Гидродинамическая передача

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.04.80 (21) 2906670/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К.

F 16 Н 41 02

Госудорстеенный комнтет (53) УДК 621.226..5 (088.8) Опубликовано 30.01.82. Бюллетень № 4

Дата опубликоваияя описания 05.02.82 во делам нэооретеннй и открытий

В. И. Хромов, Л. И. Рымаренко, М. В. Ас ахоц и Н. Н. Комаревский (72) Авторы изобретения

1 М l

Всесоюзный ордена Ленина научно-исследова льскйй и проектноконструкторский институт металлургическог -менннюетроения (7l) Заявитель (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, в частности к производству гидродинамических передач.

Известна гидродинамическая передача, содержащая корпус и установленные в ней на ведущем и ведомом валах, соответственно, насосное и подвижное в осевом направлении турбинное колеса с лопатками и дисками, образующими с корпусом каналы рабочей полости (1).

В такой гидропередаче рабочая полость имеет относительно большие осевые габариты по сравнению с обычными гидротрансформаторами. Увеличение осевых габаритов ра бочей полости вызвано необходимостью обеспечить осевое перемещение турбинного колеса в осевом канале рабочей полости. В такой гидропередаче имеют место дополнительные гидравлические потери по длине, обусловленные увеличенной длиной пути движения жидкости в рабочей полости, что является недостатком такой конструкции.

Цель изобретения — повышение КПД и сокращение габаритов.

Указанная цель достигается тем, что передача снабжена установленными на ведущем валу дополнительными дисками с выполненными в них сквозными прорезями, в которых расположены лопатки турбинного колеса, имеющие ширину большую ширины канала рабочей полости на величину осевого хода турбинного колеса.

На фиг. 1 показана передача, продольный разрез; на фиг. 2 — конструкция потоконаправляющего диска; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.

Гидродинамическая передача содержит о корпус 1 и установленные в нем на ведущем и ведомом валах 2 и 3, соответственно, насосное и подвижное в осевом направлении турбинное колеса 4 и 5 с лопатками, 6 и 7, соответственно, и дисками 8 и 9, образующими с корпусом 1 каналы рабочей полости 10, причем передача снабжена установленными на ведущем валу 2 дополнительными дисками 11, с выполненными в них сквозными прорезями 12, в которых расположены лопатки

7 трубинного колеса 5, имеющие ширину В

2 большую ширины б канала рабочей полости

10 на величину осевого хода турбинного колеса 5.

Гидропередача работает следующим образом.

901686

Насосное колесо 4, вращаясь от двигателя (не показан), сообщает жидкости энергию. На выходе из насосного колеса 4 жидкость попадает на лопатки 7 турбинного колеса 5, отдавая ему энергию насосного колеса 4. После турбинного колеса 5 жидкость проходит по каналам рабочей полости 10 и вновь поступает на лопатки 6 насосного колеса 4, цикл повторяется.

Турбинное колесо 5 в процессе работы перемещается в осевом направлении. При этом лопатки 7 турбинного колеса 5 также перемещаются в осевом направлении в прорезях 12 дисков 11, одновременно увлекая эти диски 11 в свободное вращение. В процессе осевого перемещения лопаток 7 диски

l 1 не изменяют своего положения вдоль оси гидропередачи, и, являясь частью канала рабочей полости 10, служат для направления потока жидкости, обтекающего лопатки 7 вдоль канала рабочей полости 10, исключая его перетекание вдоль ширины лопаток 7 из рабочей полости 10.

В предлагаемой гидропередаче перемещение лопаток турбинного колеса обеспечивается не за счет расширения осевых каналов рабочей полости, как это имеет место в известном устройстве, а за счет использования для этой цели торовой полости и боковой

io полости корпуса гидропередачи. В результате сокращаются осевые габариты рабочей полости, уменьшаются гидравлические потери на трение по длине и увеличивается КПД гидропередачи на 3 — 5%.

Формула изобретения

Гидродинамическая передача, содержащая корпус и установленные в нем на веду4а щем и ведомом валах, соответственно, насосное и подвижное в осевом направлении турбинное колеса с лопатками и дисками, образующими с корпусом каналы рабочей полости, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и сокращения габаритов, передача снабжена установленными на ведущем валу дополнительными дисками с выполненными в них сквозными прорезями, в которых расположены лопатки турбинного колеса, имеющие ширину большую ширины канала рабочей полости на величину осевого хода турбинного колеса.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

25 № 690216, кл. F 16 Н 41/02, 1978.

