Устройство для тепловой защиты электродвигателя

 

О fl И С А Н И Е ()966809

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советсиик

Социалистическим

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дояолиительиое к авт. свид-ву(5l)M. Кл.

Н 02 Н 7/085 (22) Завалено 08,12. 80 (21 ) 3215474/24-07 с ярисоедииеиием заявки М(23) Приоритет

3ЬоудвретеанныЯ комитат

CCCP ао долам нзооретовнй и открытка

Ояубликоваио 15. 10.82. Ьюллетеиь М 38 (53) УДК 621 316. . 925(088. 8) Дата оаубликоваиия ояисаиия 15. 10. 82

А. Д. Василенко, Я. Б. Тубис, Г. Н. Гри

А.А. Мироедов, Е.В. Иванов и В. А. В

B,À.Ðoãoýèí, (72) Авторы изобретеиия

P1) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ЗАЦИТЫ

ЗЛЕКТРОДВИГАТ ЕЛЯ

1.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к технике релейной защиты, и касается устройства для защиты электродвигателей от пере грева обмоток статора выше допустимой температуры.

Известно устройство для .тепловой защиты электродвигателя 1.1 1, В этом устройстве не предусмотрена защита от аварии в цепи позисто" ров, тем самым снижается надежность устройства в целом.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является устройство для тепловой защиты электродвигателя f2).

В этом устройстве также не предусмотрена защита от аварии в цепи .позисторов, которая приводит к тому, что устройство не отключает электродвигатель в случае превышения температуры обмотки. Этот факт сйижает на дежность и эффективность обоих устройств защиты, поскольку короткое замыкание цепи позисторов внешне ничем не проявляются и может быть выявлено лишь в результате несребаты" вания устройства 9ри аварийной ситуации, приводящей к выходу обмотки из строя от перегрева. Кроме того, в устройстве может наблюдаться варисторный эффект из-за саморазогрева цепи позисторов при превышении напряжения сети или из-за наличия в

1о сети высших гармонических составляющих, скачков, помех импульсного ха" рактера и т.д. Все это может происходить из-за того, что гасящие эле!

5 ментом в устройствах применяется ем". кость, которая не является фильтрующим элементом для помех высокочастотного спектра.

Цель изобретения - повышение назв.дежности и точности срабатывания и самозащиты от короткого замыкания в цепи позисторов.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве термостабилизируюг

66809

3 9 щий диод включен в коллекторную цепь одного из транзисторов ключа блока управления, состоящего из последовательно соединенных ключа и дифференциального усилителя, на вход которого включен конденсатор, соединенный с коллектором и базой первого транзисторного усилителя, при этом гасящие резисторы включены параллельно и последовательно с гасящим KOH" денсатором в общей цепи питания, а один из резисторов включен между дифференциальным усилителем и ключом в отрицательной шине питания.

На чертеже представлена электрическая схема предлагаемого устройства.

Устройство состоит из последова-. тельно соединенных позисторов 1, - встроенных в каждую фазу электродвигателя, блока управления 2, исполнительного органа 3, источника wтания 4, устанавливаемых вне защищаемого электродвигателя.

Позисторы подключаются к блоку управления, содержащему транзисторы

5«8, диод 9, резисторы 10-19, конденсатор 20, стабилитрон 21. Выход блока управления подключается к исполнительному органу, включающему в себя тиристор 22, электромагнитное репе 23 с нормально замкнутым кон" тактом 24 в цепи катушки магнитного пускателя, демпферный диод 25.

Источник питания состоит из выпрямителя 26, резисторов 27 и 28,, конденсатора 29, и стабилитрона 30.

В зависимости от величины сопро- . тивления позисторов и принципиальных связей элементов схемы устройство имеет два устойчивых состояния: нор" мальный режим работы (тиристор 22 закрыт, электромагнитное реле 23 обесточено, контакт 24 замкнут); аварийный режим работы (тиристор открыт, электромагнитное реле. под током, контакт 24 разомкнут ).

Аварийными режимами считаются: превышение температуры обмотки двигателя выше классификационной тем" пературы позисторов; обрыв в цепи позисторов; короткое замыкание в цепи позисторов, Устройство осуществляет самоконтроль, т,е. гарантирует отключение электродвигателя при возникно" вении неисправности в цепи позисторов. ф

При выходе из строя или обрыве, или при коротком замыкании в цепи соединения позисторов с устройством последнее отключает электродвигатель от сети.

Если температура обмотки электродвигателя ниже предельно допустимого значения, то сопротивление датчиков мало и напряжение, оступающее на

)6 транзистор 8, больше величины порога срабатывания ключа на транзисторах 7 и 8, определяемой делителем на резисторах 12, 15, 17. В этом случае транзистор 8 открыт, транзис"

1з тор 5 и тиристор 22 закрыты, а реле

23 обесточено. При увеличении TeMheратуры обмоток электродвигателя сверх предельно допустимого значения(клас. сификационной температуры применяемых щ позисторов ) сопротивление позисторов резко возрастает и сигнал., посту" пающий на транзистор 8, уменьшается, ° становясь меньше порога срабатывания ключа, транзистор 8 закрывается, а щ,транзистор 5 открывается. Тиристор 22 открывается и реле 23 включается, контакты 24 размыкают цепь 4 пита" ния катушки магнитного пускателя, который отключает электродвигатель от сети. В случае короткого замыкания в цепи соединения позистора с устрой" ством диод 9 закрывается, транзис" .тор 5 открывается, тиристор 22 и pe" ле 23 включается, и контакты 27 реле размыкают .цепь питания катушки .магнитного пускателя, Повторное включение защищаемого электродвигателя можно осуществить только после его охлаждения, когда сопротивление позистора ниже критичной величины. При этих условиях устройство автоматически возвращается в исходное состояние, соответствующее

его нормальному режиму,. при котором

45 возможно включение электродвигателя.

Резисторы 27, 28 и конденсатор 29 образуют интегрирующий гасящий фильтр защищающий устройство от ложного срабатывания при импульсных и скач- кообразных помехах в сети питания.

Гасящий резистор 11 понижает напряжение питания ключа на транзисторах 7 и 8 и тем самым исключает варисторный эффект в позисторах.

Стабильность работы определяется также стабилитронами 30 и 21, при этом напряжение стабилизации стабилитрона 2 I ниже,,чем напряжение стабилизации стабилитрона 30.

96680

Предлагаемое устройство может быть применено для защиты трехфазных электродвигателей от перегрева обмотки выше допустимой в условиях присутствия импульсных помех и скач- 5 кообразных изменения напряжений в се. ти питания электродвигателя, при этом аварийной ситуацией считается неисправность в цепи позисторов (выход из строя, обрыв или короткое за-, а мыкание). формула изобретения

Устройство дпя тепловой защиты электродвигателя, содержащее источник питания, термодатчики, установленные в обмотках электродвигателя и вклю" ченные на вход блока управления, вы-, полненного на транзисторах, на выход 2е которого подключен исполнительный орган-тиристор, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения на9 6 дежности и точности срабатывания и самозащиты от короткого замыкания в цепи позисторов, термостабилизирующий диод включен в коллекторную цепь одного из транзисторов ключа блока управления, состоящего из последователь-! но соединенных ключа и дифференци,ального усилителя, на вход которого .: вклд4ен конденсатор, соединенный с коллектором и базой первого транзис торного усилителя, при этом гасящие ,резисторы включены параллельно и, последовательно с гасящим конденсатором в общей цепи питания, а один из резисторов включен между дифференциальным усилителем и ключом в отрицательной шине питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Ф 432631, кл. Н 02 Н 7/083.

2. Авторское свидетельство СССР

ill 357644, кл. Н 02 Н 7/08,

Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя Устройство для тепловой защиты электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям, и может быть использовано а объектах с циклическим режимом работы электродвигателя на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрооборудованию, и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от токовых и механических перегрузок, может быть использовано на объектах с циклическим режимом работы электродвигателя, на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты трехфазных двигателей от несимметричных и неполнофазных режимов

Изобретение относится к релейной защите электродвигателей от анормальных режимов их работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите и автоматике асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах защиты электродвигателей на базе микропроцессорной техники
Наверх