Система управления движителями катера на воздушной подушке

 

1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖИТЕЛЯМИ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУЖЕ, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера , содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройств ж каждого из движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления, система снабжена дополнительной поворотной рукояткой , выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано с задающш4 элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого соедщнено с вышеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной оси вращения установлены педали. (/) 2. Система управления движителями катера на воздушной подушке по п.1, отличающаяся тем, что дополнительная рукоятка выполнена с поворотной ручкой, связанной с органом управления частотой вращения вала двигателя.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„> SU„„926877

ГОСУДЮСТВЕННЫй HOMHTEE COOP

По ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И отНЕЫтЬЮ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2981529/27-11 (22) 15.09.80 (46) 07.04.88. Бюл. э 13 (72) В.В.Пластинин, И.А.Мартынов, А.С.Кудрявцев, В.В.Проценко, А,В.Рубинов, О.И.Старостин, В.С.Сускин, В.И.Евтюхов и С.А.Мальский (53) 629.124.9.039.002.54 (088.8) (56) Патент США У 3887030, кл. В 60 V 1/14, опублик. 03.06.75.

Аппарат на воздушной подушке Силенд типа Н-31. Инструкция водителю.

Издание фирмы Sealand Hovercraft htd1, Англия, 1973, с. 14-15. (54)(57) 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ- ДВИЖЙ

ТЕЛЯМИ КАТЕРА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали и задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей, а также орган (51)4 В 60 V 1/11 B 60 V 1/14 управления частотой вращения вала двигателя, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления, система снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано с задающьм элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого коромысла соединено с въипеупомянутой рукояткой, а другое « с концом качалки, на которой по о6е стороны от ее вертикаль- З ной оси вращения установлены педали. у

2. Система управления движителями катера на воздушной подушке по п.1, С отличающаяся тем, чтодополнительная рукоятка выполнена с поворотной ручкой, связанной с органом управления частотой вращения вала двигателя.

926877

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования системы управления движителями катера на воздушной подушке.

Известна система управления движителями катера на воздушной подушке, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащие смонтированные в корпусе щ задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством каждого из движителей.

Управление реверсивным устройством у такой системы управления осуществ- 15 ляется от двух рукояток, расположенных рядом. Они выполнены так, чтобы водитель мог манипулировать обоими одной рукой при одновременном управлении обоими реверсивными устройства-20 ми, причем управление частотой вращения вала двигателя производится отдельной рукояткой другой рукой водителя.

Недостаток такой системы управле- 25 ния состоит в том, что при необходимости работы реверсивных устройств

"враздрай" из промежуточного положения водитель должен бросить руль и рукоятку управления частотой враще- у) ния вала двигателя и перевести одной рукой одну рукоятку управления вперед, а другую другой рукой назад.

Такая операция, при отсутствии контроля эа рулем и двигателем крайне опасна при больших скоростях движения катера и может привести к аварии.

С другой стороны, отказ от подобного способа управления реверсивнымн устройствами. с целью повышения безопас- 40 ности движения в некоторых случаях приводит к снижению маневренных ка» честв катера на воздушной подушке.

Наиболее близкой к изобретению является система управления движите- 45 лями катера на воздушной подушке, симметрично расположенными относительно диаметральной плоскости катера, содержащая смонтированные в корпусе последнего педали н задающие элементы дистанционного управления, связанные с реверсивным устройством .каждого иэ движителей, а также орган управления частотой вращения вала двигателя.

