Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки

 

Союз Советских

Социалистических

Республик („,974493

{61) Дополнительное к авт, свид-ву— (22) Заявлено 02.02.81 (21)3243105/24-07 с присоединением заявки М— (23) Приоритет—

Опубликовано 151182. Бюллетень М42

Дата опубликования описания 15. 11. 82 (511 М Кл 3

Н 02 Н 7/085

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УД б21.31б. .925(088.8) В.П. Бакута и С.B. Сысоев (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗМЦИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ОТ ПЕРЕГРУЗКИ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам защиты электродвигателей от перегрузки.

Известно устройство для защиты и контроля работы герметичных электроприводов. Защита двигателя электропривода осуществляется при помощи трансформатора тока, реле тока, реле времени, пусковых элементов (1) .

Однако это устройство не обеспечивает надежную защиту двигателя, так как требуется, чтобы уставка реле тока имела значение, близкое к рабочему току. При пуске каждый раз срабатывает реле тока, а поскольку ток срабатывания реле близок к рабочему току электропривода, то после излишнего срабатывания реле не возвращается в исходное состояние и двигатель привода невозможно запустить.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является устройство для защиты электродвигателя переменного тока от перегрузки, содержащее источник питания, блок контролируемого параметра, к выходу которого подключены исполнительный блок, и орган блокировки защиты режима пуска f2) .

Недостатком известного устроиства является использование электромагнитных реле с замыкающими и размыкающими контактами, в момент пуска возможно подгорание контактов реле, что снижает надежность защиты электродвигателя.

Целью изобретения является повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для защиты электродвигателя от перегрузки, содержащее источник питания, к которому подключены последовательно соединенные элемент ПУСК с параллельно подключенными замыкающими контактами контактора, элемент ОСТАНОВ, размыкающие контакты выходного реле и обмотка контактора, силовые замыкающие контакты контактора, последовательно с которыми включен датчик контролируемого параметра, выполненный в виде трансформатора, первичная обмотка которого включена в одну из фаз пи25 тающей сети, ко вторичной обмотке которого подключен выпрямительный мост, на выходе которого установлен сглаживающий конденсатор, параллельно обкладкам указанного кснденсатора

30 подключены орган блокировки защиты в

974493 режиме пуска и выходной исполнительный блок, выполненный в виде тиристора с обмоткой выходного, реле в анодной цепи, орган блокировкй защиты в режиме пуска выполнен в виде резисторов, диодов,. стабилитрона, двух тран- з зисторов и конденсатора, причем к первой обкладке сглаживающего конденсатора подключены второй вывод обмотки выходного реле, последовательно соединенные первый резистор, fIlj эашунтированный первым диодом, и конденсатор, вторая обкладка которого подключена к управляющему электроду тиристора и через второй резистор ко второй обкладке сглаживающего 35 конденсатора, к которой также подключены катод тиристора, эмиттеры первого и второго транзисторов, анод второго диода и первый вывод потенциометра, второй вьнэод последнего 20 подключен к первой обкладке сглаживающего конденсатора, и через последовательно соединенные третий и четвертый резисторы — к катоду второго диода, который через пятый резистор соединен с движком потенциометра через стабилитрон и с базой второго транзистора; коллектор которого подключен к первой обкладке конденсатора, и через шестой резистор — с базой первого транзистора, коллектор последнего подключен к точке соединения выводов третьего и четвертого резисторов.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства для защиты электродвигателя от перегрузки.

Устройство содержит источник питания 1, элемент 2 ПУСК, элемент 3

ОСТАНОВ, обмотку контактора 4 с замы-40 кающим контактом 5 и силовыми замыкающими контактами 6, датчик 7 контролируемого параметра, выполненный в виде трансформатора тока 8, выпрямительного моста 9 и сглаживающего конденсатора 10, орган 11 блокировки защиты в режиме пуска, выполненный в виде первого — шестого резисторов

12-17 соответственно, потенциометра

18, первого и второго диодов 19, 20 соответственно, первого и второго транзисторов 21, 22, стабилитрона 23 и конденсатора 24, выходной исполнительный блок 25, выполненный в виде тиристора 26 и обмотки выходного ф еле 27 с размыкающим контактом 28.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии нагрузка отключена, на выходе блока измерения тока напряжение-отсутствует, транзис-6О тор 22 закрыт, конденсатор 24 разряжен.

При нажатии кнопки 2 ПУСК обмотка контактора 4 обтекается током, срабатывает контактор и удерживается в подтянутом состоянии через замыкающий контакт 5 и через свои силовые замыкающие контакты 6 подключает электродвигатель к источнику питания, электродвигатель запускается. протекает пусковой ток, величина которого всегда значительно больше номи-нального тока. На выходе блока контролируемого параметра появляется напряжение,при этом открывается транзистор 21.Величина напряжения, снимаемого с средней точки резистора 16

Г превышает порог срабатывания стабилитрона 23, что приводит к резкому увеличению тока базы транзистора 22. который открывается, увеличивая тем самым положительное смещение на базе транзистора 21, что приводит к закрытию этого транзистора.

