Устройство для управления электродвигателем фароочистителя

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

Гесударстееевм кемлтет

СССР де делам каебретеиий и еткрмткй (72) Авторы изобретения

1, / с с

1

%

3

В. В. Ящерицин и Л. Н. Милюков

Калужский завод автомотоэлектрооборудования им. 60-ле.тия Октября (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

ФАРООЧИСТИТЕЛЯ

Изобретение относится к устройствам. технического обслуживания и чистки транспортных средств с использованием жидкости.

Известно устройство для управления электродвигателем фароочистителя, содержащее пороговый блок на составном транзисторе, подключенный входом к средней точке резисторного делителя напряжения, один вывод которого связан с источником питания, транзисторный усилитель мощности с исполнительным реле на выходе, контакт которого включен в цепь якоря электродвигателя, и времязадающую RC-цепь, подключенную параллельно источнику питания (1) .

Недостаткбм этого устройства является недостаточная стабильность работы при управлении двигателем струйного фароочистителя, ток потребления которого достигает

100 А.

Целью предлагаемого изобретения является повышение стабильности работы.

Цель достигается тем, что эмиттер одного из транзисторов порогового блока через один из резисторов подключен к точке соединения резистора и емкости времязадающей цепи, причем указанная точка через другой резистор и диод подключена к коллектору транзистора усилителя мощности, к базе которого подключен второй вывод делителя напряжения.

На чертеже представлена принципиаль5 ная электрическая схема устройства для управления электродвигателем фароочистител я.

Устройство содержит пороговый блок 1 на транзисторах 2 и 3, включенных по схеме составного транзистора, и резисторе 4, делитель напряжения на резисторах 5 и 6, точка соединения которых подключена ко входу блока 1, а один из выводов — к одному зажиму источника 7 питания, параллельно которому подключены времязадаюis щая RC-цепь, состоящая из резистора 8 и конденсатора 9, и усилитель мощности на транзисторе 10, база которого подключена к другому выводу делителя, а коллектор вЂ, к исполнительному реле 11, контакт

11.1 которого включен в цепь пита ия электродвигателя 12 фароочистителя. Параллельно реле 11 подключен диод 13. В цепь подачи питания транзистора 10 включена кнопка 14, а последовательно с RCцепью — диод 15.

95633

3

Эмиттер транзистора 3 через резистор 16 подключен к точке соединения резистора 8 и конденсатора 9. Указанная точка через резистор 17 и диод 18 соединена с коллектором транзистора 10.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии кнопки 14 током через делитель на резисторах 5 и 6 открывается транзистор 10, реле 11 срабатывает и через контакты 1.1 и диод 1.5 подает напряжение на схему и электродвигатель 12. Транзисторы 2 и 3 в это время закрыты, т.к. в момент замыкания кнопки 14 напряжение на конденсаторе 9 отсутствует, а на резисторах 5, 6 скачкообразно увеличивается и прикладывается в обратном направлении к переходу база — эмиттер транзистора 3. Диод также закрывается обратным напряжением на конденсаторе 9, заряжающемся через резистор 8. В этом состоянии устройство находится независимо от положения кнопки 14, т.к. питание схемы управления осуществляется через контакт 11.1 и диод 15, которые шунтируют кнопку.

По истечении заданного времени напряжение на конденсаторе 9 становится больше напряжения, заданного делителем на резисторах 5, 6, и транзисторы 2, 3 лавинообразно открываются, разряжая конденсатор 9. Транзистор 10 закрывается, реле 11 размыкает контакт 11.1, отключая электродвигатель 12 и схему от источника 7 (аккумуляторной батареи). Отключение происходит независимо от положения кнопки 14.

При запирании транзистора 10 открывается диод 18, и через резисторы 17 и 16 и переход коллектор — эмиттер транзистора 3 действует положительная обратная связь на базу транзистора 2, удерживающая его в состоянии насыщения и обеспечивающая надежное запирание транзистора 10. Это исключает возможность ложных срабатываний устройства.

При размыкании контакта 11.1 и кнопки 14 электродвигатель 12 и схема отключаются от батареи, но так как якорь электродвигателя продолжает по инерции некоторое время вращаться, на его выводах действует линейно уменьшающееся во времени напряжение, которое через диод 15 прикладывается к схеме, что может привести к повторным ложным срабатываниям устройства при времени разряда конденсатора 9 меньшем, чем время выбега электродвигателя.

i0

З0

1

Для увеличения времени разряда конденсатора 9 и обеспечения надежного отключения двигателя введен резистор 16, который обеспечивает необходимое время разряда конденсатора 9. После его разряда при разомкнутой кнопке 14 транзисторы 2 и 3 закрываются, и схема возвращается в исходное состояние. Если кнопка нажата к моменту окончания разряда конденсатора 9, транзисторы 2 и 3 остаются открытыми до ее отпускания, что исключает повторные срабатывания устройства при длительном времени удержания кнопки в замкнутом состоянии.

Таким образом, подключение эмиттера одного из транзисторов порогового блока через резистор к точке соединения резистора и конденсатора времязадающей цепи, введение диода и резистора, соединенных последовательно и подключенных к точке соединения усилителя мощности и реле и точке соединения резистора и конденсатора времязадающей цепи, а также подключение одного из резисторов делителя напряжения к входу усилителя мощности позволяет уменьшить времязадающую емкость и повысить стабильность работы устройства.

Формула изобретения

Устройство для управления электродвигателем фароочистителя, содержащее пороговый блок на составном транзисторе, подключенный входом к средней точке резисторного делителя напряжения, первый вывод которого связан с источником питания, транзисторный усилитель мощности с исполнительным реле на выходе, контакт которого включен в цепь якоря электродвигателя, и времязадающую RC-цепь, подключенную параллельно источнику питания, отличающееся тем, что, с целью повышения стабильности работы устройства, эмиттер одного из транзисторов порогового блока через один из резисторов подключен к точке соединения резистора и емкости времязадающей RC-цепи, причем указанная точка через другой резистор и диод подхлючена к коллектору транзисторного усилителя мощности, к базе которого подключен второй вывод делителя напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР

Мя 481479, кл. В 60 S 1/08, 03.07.72 (прототип).

956331

Редактор Б. Федотов

Заказ 6920/23

Составитель Г. Корнева

Техред А. Бойкас Корректор А. Ференц

Тираж 718 Полни сное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для управления электродвигателем фароочистителя Устройство для управления электродвигателем фароочистителя Устройство для управления электродвигателем фароочистителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в качестве стеклоочистителя ветрового стекла в автомобилях, в частности в автомобилях с ограниченной зоной для монтажа стеклоочистителя

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и предназначено для использования при реализации управления стеклоочистителями автомобилей

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно - к способам и устройствам управления электродвигателями системы очистки ветрового стекла автомобиля

Изобретение относится к техническим решениям, предназначенным для чистки транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к способам и устройству управления приводом стеклоочистителя

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, конкретно к способам управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства
Наверх