A-A

04 2, Q

Составитель С. Лнисимов

Редактор И. Тыкей Техред А. Бойкас Корректор В. Бчтяга

3 а к а з 12339/43 Тираж 980 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гидродинамическая передача Гидродинамическая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению. В способе работы трансмиссии автомобиля при работе двигателя крутящий момент от ведущего вала посредством гидротрансформатора передают на ведомый вал и коробку переключения передач, осуществляя при этом регулирование угловых скоростей до момента их последующего выравнивания на ведущем и ведомом валах. Трансмиссию дополнительно снабжают устанавливаемой на ведомом валу магнитной муфтой с внешним и внутренним магнитными роторами, а также электродвигателем. Контролируют угловые скорости ведущего и ведомого валов, в соответствии с которыми управляют вращающимся электромагнитным полем, возникающим между внешним магнитным ротором, жестко связанным с валом электродвигателя посредством гибкой связи, и жестко скрепленным с ведомым валом внутренним магнитным ротором магнитной муфты. При выравнивании угловых скоростей ведущего и ведомого валов электродвигатель отключают. Снижаются механические потери. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению. Регулируемый гидротрансформатор содержит корпус, заполненный рабочей жидкостью, с размещенными в нем насосным и турбинным колесами, а также реактором. Насосное и турбинное колеса жестко связаны с ведущим и ведомым валами. Гидротрансформатор снабжен вентильно-индукторным электроприводом и управляющей системой, состоящей из блока управления, датчиков угловой скорости, а также блока преобразования питания. Датчики угловой скорости установлены на ведущем и ведомом валах. Вентильно-индукторный электропривод выполнен в виде статора, установлен на внешней поверхности корпуса гидротрансформатора и подключен к блоку преобразования питания. На турбинном колесе установлен пакет из листового магнитомягкого материала с возможностью взаимодействия со статором посредством вращающегося электромагнитного поля. Снижаются механические потери. 1 ил.

Изобретение относится к способу работы гидродинамических передач транспортных средств. Гидродинамическая передача содержит корпус (2), заполненный рабочей жидкостью, насосное и турбинное колеса (3) и (4), реактор (5), двигатель (1) внутреннего сгорания, коробку (6) переключения передач с ведущим и ведомым валами (7) и (8). Также гидродинамическая передача содержит управляющую систему (14) в виде блока (15) управления, тахометров (16) и (17), расположенных на ведущем и ведомом валах (7) и (8), магнитной муфты (9), имеющей в своем составе внешний и внутренний магнитные роторы (10) и (11). Первый из них подвижно закреплен относительно корпуса (2) гидротрансформатора, а последний - жестко скреплен с турбинным колесом (4) и ведомым валом (8). Блок (15) управления содержит ременную передачу (12) и электродвигатель (13). Способ заключается в том, что при работе двигателя (1) крутящий момент от ведущего вала (7) посредством гидротрансформатора передается на ведомый вал (8) и коробку (6) переключения передач. При изменении нагрузки на ведомом валу (8) возникает разность угловых скоростей на ведущем и ведомом валах (7) и (8), которую определяет блок (15) управления управляющей системы (14), появляются механические потери в корпусе (2) гидротрансформатора. При этом сигнал передается от блока (15) управления на электродвигатель (13), при работе которого крутящий момент посредством ременной передачи (12) передается на внешний магнитный ротор (10) магнитной муфты (9), вращающийся относительно корпуса (2) гидротрансформатора. Формируется вращающееся электромагнитное поле, обеспечивающее дополнительное вращение внутреннего магнитного ротора (11), жестко скрепленного с турбинным колесом (4) и ведомым валом (8) относительно внешнего магнитного ротора (10). Сигнал перестает поступать от блока (15) управления управляющей системы (14) на внешний магнитный ротор (10) магнитной муфты (9), происходит последующее плавное выравнивание крутящего момента на ведущем и ведомом валах (7) и (8). Достигается снижение механических потерь при работе гидротрансформатора и повышение его мощности. 1 ил.

Изобретение относится к способам работы трансмиссий транспортных средств. Гидродинамическая передача содержит корпус (2), заполненный рабочей жидкостью, насосное и турбинное колеса (3) и (4), реактор (5), двигатель (1) внутреннего сгорания, коробку (6) переключения передач с ведущим и ведомым валами (7) и (8), а также управляющую систему (12). Управляющая система (12) состоит из блока (13) управления, тахометров (14) и (15), расположенных на ведущем и ведомом валах (7) и (8), и вентильно-индукторного электропривода (9). В состав последнего входят статор (10) и ротор (11), при этом ротор (11) жестко скреплен с ведомым валом (8). При работе двигателя (1) крутящий момент от ведущего вала (7) посредством гидротрансформатора передается на ведомый вал (8) и коробку (6) переключения передач. При изменении нагрузки на ведомом валу (8) возникает разность угловых скоростей на ведущем и ведомом валах (7) и (8), которую определяет блок (13) управления управляющей системы (12). При этом сигнал передается от блока (13) управления на статор (10) вентильно-индукторного электропривода (9). Формируется вращающееся электромагнитное поле, обеспечивающее дополнительное вращение ротора (11) и ведомого вала (8). Сигнал перестает поступать от блока (13) управления управляющей системы (12) на статор (10) вентильно-индукторного электропривода (9), происходит последующее плавное выравнивание крутящего момента на ведущем и ведомом валах (7) и (8). Достигается снижение механических потерь. 1 ил.
Наверх