Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания

 

Союз Советскик

Соцнапистнческии

Респубпнк

О П И С А Н И »;892010

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ASTOPCKOMV СВИДЕтЕЛЬСтВЮ (6l ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.04.80.(21) 2907476/18-21 с присоединением заявки № (23) П риоритет

Опубликовано 23.12.81,Бюллетень №47

Дата опубликования описания 26, 12.81 (5l )M. Кл.

F 02 P 17/00 еощАерстеенный комитет

СССР ао денем нзабретеннй н открытей (53) УДК 621.43 °.044(088.8) (72) Авторы изобретения

Э. Л. Каган и В. И. Санжапов (7l) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ

ИСКРОВЫХ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ

10 IS

Устройство относится к средствам диагностики работы электрооборудования транспортных средств на базе двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано на авторемонтных предприятиях, станциях технического обслуживания, а также в качестве нормативного прибора для индивидуальных владельцев транспортных средств.

Известен портативный прибор для проверки свечей зажигания на искрообразование, включаюший собранный в корпусе пьезогенератор высокого напря жения, возбуждаемый под действием ударного механизма с пусковой кнопкой и стопорным приспособлением, На корпусе прибора выполнено гнездо разъемного соединения с контролируемой свечей, установлен газораэрядный индикатор (неоновая лампа) и распаяны монтажные провода между выводами узлов прибора f1)

Однако данное устройство предназначенно для контроля отдельно взятых свечей, вставляемых в гнездо прибора, и не обеспечивает возможности контроля свечей непосредственно на цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.

Кроме того, компановка прибора не.удобна в эксплуатации> а наличие монтажных проводов и необходимость их распайки усложняют его конструкцию и сборку.

Известно также устройство контраля искровых свечей зажигания, обеспечиваюшее возможность контроля как оч дельно взятых свечей, так и установленнътх на цилиндрах двигателя внутреннего сгорания. Гнездо разъемного соединения с контролируемой свечой выполнено подвижным, подпружиненным и сочленено со стопорно-спусковым приспособлением ударного механизма для возбуждения пьезогенератора.

Устройство выполнено в цилиндрическом корпусе с коаксиально расположенными в нем и последовательно раэмешенными основными узлами, Элект-

892010 зо

55 рические соединения внутри устройства выполнены за счет контактов проводящих деталей с корпусом и между собой в момент .срабатывания ударного механизма P2)

Недостаток известного устройства заключается в том, что использование механического удара для возбуждения пьезогенератора снимает долговечность пьезоэлементов и соответственно pe- t0 сурс работ устройства.

Кроме этого, в момент срабатывания

I ударного механизма при контроле свечи длительность искры и вспышки газоразрядного индикатора очень малы (по- t5 рядка 10 с), что затрудняет считывание сигнала при визуальном контроле.

При этом для достоверного контроля необходимо осуществлять многократное повторение циклов-ударов, а наличие ударного механизма со стопорно-спус« ковым приспособлением усложняет конструкцию устройс тва, Бель изобретения — повышение ресурса работы устройства, улучшение 25 условий считывания сигнальной информации в каждом цикле контроля и упрощение конс трукцииПоставленная цель достигается тем, в устройстве контроля искровых свечей зажигания, содержащем собранные в корпусе пьезогенератор высокого напряжения с механизмом возбуждения пьезогенератора, гнездо разъемного соединения с контролируемой свечей, газоразрядный индикатор и элементы электрических соединений, механизм возбуждения пьезогенератора выполнен с приспособлением квазистационарного нагруже-. ния пьезоэлементов, а гнездо разъемного соединения с контролируемой свечой выполнено в головной части Г-образного корпуса в виде сквозного цилиндрического канала с контактными пластинами B торцах, в котором коаксиально размещено подвижное светосигнальное табло с газоразрядным индикатором, снабженное опорным по оси и боковым контактами, причем последние последовательно подсоединяются к центральному электроду свечи непосредственно, а через возвратную пружину и контактную пластину а торце гнезда разъемного соединения — пьезогенератору.

При этом приспособление квазистационарного нагружения размещено в рукоятке Г-образного корпуса и выполнено с прямоугольной жесткой рамой, в которой под углом к ее продольной.оси

/ закреплен совместно с частью двухступенчатого рычага пьезогенератор с возможностью сжатия при повороте его рычагом в положение совпадения продольной оси с продольной осью рамы.

