Топливный насос

 

K 91613

Класс 46с, 105

46с 115о2

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ЗАВИСИМОМУ АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А. И. Котляренко, Ф. И. Котляренко, О. В. Котляренко и

Г. Б. Бартули

ТОПЛИВНЫЙ НАСОС

Заявлено 7 августа 1950 г. за № 4328!9 в Гостехнияу СССР

Основное авт. св, ¹ 83110 от 29 июля 1949 г, на имя тех жс лиц

В основном авт. св. ¹ 83110 описан топливный насос для многоцилиндровых двигателей аккумуляторного типа, который снабжен приводными от кулачковых шайб нагнетательными плунжерами, подпружиненным золотником аккумуляторного давления и золотниками-дозаторами, осуществляющими дозировку и распределение топлива по цилиндрам двигателя. Для привода золотников-дозаторов в насосе применены кулачковые шайбы двустороннего профиля с радиальными уступами. С целью изменения величины подачи верхняя дозирующая часть каждого из золотников-дозаторов, связанная с регулятором, выполнена невращающейся и снабжена боковыми окнами со скошенной кромкой, а нижняя имеет одновременно с возвратно-поступательным движением вращательное и снабжена осевым каналом с прямоугольным боковым окном.

Предложенный насос является дальнейшим развитием конструкции одноплунжерного топливного насоса по основному авт. св. № 83110 и отличается от него тем, что вместо двух-трех золотников-дозаторов дл>! питания 12-ти цилиндрового двигателя применен один золотник-дозатор.

Это достигается благодаря наличию двух расположенных на разной высоте распределительных окон во вращающейся части золотника. С целью разгрузки нагнетательных трубопроводов от остаточного давления, верхняя (дозирующая) часть золотника-дозатора снабжена дополнительным окном, размещенным диаметрально противоположно дозирующему окну и по окончании процесса вспрыска сообщающим полость золотника-дозатора с дренажным каналом. Кроме того, между частями составного аккумуляторного поршня размещена пружина, регулируемая с помощью двуплечего рычага и нажимного винта.

На фиг. 1 изображен топливный насо" в разрезе; на фиг. 2 — то же, разрез по АБВГ на фиг. 1. № 91613

В нижней части корпуса 1 насоса расположены валики 2 и 8, из которых последний лриводится во вращательное движение от валика 2 через пару цилиндрических шестерен 4 и 5.

На валике 8 жестко насажены две кулачковые шайбы 5, которые предназначены для сообщения поступательного движения плунжерам 7, для чего последние снабжены пружинами 8. Кулачковые шайбы и расположены под углом 1SO друг к другу и имеют профиль, обеспечивающий ход каждого плунжера в течение времени, за которое валик 8 сделает несколько больше половины полуоборота для достижения равномерной подачи топлива за оборот последнего.

Через канал 9 топливо поступает в, пространство между верхней и нижней частями поршня 10 и далее через всасывающие каналы ll в полость плунжеров 7. При нижнем положении плунжеров, когда они своими верхними кромками открывают всасывающие каналы П, топливо всасывается в надплунжерное пространство, а при верхнем положении плунжеров оно через клапан 12 нагнетается в пространство 18 аккумулятора над поршнем 10. Из пространства 18 через канал 14 топливо под давлнием подводится к золотнику-дозатору. Аккумулятором и регулятором давления в нагнетательном трубопроводе является верхняя часть поршня.

10, между верхней н нижней частями которого размещена пружина 15, отрегулированная на заданное давление вспрыска. В случае превышенчя давления в аккумуляторе сверх заданного верхняя часть поршня 10 под влиянием избыточного давления опускается вниз, снижая давление в аккумуляторе. Если снижение давления оказывается недостаточным, то верхняя часть поршня 10, продолжая опускаться вниз, дросселирует всасывание топлива, перекрывая своей нижней кромкой всасывающи= каналы 11. Таким образом, плунжеры насоса работают только на потребную мощность, обеспечивая постоянство давления в аккумуляторе.

Давление в аккумуляторе можно изменять при помощи затяжки или ослабления пружины 15, которая опирается на нижнюю часть поршня

10, а последний — на конец двуплечего рычажка 1б. Второй конец рычажка 15 опирается на нажимной болт 17. При ввинчивании или вывинчивании болта 17 поршень 10 будет опускаться или подниматься и соответственно ослаблять или усиливать натяжение пружины 15.

От валика 2 через пару винтовых шестерен 18 и 19 вращательно=. движение передается золотнику 20, осуществляющему распределение топлива по цилиндрам двигателя.

Золотник 20, помимо вращательного движения, одновременно имеет возвратно-поступательное движение, осуществляемое с помощью кулачковой шайбы 21, сидящей жестко на валике 2, и двуплечего рычажка 22, качающегося на оси 28. Один конец рычажка опирается на кулачковув шайбу 21, а другой служит опорой для золотника 20. Золотник, находящийся под давлением пружины 24, постоянно нажимает на конец двуплечего рычажка 22 и прижимает противоположный конец рычажка к кулачковой шайбе 21.

Кулачковая шайба имеет два выступа-кулачка. Профиль кулачка почти на протяжении полуоборота постоянно поднимается и через двуплечий рычажок 22 поднимает золотник 20, сжимая пружину 24. В момент вспрыска топлива в один из цилиндров двигателя двуплечий рычажок 22 соскакивает с выступа кулачка и золотник, потеряв опору на рычаге, опускается вниз под давлением пружины.

