Коробка передач транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт.. свид-ву— (22) Заявлено 11.09.79 (21) 2850177/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (517 M Кл з

В 62 М 11/06

Гесудлрстееееме кемитет (53) УДК 629.113-585. 1 2:629.118. .6-585. 1 2 (088.8 ) Опубликовано 23.05.82. Бюллетень № 19

Дата опубликования описания 28.05.82 пв делам кзееретений и еткрмтий ц С т-"; т:.-.,, A. А. Белоусов, В. С. Толстогузов и Г. И. Хабл к

3ъ (72) Авторы изобретения

Минский мотоциклетный и велосипедный завод (71) Заявитель (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие колесных транспортных средств.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая полый вал со свободно установленными шестернями, втулку, размещейную в полом валу и выполненную с возможностью вращения, фиксатор положения втулки, приводное устройство, выполненное в виде валика, связанного со втулкой, и элементов включения передач, контактирующих с впадинами указанных шестерен (1).

Недостатками конструкции являются ее сложность,. увеличенные габариты коробки передач и удельная металлоемкость.

Цель изобретения — упрощение конструк- 1 s ции и уменьшение металлоемкости и габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что коробка передач снабжена передачей винтгайка, винт передачи размещен во втулке соосно валику приводного устройства с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно среднего его положения, а гайка выполнена в виде, по крайней мере, одного пальца, подпружиненного относительно винта, при этом на втулке выполнен криволинейный паз, посредством которого втулка связана с элементами включения передач, На фиг. 1 изображена коробка передач, общий вид; в разрезе; на фиг. 2 — винт передачи; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2; на фиг. 4 —.разрез Б — Б на фиг. 2.

В корпусе 1 установлен ведущий вал 2, связанный через шестерню 3 с двигателем (не показан). Параллельно валу.2 установлен полый вал 4, связанный через звездочку 5 с задним колесом мотоцикла (не показан) .

На валу 2 установлены и жестко связаны с ним зубчатые колеса 6 — 10, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями 11 — 15, установленными на валу 4 вращательно подвижно и закрепленными от осевых перемещений посредством кольца 16.

В осевой полости вала 4 установлена вращательно втулка 17 и зафиксирована от осевых перемещений с помощью стопорного кольца 18.

Втулка 17 посредством криволинейного паза 19 связана с элементом 20 включения

929489

З0

40

3 передач, расположенным в пазу 21 вала 4, а посредством пальца 22 — с многозаходным винтом 23, расположенным соосно втулки 17 в осевой полости вала 4.

Винт 23 с одной стороны связан вращательно подвижно с вилкой 24 и тягой 25 механизма переключения передач, а с другой стороны связан подвижно в осевом направлении с элементом 20 включения передач посредством вилки 26 и валика 27,жестко связанного с упомянутым винтом.

На другом конце валика 27 выполнен регулируемый по длине стержень 28, на котором установлена пружина 29 для возврата винта 23 в нейтральное (исходное) положение.

Резьба винта 23 выполнена треугольного профиля с наклоном — одна поверхность прямая по радиусу, а вторая — затылована от концов винта к средней его части, в зоне которой находится палец 22 в нейтральном положении винта 23.

Коробка передач работает следующим образом.

Положение элемента 20 включения передач соответствует включенной IV-й передаче (фиг. !). При этом крутящий момент от двигателя передается через шестерню 3, вал 2, зубчатое колесо 9, шестерню 14, элемент 20 включения, вал 4 и звездочку 5.

Втулка 17 вращается вместе с валом 4, удерживаясь от угловых перемещений относительно упомянутого вала за счет фиксатора 30, взаимодействующего с одной из канавок 31, расположенных равномерно по окружности вала 4, вследствие чего элемент

20 включения за счет криволинейного паза

19 удерживается в заданном положении.

Связанная с элементом 20 включения вилка

26 удерживает валик 27 от угловых перемещений относительно вала 4, вследствие чего винт 23 также вращается вместе с валом 4 и втулкой 17.

Так как зубчатые колеса 6 — 10 связаны с валом 2. жестко, угловая скорость их всех одинакова с валом, а угловая скорость шестерен 11 — 15 различна в соответствии с их передаточными отношениями, поэтому для включения следующей передачи необходимо переместить элемент 20 включения. Например, для включения III-й передачи — влево до зацепления с колесом 13.

Производится это следующим образом.

Усилие, приложенное к тяге 25, передается через пружину 32 на вилку 24, а значит и на винт 23, который, сжимая пружину

29 между втулкой 33 и шайбой 34, перемещается (в данном случае вправо) вдоль оси вала 4.