Кроме того, параллельно газораз« рядному индикатору в светосигнальном табло включено шунтирующее сопротивление.

В каждом цикле сжатия пьезогенератора происходит многократное искрообразование на свече, за счет чего улучшаются условия считывания сигнальной информации, а главное, нагружение; пьезогенератора увеличивает ресурс работы устройс тва, На фиг. 1 показано устройство в нерабочем положении, разрез; на фиг, 2 то же, в рабочем положении в период контроля свечи; на фиг. 3 - устройство механизма квазистационарного нагружения пьезогенератора; на фиг. 4электрическая принципиальная схема устройства.

Устройство выполнено в Г-образном корпусе 1, головная часть 2 которого снабжена сквозным цилиндрическим каналом 3 гнезда разъемного соединения

1 со свечей. В расширенной верхней части канала 3 коаксиально размещено подвижное светосигнальное табло 4. На торцах канала 3 головной части 2 закреплены контактные пластины 5 и 6 с отверстием по диаметру канала 3, Табло 4 выполнено в цилиндрическом корпусе с прозрачным колпачком 7, патроном 8 и неоновой лампой 9, По периметру патрона 8 выполнен буртик

10, с которым контактирует возвратная пружина. 11, упирающаяся в пластину 6.

По оси патрона 8 в основании выведен опорный контакт 12 от цоколя лампы 9, В основании табло 4 размещен резистор 13, включенный параллельно лампе 9.

Приспособление квазистационарного нагружения пьезогенератора выполнено с прямоугольной рамой 14 и двухступенчатым рычагом 15, размещенными в рукоятке корпуса 1. Пьезогенератор содержит пару пьезоэлементов 16, по» мещенных в обойме 17 одноименными полюсами навстречу друг другу, между которыми закреплен положительный вы.вод 18 пьезогенератора. Отрицательные полюса пьезоэлементов 16 через опорные втулки 19 соединены непосредсч венно с корпусом рамы 14, 892010 жину 11, буртик 10 патрона g, лампу 9 и контакт 12 соединен с центральным электродом свечи.

Многократное искрообразование в каждом цикле сжатия пьезогенератора улучшает условия считывания сигнальной информации при контроле свечей.

При контроле свечей с внутренним замыканием, например при сильном нагаре или повреждении изоляции, предлагаемым устройством из-за утечки тока напряжение на пьезогенераторе может не достигнуть требуемого значения для пробоя искрового промежут ка, но через лампу 9 будет проходить ток утечки на уровне ее рабочего тока, вызывая свечение„Для подавления свечения лампы при контроле неисправной свечи в схему устройства введен резистор 13, шунтирующий ток через лампу. При контроле исправной свечи сопротивления шунта не достаточно, так как напряжение на пьезогенераторе растет без потерь на утечку тока и одновременно с пробоем искрового промежутка свечи происходит вспышка неоновой лампы.

Изобретение обеспечивает быстрый и эффективный контроль состояния свечей зажигания, не требует специальных источников питания, обладает бо.тьшим ресурсом работы, так как механизм возбуждения пьезогенератора обеспечивает плавное нагружение, Многократное искрообразование в каждом цикле сжатия улучшает условия считывании сигнальной информации.

Пример. В опытном образце устройства применен пьезогенератор вырабатывающий при сжатии напряжение 4,55 кВ. Пробой искрового промежутка свечей происходит при нормальном атмосферном давлении при 2-2,5 кВ. В каждом

ыикле сжатия имеет место 2-3-кратное искрообразование, Усилие сжатия на свободном конце рычага не превышает

4-5 кг.

Формула изобретения

1. Устройство контроля искровьй свечей зажигания, содержащее собранные в корпусе пьезогенератор высокого напряжения с механизмом возбуждения пьеэогенератора, гнездо раэьемного соединения с контролируемой свечой, газораэрядный индикатор и элементы электрических соединений, о т л и— чаюшееся тем,что,с цель:оповышения ресурса работы, улучшения ус-. ловий считывания сигнальной информаПьезогенератор в обойме 17 закреплен в раме 14 под небольшим углом к ее продольной оси совместно с осью 20 рычага 15, Исходное положение пьезогенератора в раме 14 фиксируется выступами 21 на боковой поверхности оси 20, утопленными в углублениях втулки 19, и торцовой части винта 22, Предварительное поджатие пьезогенератора обеспечивается винтом 23.

