Способ получения термостойких подшипников качения
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11)879087
Союз Советских
Социалистическйх
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.09.79 (21) 2859776/25-27 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.81. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.81 (51) М.Кл з F 16 С 33(64
3ооударствеииый комитет
СССР ло лелем изобретеиий и открытий (53) УДК 621.822.6 (088.8) (72) Авторы изобретения
1 (71) Заявитель
В. И. Котлов и В. П. Зубарев
Особое конструкторское бюро Института космических исследований АН СССР (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ
ТЕРМОСТОЙКИХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам обработки подшипников.
Известен способ получения термостойких подшипников, включающий термическую обработку деталей подшипников (1).
Однако известный способ получения термостойких подшипников имеет низкую производительность, а подшипники выдерживают рабочую температуру не выше !О
350 С.
Целью изобретения является повышение производительности и термостойкости подшипников.
Цель достигается тем, что в способе 15 получения термостойких подшипников, включающем термическую обработку деталей подшипника, детали, предварительно собра нные в подшипник, подвергают термической обработке в растворе солей, при 20 этом создают относительное вращение деталей подшипника.
Способ получения термостойких подшипников осуществляется следующим образом. 25
Внутреннее кольцо 1 подшипника жестко крепят на валу 2 привода, на наружном кольце 8 устанавливают крыльчатку 4 и приводят во вращение вал 2. Затем подшипник в течение 5 — 20 мин (в зависимости от габаритов подшипника) в состоянии вращения нагревают до температуры 150—
200 С, с целью исключения заклинивания при погружении его в расплав.
При вращении подшипника в расплаве солей 5 возрастает трение качения за счет большой вязкости расплавленной соли. Посредством шариков с кольца 1 на наружное кольцо 8 передается момент вращения, который частично компенсируется за счет трения крыльчатки 4 в расплаве солей.
Крыльчатка 4, вращаясь со скоростью, в несколько раз меньшей скорости вала 2, перемешивает расплав соли, что способствует постоянной замене соли в зоне качения. Кроме того, крыльчатка 4 не препятствует перемещениям кольца 8 в остальных направлениях, что способствует равномерному покрытию и раскатыванию дорожек качения подшипника. При температуре
560 — 580 С в течение 30 — 35 мин в расплаве циановокислого калия (KCNO) происходит азотирование. Экспериментально установлено, что скорость вращения вала 2, равная 120 — 180 осмин, является оптимальной. В этих условиях происходит приработка подшипника и упрочнение поверхности дорожек качения колец и шариков, в результате которого сверху образуется тонкая
879087
Формула изобретения
Составитель T. Ракитина
Редактор T. Кузнецова
Техред Е. Хмелева
Корректор И. Осиповская
Заказ 1290/1002 Изд. Мв 543 Тираж 859 Подписное
НПО «Г1онск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» оксидная пленка толщиной о =- 1 — 2 .икл, далее следует карбонитридный слой, толщиной 5 — 8 л км, с твердостью 1110—
1300 HV, затем переходная зона с 6 = 80—
100 яка, и 680 — 730 HV, и далее стальная основа с 550 — 590 HV.
Последним этапом технологического процесса является очистка подшипников от следов азотирования, включающая про. мывку в горячей воде, ультразвуковую обработку в моющем растворе, промывку и сушку.
Изобретение позволяет повысить производительность и увеличить термостойкость подшипников до 500 — 550 С.
Способ получения термостойких подшипников качения, включающий термическую обработку деталей подшипника, о тличающийся тем, что, с целью повышения производительности и термостойкости подшипников, детали, предварительно собранные в подшипник, подвергают тер10 мической обработке в растворе солей, при этом создают относительное вращение деталей подшипника.
Источник информации, принятый во
15 внимание при экспертизе:
1. Подшипники качения. М., «Машиностроение», 19б7, с. 347.