Так как профиль витков резьбы винта

23 имеет наклон в сторону пальца 22 (упомянутый палец не может перескочить через гребень витка и, взаимодействуя с его боковой поверхностью, создает крутящий момент между втулкой 17 и винтом 23, так

4 как упомянутый винт удерживается от угловых перемещений относительно вала 4 за счет вилки 26, связанной с элементом 20 включения, то указанный крутящий момент поворачивает втулку 17 относительно вала 4.

Этот поворот производится до тех пор, пока элемент 20 включения за счет взаимодействия с пазом 19 не переместится в пазу

21 до полного зацепления со следующим зуб- чатым колесом, в данном случае с колесом ! 3, что соответствует перемещению фиксатора 30 до расположения его в следующей по порядку канавке 31.

При выходе фиксатора 30 из соответствующей канавки 31 в начале поворота втулки 17 пружина 35 сжимается и создает на палец 22 дополнительное усилие, препятствующее пересеканию его через гребень витка резьбы винта 23.

По достижении нужного положения элемента 20 включения силовое воздействие на вилку 24 прекращается, вследствие чего винт

23 под воздействием пружины 29 отжимается от втулки 33 до контакта шайбы 34 с буртиком 36, выполненным в осевом отверстии вала 4, т.е. до нейтрального положения винта

23. При этом палец 22 взаимодействует с затылованной поверхностью следующего винта резьбы, благодаря наклону которой, подобно собачке в храповом механизме, он перескакивает через гребень упомянутого витка в следующую за ним впадину.

Аналогично совершается переключение с третьей передачи на вторую и со второй на первую, с той лишь разницей, что между второй и и :рвой передачами есть положение втулки 17, фиксируемое фиксатором 30 так же, как и любая из указанных передач.

Это, так называемая, «нейтраль» коробки передач.

Для переключения с пониженной передачи на следующую — повышенную, надо вытяжную элемента 20 включения переместить на необходимую величину вправо (фиг. 1). Для этого к тяге 25 прикладывается усилие в сторону, обратную описанному процессу, вследствие чего оно передается на вилку через пружину 37, вызывая перемещение винта 23 влево от нейтрального положения.

Но так как за нейтральным положением (средней частью) винта 23 витки его резьбы

50 наклонены в другую сторону, т.е. опять же навстречу пальцу 22, упомянутый палец взаимодействует также с прямой относительно радиуса боковой поверхности витков резьбы, хотя и с другой стороны. Поэтому крутящий момент между винтом 23 и втулкой

55 17 возникает с обратным знаком, т.е. упомянутая втулка поворачивается относительно винта 23, а значит и вала 4, в другую сторону. При этом пружина 29 сжимается меж929489

Формула изобретения

5 ду буртиком 36 вала 4 и шайбой 38, установленной на резьбовом конце стержня 28.

Все остальное происходит совершенно аналогично описанному процессу, с тем лишь различием, что возврат винта 23 в исходное положение происходит до контакта шайбы 38 с втулкой 33, а палец 22 при возврате упомянутого винта перескакивает через гребень соответствующего витка резьбы с другой стороны, так как в правой части винта 23 витки его резьбы затылованы с другой стороны.

Таким образом, перемещение элемента

20 включения в любое заданное положение, независимо от числа ступеней коробки передач, производится путем последовательных возвратно-поступательных перемещений винта 23 на относительно небольшую величи ну.

Благодаря указанному техническому решению многоступенчатая коробка передач может быть выполнена с габаритами меньшими, чем габариты известной коробки почти в два раза, а это, в свою очередь, позволяет на 30 — 40О О снизить металлоемкость изделия, что имеет большое экономическое значения.

Коробка передач транспортного средства, преимущественно мотоцикла, содержащая полый вал со свободно установленными шестернями, втулку, размещенную в полом

5 валу и выполненную с возможностью вращения, фиксатор положения втулки, приводное устройство, выполненное в виде валика, связанного с втулкой, и элементом включения передач, контактирующих с впадинами ука10 занных шестерен, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения металлоемкости и габаритов, она снабжена передачей винт-гайка, винт передачи размещен во втулке соосно валику приводного устройства с возможностью осевого перемещения и подпружинен относительно среднего его положения, а гайка выполнена в виде, по крайней мере, одного пальца, подпружиненного относительно винта, при этом на втулке выполнен криволинейный паз, 20 посредством которого втулка связана с элементами и включения передач.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