Транзистор 22 открывается H шуi тирует зарядную цепь конденсатора 2» и блокирует срабатывание защиты, исполнительный блок 25 не срабатывает и контакт 28 выходного реле 27 в цепи катушки контактора 4 замкнут, контактор остается нключенныл.

В стационарном режиме ток нагр:-;, номинальный, напряжение на не ход"= блока 7 контролируемого параметра ниже порога срабатывания стабилит— рона 23, транзистор 22 закрыт положительным смещением по цепи диод 20,. резистор 16, открыт транзистор 21, конденсатор 24 заряжается через резисторы 12 и 13.

В аварийном режиме ток нагрузки выше номинального тока. Конденсатор

24 уже заряжен и при открытии стабилитрона 23 транзистора 22 разрядным током конденсатора 24 по цепи обклад. ка конденсатора 24 управляющий элек-. трод тиристора 26 — открытый транзистор 22 открывается тиристор 26. Срабатывает выходное реле 27 и размыкает свой размыкающий контакт 28 н цепи катушки контактора 4 и двигатель отключается, Для уменьшения времени разряда конденсатора 24 и исключения ложной работы устройства при быстром повторном пуске после оперативного останоьа нормально работавшего двигателя параллельно резистору 12 включен диод 19.

Изобретение позволяет повысит, а дежность работы защиты электродвига-теля от перегрузки.

Формула изобретения

Устройство для защиты электрода;; гателя от перегрузки, содержащее,с точник Питания, к которому подключны последовательно соединенные элемент ПУСК с параллельно подключен жт, замыкающими контактами контактора, элемент Останов, ра эмык ак.шин к н

974493 (1

/ХМ

1 к ф l

За .:::;з 8 / . l/73 г.-,.:".л: 869 Лоднисное

E j,ijи i) и филиал ll jl jj Г!а ti(-н .. " „Г. у;;;город., ул Г1роектная, 4 такты выходного реле и обмотка кон" тактора, силовые замыкающие контакты контактора, последовательно с которыми включен датчик контролируемого параметра, выполненный в виде трансформатора тока, первичная обмотка которого включена в одну из фаз пи.тающей сети, ко вторичной обмотке которого подключен выпрямительный мост,. на выходе которого установлен сглаживающий конденсатор,. параллельно 1п обкладкам . 3 .HHCI c Kol eHC I opç подключены орган блокировки защиты з режиме пуска и выходной исполнительный блок, выполненный в виде тиристсра с обмоткой выходного реле в анодной цепи, о т л и ч а ю щ е е с я там, что, с целью пов;-.в ения надежности, орган блокировки защиты в ре. жиме пуска выполнен в виде резисторов, диодов, стабнл.. †.трона, двух резисторов и конденсатора, причем первой обкладке сглаживающего конденсатора подкяючень второй вывод обмотки выходного реле, последователь но соединенные первый резистор, за-1 шунтированный Iepsl/л диодом,. и конденсатор, вторая Обкладка которо.-о подключена к управляющему электроду тиристора и через второй резистор

«о второй обкладке сглаживающего конденсатора, к которой также подключены катод тирнстора, эмиттеры первого и второго транзисторов, анод ьторого диода и первый вывод потенциометра, второй вывод последнего подключен к первой обкладке сглаживающего конденсатора, и через поледсвательно соединенные третий и четвертый резисторы — к катоду второго дновЂ,à,. который через пятый резистор соединен с движком потенциомет ра чер з стабилитрон и с базой второго транзистора, коллектор которого подключен к первой обкладке конденсатора, и через шестой резистор . с базой первого транзистора, коллек ор последнего подключен к тОчке сОединения ВыводОВ третьеГО и четвертого резисторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Соколов ii.Ì, Автоматизированный =.лектропpiIIIC общепромь ленных механизмов. i>.,- "Энергия, 1979. 8с-384

2. авторское свидетельство СССР

И: 767890, кл Н 02 Н 7/08, 1977.

Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки Устройство для защиты электродвигателя от перегрузки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электродвигателям, и может быть использовано а объектах с циклическим режимом работы электродвигателя на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрооборудованию, и предназначено для защиты асинхронных электродвигателей от токовых и механических перегрузок, может быть использовано на объектах с циклическим режимом работы электродвигателя, на сельхозобъектах, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, а также в других областях применения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты трехфазных двигателей от несимметричных и неполнофазных режимов

Изобретение относится к релейной защите электродвигателей от анормальных режимов их работы

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в релейной защите и автоматике асинхронных электродвигателей

Изобретение относится к электрическим аппаратам и может быть использовано в устройствах защиты электродвигателей на базе микропроцессорной техники
Наверх