Устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морского судна

 

О П И С А Н И Е (ii)s95806

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) анвлено 170778 (21) 2648368/27-11 с присоединением заявки № (23) ПриоритетОпубликовано 0701.82, Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 0701 82 (51)М. Кл.

В 63 Н 11/02

Н 02 К 44/00

9еударотаенаый комитет

СССР ао делам изобретений и етхрытий (53) УДК 629.12: -.

:532 ° 582 035 . 2. 002. 54 (088. 8) (72) Авторы изобретения и

И.М.Кирко и А.П.Васильев (:! 1

Отдел физики полимеров Уральского научного центра ..

АН СССР и Оренбургский политехнический инСч и туч (7I.) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ТЯГИ

ГИДРОРЕАКТИВНОГО ДВИЖИТЕЛЯ

МОРСКОГО СУДНА

Изобретение относится к судострое- нию и касается конструирования движи тельных устройсв морских судов.

Известно устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морс кого судна, содержащее камеру смешения, гидравлически связанную с соп:лом движителя, продольная ось которого расположена в диаметральной плоскости судна (1) .

Однако известное устройство при работе. имеет значительные потери энергии при смешении эжектирующего и эжектируемого потоков, что снижает

КПД движителя.

Цель изобретения — повышение пропульсивного КПД движителя.

Это достигается тем, что предлагаемое устройство выполнено с образующими камеру смешения прямоугольными в поперечном сечении каналами магнитогидродинамического генератора .с во дозаборником и кондукционного магнитогидродинамического насоса постоянного тока с противоположно направлен ными магнитными полями их магнитных систем, причем эти каналы снабжены электропроводящими перегородками для разделения между собой вышеуказанных генератора и насоса, при этом канал последнего выполнен сквозным и направлен вдоль судна, а водозаборник магнйтогидродинамического генератора гид- равлически сообщен с соплом движителя.

Кроме того, у такого устройства вышеуказанный магнитогидродинамический насос может быть выполнен в виде двух каналов, симметрично расположен ных относительно канала магнитогидродинамического генератора и диаметраль ной плоскости судна, а электропроводящие перегородки каналов магнитогид родинамического насоса, не ограничивающие канал магнитогидродинамическо

ro генератора, могут электрически подключаться друг к другу снаружи камеры смешения.

895806

На фиг. 1 схематически изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2-сечение А-А фиг. 1.

Предлагаемое устройство предназнат чено для увеличения тяги гидрореактив- 5 ного движителя 1, например водометного движителя, в котором вырабатывает-. ся эжектирующий поток морской воды. вопло 2 движителя соединено с водоза борником 3 канала магнитогидродинами" ческого генератора, проводящие пере- . городки (электроды) 4 и 5 которого одновременно служат электродами каналов 6 и 7 .кондукционного магнитогидродинамического (МГД) насоса. 8 носовой части каналов МГД-насоса выполнены профилированные водозаборники

8 и 9 для уменьшения гидравлических потерь при входе забортного потока, а в хвостовой части - сопла 10 и 11, ориентирующие истекающий поток вдоль оси судна. Каналы МГД-насоса и МГД,генератора помещены в поперечное маг.нитное поле, которое создает, например, сверхпроводящая магнитная система (не показанная на фигурах), причем направление поля в каналах МГДнасоса, обозначенное на чертеже знаком О, противоположно направлению магнитного поля канала МГД-генератора, условно обозначенному на чертеже знаком О+. Проводящие перегородки

12 и 13 каналов МГД-насоса соединены друг с другом проводником 14, расположенным вне каналов. Кроме того, 35 .перегородки 12 и 13 с наружной сторо.ны выполнены с электроизолирующим

:покрытием для предотвращения возможного замыкания тока по забортному потоку морской воды.

Предлагаемое устройство крепится на корпусе судна (на фигурах не показано), чтобы ось симметрии канала

МГД-генератора .совпадала с диаметраль,ной плоскосгью судна, при этом кана:лы 6 и 7 должны допускать свободное

45 ,прохождение части встречного потока ,забортной морской воды через них.

