Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины

 

<и909759

Союз Соеетскик

Социалистическив

Ресиублмн (51) Донолнительиое в авт. свил-ву(22)Заявлено 22,08. 78 (21) 2654816/24-07 с ярисоелинеииеж эаяввн М— (23) Приоритет

Онубликовано 28.02.82. 6кдетеиь у 8

Дата ояубаивоваиия ояисаиия 01.03.82 (51)М. Кл.

Н 02 К 3/14

ЬЮвЮвсввыв "вивтвт

СССР ав амзм ювбретеявя в вщжтя» (53) )/Д (621. 3. .045(088.8,>

Е. Н. Виноградов, А. А, Дукштау, Г. Б. Пинскйй и Б. H. Черныш (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (S4) стеРжень двухслойной стдтоРной оБиотки

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ИАШИНЦ

Изобретение относится к электро" технике и может быть использовано е конструкции стержня двухслойной статорной обмотки электрической ма-. шины, преимущественно гидрогенератораi

Известен стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины, содержащий верхний полустержень, размещенный под клином паза,и нижний полустержень, размещенный у дна паза, выполненные из изолированных проводников, электрически соединен" ных на концах стержня. 8 этой конструкции в верхнем и нижнем полустержнях в пазовой части их транспозиция элементарных проводников выполнена на 360о 313

Недостатком данной конструкции . стержня является наличие добавочных потерь от циркуляционных токов, которые неодинаковы в верхнем и ниж нем полустержнях, что приводит к

2 неодинаковому нагреву указанных пслустержней электрической машины, Известна конструкция обмотки статора, при которой верхние и нижние полустержни выполняются с транспозицией Hà 5400. 8 этой обмотке потери от циркуляционных токов существенно снижены 2 .

Недостатком конструкции обмотки является то, что добавочные потери по-прежнему остаются различными в верхнем и нижнем полустержнях, что приводит к их неодинаковому нагреву.

Цель изобретения " повышение

КПД путем выравнивания добавочных потерь в верхних и нижних полустержнях от циркуляционных токов.

Поставленная цель достигается тем, что в стержне двухсЪбйной статорной обмотки электрической машины, содержащем равные по высоте стержня верхний и нижний полустержни, размещенные соответственно под клином и на дне паза, выполненные из изоли3 909 рованных проводников, электрически соединенных на концах и транспортированных в пазовой части с углом, кратным 90, угол и число шагов транспонирования изолированных про" водников верхнего и нижнего полустержней выполнены в соотношении соответственно 3;2.

На фиг. 1 изображен стержень статорной обмотки, вид сбоку; на фиг.2два стержня, уложенные. в пазы ста° тора, разрез А-А на фиг.1.

Стержень статорной обмотки электрической машины содержит: верхний полустержень 1, размещенный под клином 2 паза; нижний полустержень 3, размещенный у дна 4 газа, изолированные проводники 5 из которых выполняются полустержни 1 и ), электрические соединения проводников 6 и 7.

В пазовой части, имеющей длину изолированные проводники 5 верхнего полустержня 1 транспонированы, на 540, т.е. по длине паза каждый изолированный проводник последовательно занимает все положения по высоте полустержня, делая полтора оборота, Проводники 5 нижнего полустержня 3 транспонированы в пазовой части машин на 360, т.е. каждый элементарный проводник делает один оборот.

Предлагаемая конструкция стержня двухслойно" статорной обмотки электрической машины позволяет уравнять добавочные потери от циркуляционных

759 4 токов в верхних и нижних полустержнях машины, что, в свою очередь, уменьшает относительные тепловые деформации полустержней обоих рядов и увеличивает межремонтный срок службы машины. формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент франци h" 1392330, кл. Н 02 К, 01 02.65, 2. Титов В. В. и др, Турбогенераторы, расчет и конструкция Л. О., "Энергия", 1967, с, 153-155.

Щ

Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины, содержащий равные по высоте стержня верхний и нижний полустержни, размещен" ные соответственно под клином и на дне паза, выполненные из изолированных проводников, электрически соединенных на концах и транспортированных в пазовой части с углом, крат20 ным 90о отличающийся тем, что, с целью повышения КПД путем выравнивания добавочных потерь в верхних и нижних полустержнях от циркуляционных тонов, угол и число шагов транспонирования изолированных проводников верхнего и нижнего полустержней выполнены в соотношении соответственно 3:2, Составитель Б. Сарычев

Редактор А. Фролова. Техред fl.éåêàðü Корректор С.Шекмар

Заказ 907/75 Тираж 719 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины Стержень двухслойной статорной обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки

Изобретение относится к конструкции статоров крупных электрических машин переменного тока, например , Турбои гидрогенераторов

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных турбогенераторах

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к турбои гидрогенераторам
Наверх