I. Авторское свидетельство СССР № 227111, кл. В 62 М 11)06, 1964.

929489

Составитель И. Николаева

Реда к тор А. Ш ишки на Техред А. Бойкас Корректор А. Гриценко

Заказ 3! 25/24 Тираж 680 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

l 13035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к велотранспорту и может быть использовано для движения как по ровным дорогам, так и по сильно пересеченной местности

Изобретение относится к машиностроению , в частности к коробкам передач силовых агрегатов для мототранспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к конструкциям ступенчатых коробок с передачей заднего хода мотоцикла

Изобретение относится к самокатам с педальным приводом. Самокат содержит кулачковую муфту, выполненную с возможностью вращения в зацеплении с ведущим зубчатым колесом, которая расположена между ведущим зубчатым колесом и ведомой шестерней, для приведения в движение задних колес за счет передачи вращающего усилия кривошипа на ведомую шестерню через ведущее зубчатое колесо. Кулачковая муфта выполнена с возможностью соединения по выбору либо с шестерней первой передачи, либо с шестерней второй передачи. Первая и вторая соединительные шестерни вращаются в зацеплении с шестерней первой передачи и шестерней второй передачи и установленны на концевых частях промежуточного вала. Передаточная шестерня установлена на обоих концах промежуточного вала для приема вращающего усилия от первой и второй промежуточных шестерен через промежуточный вал и находится в зацеплении с ведомой шестерней для приведения во вращение ведомой шестерни. Шестерня первой передачи и шестерня второй передачи установлены на одной оси с кулачковой муфтой. Кулачки кулачковой муфты установлены на кулачковой муфте, шестерне первой передачи и шестерне второй передачи так, чтобы шестерня передачи могла входить в зацепление с вращающейся кулачковой муфтой. На конечной части кулачковой муфты выполнен рычаг переключения передач для соединения кулачковой муфты с шестерней первой передачи или шестерней второй передачи. Обеспечивается уменьшение усилия при управлении и изменение скорости с помощью передачи. 8 ил.

Изобретение относится к трансмиссии велосипедов, мотоциклов и транспортных машин. На трубчатой оси, прикрепленной к вилке направляющего устройства подвески колеса, свободно установлены трубчатые входной и выходной валы коробки передач. На них закреплены зубчатые венцы с трехпозиционными муфтами переключения и свободно установлены шестерни, зацепленные с крайними шестернями блоков шестерен, установленных на промежуточной оси. Внутренние шестерни этих блоков зацеплены с шестернями, имеющими зубчатые венцы и свободно установленными на трубчатой оси. Между парами средних шестерен расположены две противоположно развернутые полумуфты, взаимосвязанные вилкой переключения. Вилки расположены в пазах, а рычаги переключения - внутри трубчатой оси. Достигается расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к коробке передач одноколейного транспортного средства. На трубчатой оси, закрепленной к вилке направляющего устройства подвески колеса, свободно установлены трубчатые входной и выходной валы коробки передач. На них закреплены зубчатые венцы с трехпозиционными муфтами переключения и свободно установлены шестерни, зацепленные с шестернями, закрепленными на промежуточном валу. Средняя из трех шестерня этого вала зацеплена с шестерней, имеющей зубчатые венцы и свободно установленной на оси. Вилки расположены в пазах, а рычаги переключения - внутри трубчатой оси. Ступица колеса закреплена к трубчатому выходному валу. Внутри ступицы расположен картер коробки передач, который промежуточным крепежным узлом закреплен к вилке направляющего устройства подвески колеса. В этом крепежном узле расположена звездочка цепной передачи, закрепленная на входном трубчатом валу. Достигается расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства. 2 ил.

Изобретение относится к четырехступенчатой трансмиссии велосипеда. Четырехступенчатая трансмиссия велосипеда содержит коробку передач, в которой соосно расположены входной и выходной валы, параллельно им расположен промежуточный вал. На валах установлены три пары шестерен внешнего зацепления, между ними расположены муфты переключения передач. Картер коробки передач зафиксирован на раме велосипеда. Кривошипы педалей закреплены на входном валу. На промежуточном валу закреплены три шестерни, зацепленные с шестернями, установленными свободно: две на входном валу и одна на трубчатом выходном валу, свободно установленном на входном валу. Между шестернями входного вала закреплен зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения. Второй зубчатый венец с трехпозиционной муфтой переключения закреплен на внутреннем конце трубчатого выходного вала. На наружном конце трубчатого выходного вала закреплена ведущая звездочка цепной передачи. Обеспечивается расширение эксплуатационных характеристик транспортного средства. 3 ил.
Наверх