Однако у такой системы управления имеется ряд недостатков, обусловленных прежде всего невозможностью фиксирования реверсивного устройства в промежуточном положении беэ постоянного нажатия на педали водителем, поскольку при отпускании педалей они под действием пружины возвращаются в крайнее положение, соответствующее

"Полный вперед". При совмещенном подъемно-движительном комплексе с приводом от одного двигателя, что присуще всем малым катерам, водитель не может выйти иэ катера для выполнения каких-либо операций, оставив двигатель работающим с наполненной воздушном подушкой, поскольку при отпускании педалей из промежуточного положения, соответствующего положению

1f II

Стоп, катер немедленно начнет двигаться вперед. Кроме того, при попутном ветре, когда катер движется на высокой скорости, даже при частичном реверсировании тяги водителю требуется постоянно держать педали нажатыми, причем точно в одинаковом положении, поскольку любое рассогласование в нажатии может привести. к развороту катера на высокой скорости и при определенных условиях к его опрокидыванйю..Другими недостатками яВляются трудность осуществления конструктивной .связи между педалями управления, реверсивным устройством и рукояткой управления частотой вращения вала двигателя, что необходимо для поддержания постоянной частоты вращения вала двигателя при введении в действие реверсивного устройства и опасность разворота катера на полном ходу при случайном нажатии на педаль при отсутствии ее блокировки.

Цель изобретения — повышение безопасности плавания и маневренности путем упрощения управления катером на воздушной подушке.

Цель достигается тем, что система управления движителями катера на воздушной подушке снабжена дополнительной поворотной рукояткой, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой с вертикальной осью вращения, коромыслами, каждое из которых кинематически связано,c задающим элементом дистанционного управления, и тягами, посредством которых одно плечо каждого коромысла соединено с вышеупомянутой рукояткой, а другое - с концом качалки, на которой по обе стороны от ее вертикальной оси вращения установлены педали.

926877

Целесообразно дополнительну;о руко ятку выполнять с поворотной ручкой, которую следует связать с органом управления частотой вращения вала

5 двигателя.

На чертеже схематически изображена описываемая система управления.

Система управления движителями 1 катера, симметрично расположенными 10 относительно диаметральной плоскости этого катера, содержит смонтированные в корпусе (не показан на чертеже) последнего педали 2 и задающие элементы 3 дистанционного управления, 15 связанные с реверсивным устройством

4 каждого из движителей 1, а также орган 5 управления частотой вращения вала двигателя (не показан на чертеже) .

Система снабжена дополнительной поворотной рукояткой 6, выполненной с возможностью фиксации ее положения, качалкой 7 с вертикальной осью 8 вращения, коромыслами 9, каждое из 25 которых кинематически связано с элементом 3, и тягами 10 и 11. При этом тяги 10 соединяют одно плечо кждого коромысла 9 с вышеупомянутой рукояткой 6, а другое — с концом ка- 30 чалки 7, на которой по обе стороны от оси 8 установлены педали 2.

Рукоятка 6 может быть выполнена с цоворотной ручкой 12, связанной с органом 5.

Элемент 3 может быть выполнен в виде гидроцилиндра со .штоком, а ручка 12 связана с органом 5 через червячный механизм (на чертеже не показан). Каждое коромысло 9 может быть 40 закреплено на вспомогательной качалке 13 с помощью оси 14.

Система управления симметрична относительно диаметральной пйоскости

Хатера на воздушной подушке. Качалка 45

13 обеспечивает однозначность положений всех элементов системы управления. Когда при движении катера возникает необходимость маневрировать на малом ходу без снижения наполнения воздухом подушки, переставляют рукоятку 6 в промежуточное положение, которая при этом воздействует через тягу 11 на одно плечо коромысла 9, которое при этом поворачивается относительно неподвижной в этот момент, точки, к которой присоединена тяга

10, и тем самым перемещает шток гидроцилиндра элемента 3, вызывая в конечном счете частичное реверсирование тяги, одинаковое на обоих движителях 1. в силу симметричности системы управления, равного воздействия рукоятки 6 на коромысла 9 v нейтрального положения педалей 2. После этого водитель фиксирует рукоятку б в промежуточном положении и нажимает на правую педаль 2 с целью развернуть, катер, например на правый борт, при этом качалка 7, поворачиваясь на вертикальной оси 8, одновременно воздействует через тяги 10 на коромысла 9 обоих бортов так, что они поворачиваются относительно теперь уже неподвижной, зафиксированной рукояткой 6 точки соединения тяги 10 и этого коромысла 9 в различные стороны, вызывая выдвижение штока задающего гидроцилиндра элемента 3 правого борта и убирание штока гидроцилиндра левого борта. При этом произойдет полное реверсйрование тяги движителя

1 правого борта, дача полной тяги переднего хода на левом борту, и катер развернется на правый борт. Устанавливая рукоятку 6 в промежуточное положение, водитель может одновременно поддерживать постоянной или изменять частоту вращения вала днигате ля с помощью поворотной ручки 12 на рукоятке 6. При положении рукоятки

6 "Полный вперед", которому соответствуют полностью выдвинутые штоки гидроцилиндров элементов 3 коромысла 9, происходит блокировка педалей

2 по причине фиксации точки соединения тяги 10 и рукоятки 6 и невозможности дальнейшего выдвижения штоков элементов 3 при случайном нажатии педалей 2 на полной скорости катера.

Таким образом описываемая система управления позволяет повысить безonасность плавания катера и облегчить водителю вождение катера на скоростях от средней до максимальной, особенно при попутном ветре, когда водитель может установить любую степень реверсирования тяги, с помощью рукоятки 6 зафиксировать это положение и сохранять его сколь угодно долгое время без дополнительных усилий.

У водителя появляется возможность покинуть пост управления для выполнения грузовых, спасательных и других операций, в то время, когда катер находится в положении "Стоп" при наполненной подушке и рукоятке 6, 5 926877 6 з афик сиро ванной в положе ни в положении частич- же облегчает вождение катера и поэвоного реверса. anè÷èå а ляет конструктивно связать опредеповоротнои ручки .12 управления часто- ленным законом реверсирования тяги той вращения вала дв ала двигателя вместо н изменение частоты вращения вала 5 отдельной рукоятки для этой цели так- двигателя.

Составитель В.Афонин

Редактор Н.Сильнягина Техред М.Дидык Корректор С,Черни

Тираж 569 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Заказ 3366

Производственно-полиграфическое предприятие, г. .ж ор д, у . р

r о л. П оектная 4

Система управления движителями катера на воздушной подушке Система управления движителями катера на воздушной подушке Система управления движителями катера на воздушной подушке Система управления движителями катера на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к авиации и транспортным средствам с воздушной (статической и динамической) разгрузкой, в частности к самостабилизированным экранопланам типов А, В и С. Экраноплан (ЭП) содержит фюзеляж, движитель, несущую плоскость малого удлинения (ПМУ) с концевыми шайбами-поплавками, убираемые переднее и заднее ограждения статической воздушной подушки, средства стабилизации и управления. Несущая ПМУ выполнена в виде центроплана малого удлинения (ЦП), который составлен в продольном направлении по меньшей мере из двух ПМУ - передней ПМУ с носовым щитком и флаперонами и задней ПМУ с флаперонами. Под ЦП образованы в границах его проекции на горизонтальную плоскость - полость статической ВП (СтВП), под передней ПМУ - полость динамической ВП (ДВП), под задней ПМУ - полость статодинамической ВП (СДВП). При комплексном повышении аэродинамических и транспортных характеристик ЭП, включающих создание необходимой подъемной силы (ПС) с помощью зоны повышенного давления между несущей ПМУ и опорной поверхностью, изменяют естественный характер зависимостей величины ПС и положения фокусов несущей ПМУ от угла атаки и высоты полета путем создания в продольном направлении по меньшей мере двух локальных зон образования ПС - передней и задней, с точками их приложения на продольной оси соответственно впереди и сзади центра масс. Достигается повышение безопасности полета и выполнения маневров, увеличение несущей способности и высоты полета в режиме экранного эффекта, уменьшение размеров, улучшение взлетно-посадочных характеристик, амфибийности, расширение функциональности и диапазона эксплуатационных центровок, повышение удобства эксплуатации и технического обслуживания. 3 н. и 35 з.п. ф-лы, 37 ил.
Изобретение относится к военной технике и касается способа управления плавающим средством (ПС), предназначенным для использования в боевых действиях. Снаружи ПС устанавливают кожухи, соединенные с его корпусом с возможностью образования открытых снизу полостей и подачи в эти полости выхлопных газов (ВГ) силовой установки (СУ). Во время прямолинейного движения и качки измеряют амплитуду наклона ПС и пропорционально ее значению увеличивают и уменьшают подачу ВГ в полости со стороны соответственно наклона и ей противоположной. В случае поворота прекращают подачу ВГ в полость со стороны поворота, а с противоположной стороны - ее увеличивают пропорционально квадрату скорости ПС и обратно пропорционально радиусу его поворота. На наружных поверхностях боковых кожухов размещают пластины из мягкого эластичного материала и закрепляют их по периметру к кожуху с возможностью образования между ними и кожухами симметричных водонепроницаемых емкостей, к которым обеспечивают независимое и регулируемое их заполнение ВГ СУ. При поворотах с необходимостью дополнительного изменения радиуса поворота, изменяют относительное заполнение ВГ водонепроницаемых емкостей со стороны поворота и противоположной стороны с учетом направления и величины скорости ПС относительно воды. Достигается повышение плавучести, управляемости и безопасности, как при прямолинейном движении, так и маневрировании в условиях большой загрузки.

Изобретение относится к транспорту и касается аппаратов на воздушной подушке с наземным движителем (АВП). АВП содержит корпус, гибкое ограждение воздушной подушки, снабженное воздуховодом, силовую установку, содержащую двигатель, соединенный посредством трансмиссии с воздушным движителем и с нагнетателем, и шасси, содержащее наземный движитель и выполненное с изменением степени разгрузки. Шасси оснащено датчиками ускорения, степени разгрузки наземного движителя и тяги. Нагнетатель оснащен устройством измерения его рабочих параметров. Датчики наземного движителя и нагнетателя соединены с преобразовательно-усилительным блоком, который соединен с блоком сравнения, соединенным через блок усилителем сигнала с исполнительным устройством изменения взаимного положения наземного движителя и нижних кромок гибкого ограждения воздушной подушки по высоте корпуса. Наземный движитель оснащен парой пассивных колес, на которых установлены датчики кинематических параметров движения. Наземные движители оснащены датчиками частоты вращения, крутящего момента, вертикальной нагрузки. Датчики кинематических параметров пассивных колес и датчики наземного движителя соединены с вычислителем, формирующим сигнал на пульт управления АВП. Достигается снижение потерь энергии на буксование наземного шасси. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к экранопланному транспорту и касается системы демпфирования продольных колебаний экраноплана по углу тангажа. Устройство демпфирования содержит штурвальную колонку с загрузочным механизмом, проводку управления с системой тяг и качалок, рулевой агрегат, датчик угловой скорости тангажа, блок усиления и контроля. При этом рулевой агрегат подключен посредством дифференциальной качалки, кинематически связанной с параллелограммным механизмом, кинематически связанным со штурвальной колонкой и рулем высоты. Сигнал, поступающий с блока усиления и контроля на рулевой агрегат, обеспечивает дополнительное отклонение рулей высоты на угол, равный произведению величин передаточного коэффициента дифференциальной качалки, передаточного коэффициента демпфера тангажа, передаточного коэффициента рулевого агрегата и угловой скорости изменения угла тангажа. Достигается улучшение характеристик устойчивости и управляемости экранопланом, обеспечение управляемости экраноплана по углу тангажа при выходе из строя рулевого агрегата, улучшение эргономичности управления за счет уменьшения частоты и амплитуды отклонения штурвальной колонки при управлении экранопланом. 3 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к скоростному рельсовому транспорту и касается конструирования экранодорожного транспорта для замены им существующих железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, например, на воздушной подушке и касается технологии конструирования двигателей и движителей, применяемых на наземных, водных, воздушных, космических и др

Изобретение относится к машиностроению, а именно к силовым установкам летательных аппаратов на динамической воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания транспортных средств на воздушной подушке, предназначенных для перемещения грузов по слабому болотистому грунту, например по тундре

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических судов с дисковыми движителями вертикального подъема и с маршевыми дисковыми движителями

Изобретение относится к судостроению и касается создания аэродинамических транспортных судов

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления воздушными винтами изменяемого шага (ВИШ) судов на воздушной подушке (СВП)
Наверх