Устройство работает следующим об:разом.

При движении судна движитель 1 вы рабатывает высокоскоростной эжекти;рующий поток морской воды, который .через сопло 2 поступает в водоэаборник 3 канала МГД-генератора. Отдавая часть энергии в канале МГД-генерато- 55 .ра, эжектирующий поток истекает в

-.окружающую среду. Одновременно через ,водозаборники 8 и 9 встречный эжек,тируемый поток морской воды поступает в канапы 6 и 7 МГД-насоса. Электрический ток, вырабатываемый в МГДгенераторе, ускоряет поток морской воды в каналах МГД-насоса и тормозит в канале МГД-генератора. Электрический ток замкнут в системе благодаря перегородкам 4, 5, 12, 13 и проводнику 14. В результате обмена количеством движения эжектирующего потока с большей массой эжектируемого проис,ходит увеличение тяги гидрореактивного движителя.

3а счет уменьшения потерь энергии с вызванными скоростями предлагаемое устройство позволяет увеличить тяговую мощность движительной установки, что дает возможность при заданной тяговой мощности уменьшить подвод энергии к гидрореактивному движителю судна. Так, например, при индукции магнитного поля в канале МГД-генератора 10 Т и скорости потока на входе в канал МГД-генератора около

240 и/с устройство приводит к увеличению тяги гидрореактивного движителя на 75 .

Формула изобретения

1. Устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морского судна, содержащее камеру смешения, гидравлически связанную с соплом движителя, продольная ось ко" торого расположена в диаметральной плоскости судна, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью увеличения пропульсивного КПД движителя, oHQ выполнено с образующими камеру смешения прямоугольными в поперечном сечении каналами магнитогидродинамического генератора с водозаборником и кондукционного магнитогидродинамического насоса постоянного тока с противоположно направленными магнитными полями их магнитных систем, причем эти каналы снабжены электропроводящими перегородками для разде. ления между собой вышеуказанных генератора и насоса, при этом канал последнего выполнен сквозным и нап" равлен вдоль судна, а водозаборник магнитогидродинамического генератора гидравлически сообщен с соплом движителя.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что вышеуказан895806

10 ф

ФМ ли/ ряу

Составитель В.Бернадский

Редактор З.Бородкина Техред М. Гергель Корректор М.Пожо

Заказ 11586/26 Тираж 462 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

5 ный магнитогидродинамический насос выполнен в виде двух каналов, симметрично расположенных относительно канала магнитогидродинамического генератора и диаметральной плоскости судна, а электропроводящие перегородки каналов магнитогидродинамического насоса, не ограничивающие канал магнитогидродинамического генератора, электрически подключены друг к другу снаружи камеры смешения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Н.Н.Белокриницкий, И.M.Черный.

Струйная теория гидрореактивного двь1:жителя с камерой подмешивания забортной воды. Труды научно-технического общества судостроительной промышленности. Вып. 106. Л., 10 "Судостроение", 1968 (прототип).

Устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морского судна Устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морского судна Устройство для увеличения тяги гидрореактивного движителя морского судна 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения

Изобретение относится к жидкостным реактивным движителям, в которых реактивная струя создается с помощью насосов и импульсов давления, воздействующих на столб жидкости, преимущественно при воспламенении газовой или паровой смеси

Изобретение относится к водным транспортным средствам и может быть использовано для перевозки грузов и пассажиров

Изобретение относится к автономным спортивно-туристическим надводным и подводным плавательным средствам

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к движителям транспортных средств

Изобретение относится к судостроению, а именно к водореактивным движителям, и может быть использовано в качестве привода для судов различного назначения, а также в качестве двигателя-насоса для циркуляционных контуров

Изобретение относится к способам движения тел в текучих несжимаемых изотропных средах с ближним порядком структурных элементов и может быть использовано, например, для движения в пресной воде и диэлектрических средах

Изобретение относится к водному транспорту, а при стационарном расположении может быть использовано в качестве насоса
Наверх