Устройство работает следующим образом, Устройство гнездом разъемного соединения сочленяется с контролируемой свечой 24 как отдельно взятой, так и 15 установленной на цилиндрах двигателя, внутреннего сгорания. Готовность к работе устройства обеспечивается элект рическим соединением центрального элект рода свечи 24 с контактом 12 табло 4, 20 а бокового электрода свечи — с контактной пластиной 5 гнезда разъемного сс единения, что достигается незначите п ным прижимом в направлении стрелки

25, при котором табло 4 под действи- 25 ем центрального электрода свечи выдвигается частично из канала 3, информируя оператора о наличии электрического контакта.

Воздействуя на рычаг 15 в направ- 3о лении стрелки 26, оператор приводит в действие механизм возбуждения пьезогенератора. При повороте рычага 15 его ось 20 перекатывается по торцевой поверхности винта 22 и посредст вом выступов 2 1 поворачивает обойму 17 с пьезоэлементами до совпадеНия ее продольной оси с осью рамы 14, при этом сокращается расстояние между КОЛЬЦЕВЫМИ тОЧКаМИ ПЬЕЗОГЕНЕратОра 4л на величину разности между гипотенуэой AB и катетом АС прямоугольного треугольника АВС (фиг, 3).

Таким образом, поворот рычага 15 обеспечивает деформацию зажатого в

45 раме 14 пьезогенератора. В процессе нагружения пьеэогенератором вырабатывается высокое электрическое напряжение, вызывающее искровой разряд на контролируемой свече. Электрические соединения в устройстве выполнены за счет контактов проводящих деталей.

B рабочем положении устройства боковой электрод свечи 24 контактирует с пластиной 5, которая посредством

55 винта 27 соединена с рамой 14, являющейся отрицательным выводом пьезогенератора. Его положительный вывод

18 через пластину 6, возвратную пру7 ции в K ще ажйОм ц

Н»» конст КОнтроля „ е дения цин мех упро» пьезогене низм возб лением кваэ выполнен с п ного лементов, Harpy ьезоэл парного ° соединени а гнездо асти Г Об ВЫПОЛнено разъем„ ного о цил„

pa>Horo кО, Головной но в

Рпуса вНым рнческого виде скво пласт канала индик нальное о подвижн табло с Га ое све аторОМ c g зоразряднь

ОСИ, Сиа женное

>оковьм, „ О"Орным „ следние и онтактами, и ся к льно е последова " причем по центральн ПОДСОЕд посредст Ому електро

ТВЕННО а ч свечи не жину через в не

ГНЕЗда Плас тн нтакт Ую и РУ»

Разъемного с Рце генерато ору. соединения к ньезо

2. Устройст чаю тво по и. 1 я тем, что го то приспособ892010 ление квазиста ено в о наг

ОЛ О и вып в которои под уг ст ю двухс н совмест тор с возмо вороте ег ожностью пьезого рычагом сжатия и ния прод н опьной оси и в попож жение сов» ри нос продопь ос лич ро ств ной ос

° ° 1 и 2 0 во по, пп осью рамь

1 ° но газора разрядно м, что п ление, Источники и ф р ции во внимани

1 П %3 то видетельство - 2735958/ ТО

2 Р 17/00 1979.

892010

Составитель А, Борзвков

P едактор Н. Ижуган Техред М. Терер Корректор О. Билак

Заказ 11181/50 Тираж 584 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания Устройство контроля состояния искровых свечей зажигания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроизмерительной технике, в частности к устройствам для измерения параметров искровых разрядов в свечах зажигания

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано для диагностики и управления двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к методам диагностики параметров разрядов, генерируемых емкостными системами зажигания, применяемыми в авиационных двигателях и им подобных объектах

Изобретение относится к системам генерирования плазмы между двумя электродами свечи

Изобретение относится к радиочастотным устройствам генерирования плазмы и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх