Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗ()БРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

<»968425 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(И)М Кп з

Е 21 0 10/08 (22) Заявлено 120281 (21) 3272576/22-03 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (ЗЗ) УДК626.02 (088.8) Опубликовано 231082. Бюллетень ¹ 39

Дата опубликования описания 23.1082

I

A.f<. Бнков и В.Б. Малышев ксисовзны

ИАТЕИТкО (Е дНЩВСйАЯ конструкторское 6еро 1 лавмосстр (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СТЫКОВОЧНЫЙ УЗЕЛ ОПУСКНЫХ СЕКЦИЯ ПОДВОДНОГО

ТОННЕЛЯ

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при строительстве тоннелей с помощью предварительно изготовленных элементов (секций), укладываемых под водой.

Известно устройство для сооружения опускного тоннеля, включающее установленные на торцах стыкуемых секций гидродомкраты для вертикального смещения секций относительно друг друга $1 J.

Недостатком такого устройства является невысокая точность стыковки секций между собой.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае-. мому результату является стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля, включающий нижнюю временную опору, соединенную с ранее установленной секцией и имеющую Фиксирую" щий паз, а также верхнюю временную опору, соединенную со стыкуемой секцией и имеющую Фиксирующий выступ (2).

Недостатком узла является то, что, хотя его конструкция и обеспечивает фиксацию секций относительно друг друга, но не предусматривает управляемой передачи нагрузки с временных опор на основание под секцией. Выполнение этой операции возможно .лишь путем разрушения временных опор, находящихся под нагрузкой, что сопряжено с риском разгерметизации стыка в случае просадки секции сверх допустимой величины из-эа недостаточной несущей способности основания под секцией, т.е. процесс становится неуправляемым.

Кроме того, жесткость временных опор не позволяет равномерно распределить нагрузку между ними при наличии крена стыкуемой секции, что при-. водит к необходимости увеличения запасов прочности конструкции временных опор.

Целью изобретения является повы2 шение безопасности процесса снятия нагрузки с временных опор при передаче ее на основание под стыкуемой секцией, а также обеспечение равномерного распределения нагрузок между опорами.

Цель достигается тем, что узел снабжен предохранительным элементом, имеющим в нижней .части выступ, размещенный в фиксирующем пазу нижней опоры, а в верхней части — паэ, в котором размещей Фиксирующий выступ

968425 верхней опоры, которая установлена над предохранительным элементом с возможностью опускания под действием собственного веса и фиксации посредством клинового элемента, установленного в соосных отверстиях, кото- 5 рые выполнены в стенках паза предохранительного элемента и в фиксирующем выступе верхней опоры.

Кроме того, отверстия, выполненные в стенках паза предохранительного элемента, в местах сопряжения с клиновым элементом снабжены эластичныМи прокладками.

На фиг. 1 показан стыковочный узел в момент опирания верхних опор вновь устанавливаемой секции (справа .показана ее часть) на нижние временные опоры ранее установленной секции(ее часть изображена слева); на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1.

Стыковочный узел включает соединенные соответственно со стыкуемой и ранее установленной секциями тоннеля верхнюю 1 и нижнюю 2 временные опоры, предохранительный элемент 3, клиновый элемент 4 и эластичные прокладки 5, которые расдоложены в местах сопряжения клинового элемента 4 с отверстиями 6, выполненными в стенках. паза 7, расположенного в верхней части предохранительного З0 элемента 3. В нижней части элемента

3 имеется выступ 8, расположенный в фиксирующем пазу 9 нижней опоры 2.

Верхняя опора 1 выполнена с фиксирующим выступом 10, который имеет 35 отверстие 11 для. клинового элемента 4 и расположен в пазу 7 предохранительного элемента 3.

Устройство работает следующим образом. 40

Верхняя временная опора 1 при стыковании секций давит на клиновый элемент 4, передающий нагрузку через эластичные прокладки 5 и предохранительный элемент 3 на нижнюю времен-45 ную опору 2. При наличии крена стыкуемой секции эластичные прокладки

5 наиболее нагруженного узла, деформируясь, передают часть нагрузки менее нагруженному узлу. Передача нагрузки с временных опор на основание под секцией производится плавным извлечением клинового элемента 4, н ходе которого вновь установленная секция может опуститься не более, чем на величину зазора между верхней временной опорой 1 и предохранительным элементом 3.

Использование изобретения позволяет повысить безопасность процесса передачи нагрузки с временных опор на основание под секцией за счет обеспечения ее управляемости и уменьшить материалоемкость временных опор за счет наличия эластичных прокладок между клиновыми элементами и выступами. верхних временных опор.

Формула изобретения

1 Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля, включающий нижнюю временную опору, соединенную с ранее установленной секцией и имеюцую фиксирующий паз, а также верхнюю временную опору, соединенную со стыкуемой секцией и имеющую фиксирующий выступ, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения безопасности процесса снятия нагрузки с временных опор при передаче ее на основание под стыкуемой секци- . ей, узел снабжен предохранительным элементом, имеющим в нижней части выступ, размещенный в фиксирующем пазу нижней опоры, а в верхней части — паз, в котором размещен фиксирующий выступ верхней опоры, которая установлена над предохранительным элементом с возможностью опускания под действием силы тяжести и фиксации посредством клинового элемента, установленного в соосных, отверстиях, которые выполнены в стенках паза предохранительного элемента и в фиксирующем выступе верхней опоры.

2. Узел по и. 1, отличаюшийся тем, что, с целью обеспечения равномерного распределения нагрузок между опорами, отверстия, выполненные в стенках паза предохранительного элемента, в местах сопряжения с клиновым элементом снабжены эластичными прокладками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 802458, кл. Е 21 0 9/00, 1979.

2. Патент США Р 3901038, кл. 61-43, опублик . 1975 (прототип) .

968425

Составитель И. Кочнев

Техред E.Õàðèòoí÷èê . . Корректор А. Ференц

Редактор О. Орковецкая

Тираж 623 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 8082/57

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля Стыковочный узел опускных секций подводного тоннеля 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при локальном или капитальном ремонте возведенных туннелей, а именно при локализации аварий глубокозаложенных туннелей в водонасыщенных грунтах

Изобретение относится к области гидротехнического строительства, а именно к строительству морских гидротехнических трубопроводов, возводимых на шельфе морей с суровыми ледовыми условиями

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подземных переходов и тоннелей большой протяженности (подводных, подземных и т.д.)

Изобретение относится к строительству подземных сооружений,а именно к сооружению подводных тоннелей, возводимых в котлованах за перемычками открытым способом

Изобретение относится к тоннелестроению и может быть использовано при сооружении открытым способом подводных транспортных тоннелей
Наверх