения, которые, складываясь с динамическими нагрузками, возникающими при эксплуатации колеса, воздействуют на кольцевые сварные швы с образованием трещины и распространением ее по сварным швам, Цель изобретения — уменьшение найряжений s кольцевых швах между диском и ободом при повышенных динам.— ческих нагрузках и ограничение распространения возможных трещин.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления зубчатых колес с ободом иэ .высокопрочной стали, при котором сваривают дуговой сваркой диск с ободом и ступицей, по кольцевому сварному шву, соединяющему диск с ободом, равномерно выполняют отверстия, в которые эапрессовывают штифты с последующей приваркой их к диску.

На фиг.1 представлено сварное зубчатое колесо, полученное по данному crroco5y; на фиг.2 - разрез A-A на Фиг.1 (колесо с одним диском); на фиг.3 » разрез A-A на фиг.l вариант

1, (двухдисковое колесо);на фиг.4

2О то же, (вариант и) .

Диск 1 из обычной углеродистой стали сваривают с ободом 2 иэ высокопрочной стали и ступицей 3 котП;цевыми швами 4 и 5 соответственно. После сварки по кольцевому шву 4 между диском и ободом равномерно выполнены отверстия 6 диаметром, равным 0,15—

0,2 толщины обода, но не менее 10 мм.

В отверстия запрессовывают штифты 7

ЗО из обычной углеродистой стали, длина

863258 которых в 1,5-2 раза больше толщины диска, но не более ширины обода.. После запрессовки штифтов 7. в отверстия их приваривают к диску с обеих сторон колеса полукольцевыми швами 8. При ширине обода более 150 мм сварное зубчатое колесо выполняется двухдисковым. В этом случае возможны два ва.-, рианта:. 1 — колесо снабжено штифтами, общими для двух дисков (фиг.3); П колесо снабжено штифтами отдельно для каждого диска.

Пример . Производится сборка и сварка зубчатого колеса, состоящего иэ ббода, диска и ступйцы.. Материалом обода служит углеродистая сталь 45. Наружный диаметр обода 1

1240 мм, внутренней — 1100 мм, ширина - 160 мм. Диск изготовляется иэ стали Ст.3. Наружный диаметр диска

1080 мм, внутренний — 450 мм,. толщина - 30 мм. Материал ступицы сталь

35. Наружный диаметр ступицы 446 мм, внутренний — 180 мм, ширина-150 мм.

После сборки диска с ободом производится разметка и сверление отверстий диаметром 20 мм на расстоянии

100. мм друг от друга. Затем в отверстия запрессовываются штифты. Штифты изготовляют из стали Ст.3, Диаметр их 20 мм, длина — 80 мм.

После запрессовки производится полуавтоматическая сварка в углекислом газе диска со штифтами и ступицей. Катет шва 12 мм. Окончательной операцией является сварка диска с ободом из углеродистой стали. Для сварки используется полуавтомат

A-537; Толщина проволоки 2 мм.

При работе сварного зубчатого колеса в месте соприкосновения зубьев возникают динамические нагрузки, которые могут воздействовать на свар ной шов между диском н ободом с образованием трещины и .распространением ее всему кольцевому шву 4. Наличие в сварном зубчатом колесе штифтов 7 уменьшает при динамических нагрузках, напряжения в сварном шве эа счет перераспределения последних между швом.4 и штифтами 7, а в случае образования трещины ограничит рас-. пространение ее по кольцевому шву

4 и предотвратит резкий выход зубчатого колеса иэ строя.

Использование предлагаемого способа изготовления сварных зубчатых © колес с ободом из высокопрочной стали обеспечивает по сравнению -с известными возможность эксплуатации сварных зубчатых колес при. повышен ных динамических нагрузках, возможрость перераспределения рабочих на1э грузок между механическим соединением и сварным швам, что снижает объем сварочных работ, следовательно, появление дефектов s сварных соединениях, возможность предупреждения по

Щ ломки колеса путем периодического наблюдения эа состоянием сварных швов между штифтами.

Формула изобретения

Способ изготовления зубчатых. колес с ободом иэ высокопрочной стали,прн котором сваривают дуговой сваркой диск с ободом и ступицей,.о т л и—

ЗО ч а ю шийся тем, что, с целью уменьшения напряжений в кольцевых швах между диском и ободом и ограничения распространения возможных трещин, по кольцевому сварному may, co" единяющему диск с ободом, равномерно выполняют отверстия,. в которые эапрезапрессовывают штифты с последующей приваркой их к диску.

40 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Хурияйский Л.И. Сварные зубчатые колеса. M., НИИИнформтяжмаШ, 1969к-с.39-40 °.863258 (pea.1 фив.2 фиаЗ

@ И.Ф .

ВНИИПИ вЂ” Закан 7656/21 тираж 1151 Поднисное

° Ф ф

Филиал ППП "Патент.",t. Ужгород, ул, Проектная,4

Способ изготовления зубчатых колес Способ изготовления зубчатых колес Способ изготовления зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области изготовления зубчатых колес различных типов с зубьями различной формы

Изобретение относится к технике строительства скважин, а именно к роторам винтовых забойных двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, и может найти применение для добычи нефти и газа

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых венцов, преимущественно из пластических масс и композиционных материалов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при изготовлении блока зубчатых колес узлов приводов авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к технологии изготовления зубчатых колес, имеющих центральное отверстие со шлицевыми пазами прямобочного профиля и центрируемых в шлицевом соединении по внутреннему диаметру

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам изготовления композитной заготовки зубчатого колеса, состоящей из ступицы, предпочтительно изготовленной из металла или содержащей его, и наружной части из синтетической, предпочтительно термопластичной, смолы, которая охватывает снаружи ступицу

Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству сборных ходовых винтов

Изобретение относится к сварочному производству и может быть использовано для.изготовления венцов ведущих колес гусеничных машин с наплавляемым износостойким слоем
Наверх