Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОР<,КОМУ СВЧДЕТЕЛЬСТВУ 974503 (6I ) Дополнительное к гвт, свид-ву (51}М. Кл. !

1 02 К 3/Э8 (22) Заявлено 10.04.78 (2! ) 2601078/24--07 с присоедне!ением заявки,)!й

fbC733PCT8EHHblH К0МН797 (23) Прноритет

CCCP по лелак нзобретвннй н открыткй

Опубликовано 15. 11.82, Бюллетень й! ю42 (5З) УИК621,Д1З! .04 5. 1 3(088. 81

Дата опубликования описания 17 11.82 (72) Авторы изобретения

Б. Д. Вяксер, 3. М. Гуревич, А. Д. Игнатьев, Ц. О, Ю. 71. Преснов, И. А. Птаку;1 Н Г. М. Хутор!ецк1ей

Коган, . 1. 1}, ) ! л t Ett t tt<

ЕХни 4t.Ñêëн д

БИЬлк д :.-„, (71) Заявитель (6-)) Д!8УХС,)С!йЕЕ1АZ СТ Е ЖНГ18АЯ ОБ71ОТКА

СТ/ТОГА ЭЛККТРИс!ЕСКОй МА|Ш НЫ

Изобретение относится к электромяшиностроению, а именно к конструкции изоляции лобовых частей статорпых Обмоток высоковольтных генераторов B местах соединения стержней в межфязных зонах.

Известна двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины, имеюшая изоляцию межфязных зон, выполненную в виде диэлектрических экранов, установленных в местах соединения стержней в лобовой части обмотки, включаюшей эвольвентные и прямолинейные участки, и элементы тангенциального крепления лобовых частей, выполненные из формуюшегося мятерия11а и расположенные в зо!

5 не наконечников стержней $1).

Такая конструкция изоляции требует удлинения выводных концов стержней и создания g,oïoëíèòåëüíîãî изгиба верхнего стержня для соединения с нижним в одном ряду, а также выполнения обмотки с переменны«в лобовой части. Кроме того, отгиб в разные стороны верхних и нижних стержней препятствует пол!ученееео

11осч ятОчных изОляционных рясстОяний пО

ПОВЕРХНОСТИ НЯХОДЯШРГОСЯ ПОД ЭКРЯНОМ участка стержня, что уменьшает, допустимый уровень напряжения перекрытия и виброустойчивость соединения с Рржней, сшская надежность машины.

Келью изобретения является повышение надежности электрической машины.

Указанная цель дост1егается тем, что диэлектрические экраны имеют отгибы, прилегяю1цие к стержням в их эвольвентной части, а элементы та!Ненцияльного кре..!!ения заходят в эвольвентну!o зону с герж ней.

H1: фиг. 1 представлена лобовая часть

Об! !Отки, фронтальный Вид; ня фиг. 2 — лОбовая часть обмотки, вид сверху„ня фиг.

3 — П -образный левый диэ; ектрический экран, фронтальный вид„ня фиг. 4 — П-образный правый диэлектрический экран, фро1ет альный вид, ня фиг. 5 — П-Образный левый диэлектрический экр>ян, яиц сверху, HB фиг. 6 — !1--o6pQBilbiA прая!.!й диэ!1ектрический экран, вид е! Ррху, ня фиг. 7 левый Г-образный экран с верхним перекрытием; на фиг. 8 — правый Г-образный экран с верхним иерекрытием; на фиг. 9 левый Г-образнь!й экран с нижпим перекрытием; на фиг. 10 — правый Г-сбразный экран с нижним перекрытиел.

Двухслойная стержневая обмотка стеторе имеет изоляцию межфезных зон, выполненную в виде диэлек.грических экранов: левого П-образного экране 1, некле- дываемого в месте соединения верхнего стержня 2 и нижнего стержня 3 одной из фаз обмотки, правого Г-обрезного экрана с нижним перекрытием 1 и правого

Г-образного экрана с верхним:перекрытием 5, причем Г-образнь;е экраны своими перекрытиями охватывают П-образный экран. Верхний стержень 6 и нижний стержень 7 соседней фазы изолируются в местях соединения соответственно правым

П-обрезным экраном 8, который охваты- вается левым Г-обрезным экраном с верхним перекрытием 9 и левым Г-обрезным экраном с нижним перекрытием 10. Зе респорным клином 11, расположенным в прямолинейной части 12 наконечников 13, установлен элемент тенгенциял! ного крепления 14, выполненный из формующегося

4етер!!ела (замазки) с нелинейной вольтемперной характеристикой. Метзриял з Ie- З мента тангенциального крепло !!!!! изме»ы= ет удельное объемное сопротивле»ие от

10 — 10 до 10 — 10 Ом см при !

4 9 Я изменении средней непряже»ности электри !ского поля от 1 по 6 кй/",.м. При зточ 35 элемент тенгенциального крепл!!ния зехо— д ит В звольве нтну ю зону 1 5 стержней не длину 5--10 Ъ От ее протяженности. После сушки при поверхностном нагреве до 5060 С в течение 3-4 ч замазка г!слил!е- 4tI ризуется, осуществляя таким образом дополннтельну.ю механическую связь стержй.

Наконечники верхних и ниж»их стержней соединены хомутами 16, 45

При кооперационных высоковольтных исгытаниях между наиболее близкими точ-. кеп и стержней соседних фез приложе»о ьытряжение, амплитуда которого мсжет преьосходHriI» в 2,5 реза ачплитуду рябо-.- п чего напряжения электрической машины.

Благодаря неличи!О диэлектрических экранов электрическое поле в межфезной зоне выравнивается, а имеющиеся не соотяечствующих экранах отгибы 17 увеличивают путь возможного перекрытия таким образом, что нштряже!-!ие перекрытия становится выше чаксимального испытательного напряжения. Возможное местное увеличение неоднородности электрического поля из-ее загряз»ений или увлажнения в межфезной зоне практически нейтрализуется благодаря тому, что элементы тенгенциального кре»лсния выполнены из четериеля с нели»ейной вольт-амперной характег ис гикой.

Заход экранов своими отгибеми не эволь-.

Ве»тную честь стержней и заход элементов i àíãårIIII.àëüíîãО крепления B эвольвентную зону стержней до эоны чинимальных зазоров между ними»риводит к повышению»епряжения межфазного перекрытия не 2530!о относительно испытетельногo напряжения, а, кроме того, существенно возрастяет яиброустой !Ивость соединений стержней в наиболее опес»ом месте не границе фазных зон обмотки.

Предложенная конструкция двухслойной стержневой обмотки статора повъ|шает нацежност-, электр!гчес.;эй мгп»и»ы.

Фор мул еизобрете»ия

Двухс!1Ойнеы ..Терж новая облмотка стетора злектри1!еской мешин:,I,. имеющая изо. !ЯЦИЮ !ЕжфЛЗНЫХ ЗО»,:: Ь !!О!!»ЕННУ Ю B ВИIIII диэ !Ектри»ОСКИх крг! !ОВ, ) ñcòà»oâëÅÍÍLIIIL

I3 !. I ес г е х г." Од и н о н и я т ар ж» е Й В л Об О В О и ес.ги обмотки, вк;:..» !Вюшей - Вольвентные

II прял оли»ей»ыо участки, и зл:.менты тан-! е!ц!Не:!Нного крешц»тия лобовых частей, ьч-,!»ол»еннъ!е из формгрующегося материяла и расположен»ъ!е;: зо»е наконечников стержней,отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности электрической машины, диэлектрги!еские экраны имеют отгибы, прилегающие к стержням в их звольвентной части, а элементы тангенциельного крепления зеходят В эвольвент»ую зо»у стержней.

1.!сто !Ники инфорл!я!!ии, принятые во внимание при зкс»ертvoe

1. Manke К. Turbogeneratoren гцг

kern-!(гатгиегke АЕС-Te1efunkentech:;ische Мittei1ungen Ber1iп, 1969, Н вЂ” 1 с, 8 р!,!с, 13.

974503

17

Составитель В. Филатов

Редактор С. Тимохина Техред М.Тепер,Корректор, В. Прохненко

Заказ 8730 74 Тираж 721 Подписное

BHHNI1H Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к межстержневым соединениям обмоток машин переменного тока

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к технологии производства изоляции электрических машин , в частности к изолированию мест соединения элементов статорных обмоток

Заявленное изобретение относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам, и касается особенностей выполнения синхронных электродвигателей с постоянными магнитами для дренажного насоса. Предлагаемый синхронный электродвигатель включает ротор с постоянными магнитами, служащий для вращения рабочего колеса, корпус насоса, на который опирается ротор с постоянными магнитами, сердечник статора и катушку статора. Согласно изобретению катушка статора имеет обмотку из алюминиевого эмаль-провода и снабжена частью соединения сваркой выводного провода данной обмотки с контактом для соединения с выводным проводом, обмотка герметично изолирована в защитном корпусе, внешняя поверхность части соединения сваркой выводного провода обмотки из алюминиевого эмаль-провода облужена напайкой или электроосаждением олова, причем часть соединения сваркой выводного провода, облуженная напайкой или электроосаждением олова, приварена к контакту для соединения с выводным проводом, внешняя поверхность обмотки из алюминиевого эмаль-провода сначала покрыта изоляционной бумажной лентой, а затем герметично изолирована указанным защитным корпусом. Технический результат - обеспечение возможности работы электродвигателей в течение длительного времени в воздушной среде, содержащей кислород, без окисления выводного алюминиевого провода при одновременном облегчении процесса его сварки и упрощении процесса его приваривания к контактному терминалу, а также обеспечение защиты алюминиевого эмаль-провода от повреждения под воздействием высокой температуры в процессе герметичной изоляции обмотки в защитном корпусе, формируемом заливкой из пластмассы или эпоксидной смолы. 7 з.п. ф-лы, 4 ил.

Статор // 2642431
Изобретение относится к области электротехники, в частности к статору электрической машины. Технический результат – улучшение качества изоляции статора. Статор содержит сердечник статора и имеет пазы, каждый из которых расположен между зубьями статора, расположенными на сердечнике статора. Изолирующая бумага размещена в пазу между обмоткой и сердечником статора, очерчивая паз, имеющий выемку в положении рядом с соединительными участками между боковыми стенками и донной стенкой изолирующей бумаги. Выемка пролегает так, чтобы располагаться отдельно от соединительных участков в любом из направлений - радиальном направлении и направлении вдоль окружности. Изолирующие элементы содержат выступ, который выполнен с возможностью размещения в выемке. 2 з.п. ф-лы, 25 ил.

Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины

Наверх