Над золотником 20 расположен дозатор 25, дозирующий топливо, направляемое к форсункам. Он совершает только возвратно-поступательное движение, вращательного же движения не имеет. Поворачиваться вокруг своей оси на некоторый угол он может только от регулятора. № 91613

Дозатор 25 прижимается к золотнику 20 пружиной 24, заставляющей его двигаться вместе с золотником вверх и вниз, и выполнен пустотелым с верхним и нижним донышками. В цилиндрической стенке его имеются два окна: дозирующее окно 2б, через которое топливо из аккумулятора по каналу 14 поступает внутрь дозатора, и дополнительное окно 27, соединяющее внутреннюю полость дозатора с дренажным каналом 28, Дополнительное окно 27 размещено диаметрально противоположно дозирующему окну 2б, благодаря чему устраняется одностороннее прижимание дозатора к корпусу насоса, и служит для разгрузки нагнетательных трубопроводов от остаточного давления.

Нижнее донышко дозатора имеет в центре канал, совпадающий с центральным каналом в веохней части золотника 20. В верхнем донышке дозатора имеется центрально расположенное отверстие квадратной или круглой со шпоночной канавкой формы. В это отверстие входит нижний конец шпинделя 29, оканчивающегося вверху зубчатым сектором 80. Через зубчатую рейку, находящуюся в зацеплении с зубчатым сектором, центробежный регулятор поворачивает на некоторый угол шпиндель 29 и дозатор 25, чем достигается изменение дозы топлива, подаваемого через форсунки в цилиндры двигателя.

Центральный канал, расположенный в верхней части золотника 20, имеет два расположенных на различном уровне распределительных окна

81 и 82, ниже которых расположены радиальные каналы 88 и 84, сообщающиеся с помощью вертикальных каналов 85 с топливоподающими трубами (не показаны на чертеже).

При 12-ти цилиндровом двигателе кулачковый валик 2 вращается в три раза быстрее коленчатого вала 4-х тактного двигателя. Так как кулачок имеет два симметрично расположенных выступа, то за каждый оборот коленчатого вала золотник-дозатор делает шесть рабочих ходов.

За это время золотник посредством винтовой передачи повернется на полоборота и сделает шесть подач топлива к форсункам двигателя.

Во время движения золотника вверх распределительные окна 81

82 не сообщаются ни с одним из радиальных каналов 88 и 84 и, следовагельно, вспрыска топлива не происходит.

В начале движения дозатора-золотника вниз, когда конец двуплечего рычажка 22 соскочит с выступа кулачковой шайбы, нижняя кромка дозирующего окна 2б откроет канал 14, а распределительное окно 82 вращающегося золотника окажется против одного из радиальных каналов

88 или 84, топливо через нагнетательный трубопровод поступит в соответствующую форсунку. Это момент начала вспрыска топлива в один из цилиндров двигателя.

Вспрыск топлива будет происходить во время движения дозаторазолотника вниз до момента, когда верхняя кромка дозирующего окна 25 закроет канал 14.

Дозировка количества топлива, поступающего из аккумулятора к форсункам, осуществляется нижней и верхней кромками дозирующего окна 2б, расположенными под углом друг к другу.

При положении дозирующего окна 2б против канала 14, когда расстояние между наклонными кромками наибольшее, подача топлива будет максимальной. При повороте с помощью регулятора или вручную дозатора 25, т. е. его дозирующего окна 2б, на 180, когда расположенные против канала 14 наклонные кромки окна сходятся между собой, подача топлива будет минимальной.

В процессе работы, когда дозирующее окно 25 верхней кромкой прекращает подачу топлива к форсунке, дополнительное окно 27 сообщается № 91613 с дренажным каналом 28, т. е. разгружает нагнетательный трубопровод от остаточного давления.

Так как работа насоса, нагнетающего топливо в аккумулятор, не связана с дозировкой топлива и моментами вспрыска, то работа его возможна на более высоком давлении без опасения за его работоспособность и за уменьшение срока работы.

Предмет изобретения

1. Топливный насос для многоцилиндровых двигателей внутреннего сгорания по авт. св. № 83110, отли ч а ющи и с я тем, что, с целью уменьшения потребного числа золотника-дозаторов, применен золотникдозатор, снабженный двумя распределительными окнами, размещенными на различном уровне.

2. Форма выполнения топливного насоса по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью разгрузки нагнетательных трубопроводов от остаточного давления, дозирующая часть золотника-дозатора снабжена дополнительным боковым окном, размещенным диаметрально противоположно дозирующему окну и по окончании процесса вспрыска сообщающим полость золотника-дозатора с дренажным каналом.

3. Форма выполнения топливного насоса по п. 1, отличающаяся тем, что между частями составного аккумуляторного поршня размещена пружина, регулируемая с помощью двуплечего рычага и нажимного винта. № 91613., ° Ю

° °

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Редактор Т. Ф. Загребельная

Типография Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Петровка, 14.

Информационно-издательский отдел.

Объем 0,51 и. л. Зак. 728

Подп. к печ. З.II-60 r.

Тираж 300 Цена 75 коп.

Топливный насос Топливный насос Топливный насос Топливный насос Топливный насос Топливный насос 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам впрыскивания топлива для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к устройствам подачи топлива в дизель

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к системам подачи топлива дизеля

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а именно к их системам подачи топлива, и касается гидропривода топливных форсунок, конструктивно объединенного с другими устройствами
Наверх