Устройство для уплотнения осевого зазора между статорными и роторными лопатками турбомашины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1ц 966247. Ф (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17. 03. 81 (21) 3260415/24-06

$51)hh Кл з

F 01 D 11/08

< с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.10.82. Бюллетень ¹ 38

Государственный комитет

СССР ио дедам изобретений и открытий (53) УДК б 21. 515-762(088.8) Дата опубликования описания 15.10.82 (72) Автор изобретения

Ю.H.Çûêóíîâ (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ОСЕВОГО ЗАЗОРА

МЕЖДУ СТАТОРНЫМИ И РОТОРНЫМИ ЛОПАТКАМИ

ТУРБОМАШИНЫ

Изобретение относится к турбомашиностроению, преимущественно к устройствам для уплотнения осевого зазора между статорными и роторными лопатками турбомашины..

Наиболее близко к изобретению устройство для уплотнения осевого зазора между статорными и роторными лопатками турбомашины, содержащее подвижное в осевом направлении кольцо, расположенное в корпусе турбомашины и имеющее по меньшей мере одну проточку с размещенной в ней уплотни тельной втулкой (1).

Однако данное устройство недоста-, точно надежно.

Цель изобретения — повышение надежности.

Указанная цель достигается тем, что устройство дополнительно содержит расположенное концентрично корпусу приводное кольцо, а в корпусе и подвижном кольце выполнены радиальные эксцентричные отверстия, и в каждом 25 отверстии корпуса установлен экс центрик с двумя осями, одна из которых расположена в отверстии подвижного кольца, а другая кинематически связана с приводным кольцом. 30

На чертеже показано описываемое устройство, продольный разрез.

Устройство для уплотнения осевого зазора. между статорными 1 и роторными 2 лопатками трубоглашины содержит подвижное в осевом направлении кольцо 3, расположенное в корпусе 4 турбомашины и имеющее по меньшей мере одну проточку 5 с размещенной в ней уплотнительной втулкой б. Кроме того, устройство дополнительно содержит расположенное концентрично корпусу

4 приводное кольцо 7. Причем.в корпу-се 4 и подвижном кольце 3 выполнены радиальные эксцентричные отверстия

8 и 9 соответственно, и в каждом отверстии 8 корпуса 4 установлен эксцентрик 10 с двумя осями 11 и 12.

Ось 12 расположена в отверстии 9 подвижного кольца 3, а ось 11 кинематически при помощи рычагов 13 связана с приводным кольцом 7.

Во время работы турбомашины корпус 4 от нагрева перемещается отно- сительно роторных лопаток 2, зазор изменяется при этом для поддержания постоянного осевого зазорас7 между статорными 1 и роторнымн 2 лопатками, поворачивают с помощью гидроцилиндра (не показан) приводное

966247

Формула изобретения

Составитель Н.Стученкова

Техред N.Òåïåð . КорректоР r.påøåòíêê Ф

Редактор Н.Швыдкая

Заказ 7801/44 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, z-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 кольцо 7, которое посредством рычаros.13 воздействует на эксцентрики

10, последние, поворачиваясь, перемещают подвижное кольцо 3.

Данное устройство надежно и позволяет поддерживать минимальный осевой зазор между статорными и ротор" ными лопатками на всех режимах работы турбомашины.

Устройство для уплотнения осевоt.o зазора между статорными и роторными лопатками,турбомашины, содеркащее подвижное в осевом направлении кольцо, расположенное в корпусе турбомашины и имеющее по меньшей. мере одну проточку с размещенной в:ней уплотнительной втулкой, о т л ич а ю щ е е с я тем., что, с целью повышения надежности, устройство дополнительно содержит расположенное концентрично корпусу приводное кольцо, а в корпусе и лодвижном кольце выполнены радиальные эксцентричные отверстия, и в каждом отверстии корпуса установлен эксцентрик с двумя

10 осями, одна иэ. которых расположена в отверстии подвижного кольца, а другая кинематически связана с приводным кольцом.

15 Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ 9 1948587, кл. F 01 D 11/02, опублик. 1974.

Устройство для уплотнения осевого зазора между статорными и роторными лопатками турбомашины Устройство для уплотнения осевого зазора между статорными и роторными лопатками турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к лопаточным машинам газотурбинных двигателей /ГТД/, например к ротору низкого давления ГТД, и может найти применение как в авиадвигателестроении, так и при наземном использовании двигателей

Турбина газотурбинного двигателя содержит корпус, вал и как минимум одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над каждым рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров по меньшей мере одной ступени турбины. Кольцевые вставки над рабочими колесами выполнены в форме усеченных конусов с расширением к выходу. Внешние кромки рабочих колес выполнены эквидистатно этим частям корпусов. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде поршня на валу турбины и распределителя подачи воздуха высокого давления, соединенного с трубопроводами с полостями по обе стороны поршня. Бортовой компьютер соединен электрическими связями с датчиками измерения радиальных зазоров и распределителем подачи воздуха. Каждая кольцевая вставка может быть выполнена пористой, а на ее внутренней поверхности может быть нанесено мягкое покрытие, например графитовое. На внутренней поверхности каждой кольцевой вставки может быть закреплены панели «сотового уплотнения». Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Турбина газотурбинного двигателя содержит корпус, вал и, как минимум, одну ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над каждым рабочим колесом. Вставки выполнены с внутренней поверхностью в форме усеченного конуса. Средство регулирования радиальных зазоров выполнено в виде средства осевого перемещения кольцевой вставки. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде бортового компьютера. Средство осевого перемещения выполнено в виде цилиндра с поршнем и штоком, и распределителя подачи воздуха высокого давления. К штоку прикреплен толкатель, соединенный с кольцевой вставкой. Распределитель воздуха соединен трубопроводами с полостями по обе стороны каждого поршня. Датчики измерения радиальных зазоров установлены, как минимум, над рабочими колесами одной из ступеней. Бортовой компьютер соединен электрическими связями с датчиками измерения радиальных зазоров и распределителем подачи воздуха. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине на всех режимах, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение КПД и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

Турбина газотурбинного двигателя содержит внешний, внутренний и промежуточный корпуса, ступень с сопловым аппаратом и рабочим колесом с кольцевой вставкой над рабочим колесом, а также средство регулирования радиальных зазоров, по меньшей мере, одной ступени турбины. Кольцевые вставки над рабочими колесами закреплены на промежуточном и внутреннем корпусах. Средство регулирования радиального зазора выполнено в виде радиальных стержней, упирающихся одним торцом в промежуточный корпус, а другим - в механизм перемещения. Механизм перемещения может быть выполнен в виде гидроцилиндра или пневмоцилиндра, или шагового двигателя. Перед рабочим колесом может быть установлен аппарат закрутки, соединенный с магистралью подачи охлаждающего воздуха. В магистрали подачи охлаждающего воздуха установлен клапан. Во внешнем корпусе выполнено отверстие, к которому присоединена магистраль подачи охлаждающего воздуха с клапаном. Достигается эффективное регулирование радиальных зазоров в турбине, повышение тяги двигателя на взлетном и форсажном режиме, повышение кпд и надежности турбины. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх