Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя

 

Ъ,3 с (72) Авторы изобретения

1

1:; " - :-t

1 "" :"-: " 1

- Ф Л,",, Всесоюзный научно-исследовательский институт * электромашиностроения (7l ) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО БЕСКОНТАКТНОГО КОНТРОЛЯ

БЕСЩЕТОЧНОГО ВОЗБУДИТЕЛЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к бесщеточным системам возбуждения мощных турбогенераторов, и-может найти применение в устройствах автоматики и защиты бесщеточного возбудителя турбогенератора.

Известно устройство бесконтактно-. го контроля бесщеточного возбуди1о теля, содержащее электромагнитныедатчики тока, расположенные на неподвижной части возбудителя вблизи шин переменного тока, помещенных в откры тые пазы шихтованного сердечника на валу возбудителя и соединяющих фазные ветви обмотки якоря с мостовым выпрямителем, в плечах которого последовательно анодным и катодным вентилям включены предохранители, и вне о возбудителя электронную аппаратуру, регистрирующую по отсутствию тока в шинах вышедшие из строя вентили(1).

2.

В таком устройстве бесконтактного контроля шины переменного тока располагаются на шихтованном сердечнике с обратным чередованием фаз в порядке их следования вблизи электромагнит.ного датчика тока. При вращении якоря направление .тока в следующих друг за другом вблизи электромагнитного датчика. тока шинах поочередно изменяется на противоположное. Из-за больших размеров шин у периферии сердечника и открытия, паза сердечника, равное диаметру поперечного сечения шин при большом их количестве, которое обычно и имеет место, проявляется значительное взаимное влияние магнитных- полей между соседними шинами. При этом количество импульсов

ЭДС, наводимых в электромагнитных датчиках тока оказывается вдвое менЬше количества шин переменного тока, а при отсутствии тока в какой-либо шине вследствие выхода из строя вен3 9839 тиля и срабатывания предохранителя, количество импульсов не уменьшается, а лишь несколько искажается форма соответствующего импульса. указанный недостаток усложняет схему элек 5 ронной аппаратуры и не исключает возможность ложных срабатываний устройства бесконтактного контроля при выходе из строя нескольких вентилей или изменения режимов работы возбуди-10 теля.

Известно также устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя, содержащее электромагнитные датчики тока, расположенные на непод- 15 вижной части возбудителя вблизи шин переменного тока, соединяющих фазные ветви обмотки якоря с мостовым выкпючателем, в плечи которого после-. довательно с анодным и катодным вен- го тилями включены предохранители, и электронную аппаратуру, расположенную вне возбудителя, регистрирующую от-. сутствие тока в шинах вышедшего из строя вентиля (2).

В этом устройстве бесконтактного контроля количество импульсов ЭДС, наведенных в электромагнитных датчиках тока, соответствует числу и взаиморасположению шин переменного тока, только при токах, составляющих 5-84 номинального значения тока возбудителя.

При изменении нагрузки возбудителя 35 выше указанного предела насыщается сталь аердечника в области закрытых пазов. Магнитное поле от токов шин вытесняется за периферию сердечника.

При этом возрастает взаимовлияние магнитных полей между ближайшими соседними шинами. Оно проявляется в о том, что при отсутствии тока в какой-либо шине, размещенной в открытом или закрытом пазу, общее количество ..импульсов (вдвое меньшее общего числа шин), наведенной в электромагнитных датчиках тока ЭДС не изменяется, а лишь несколько искажается форма соответствующего импульса. Уст- 5О ройство бесконтактного контроля характеризуется сложностью схемы электронной аппаратуры регистрации вышедших из строя вентилей, повышенной конструктивной сложностью, и в реаль- 55 ных режимах работы бесщеточного воз- . будителя не обладает высокой надежностью срабатывания.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности.

Поставленная цель достигается тем, что шины переменного тока выполнены с прямоугольным поперечным сечением м обращены своей узкой гранью в сто1 рону рабочей поверхности электромагнитных датчиков тока.

На фиг.1 схематически изорражено устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя; на фиг.2 и 3 — изображения предлагаемых сечений шин переменного тока и конфигурация магнитного поля s плоскости их сечения. Шины 1 переменного тока с прямоугольным сечением располагаются на вращающемся валу возбудителя, как обычно,с обратным чередованием фаз в порядке их следования при вращении якоря возбудителя, направление вращения указано стрелкой. Своей узкой гранью шины 1 обращены в c горону рабочей поверхности электромагнитных датчиков 2 тока. Электронная аппаратура 3 регистрации вышедших из строя вентилей располагается вне возбудителя и имеет выход во внешние цепи, например, к схемам автоматики и защиты. Сечение шин 1 переменного тока (фиг.3 ) обеспечивает большую концентрацию магнитного поля вокруг своей заостренной части (в сравнении с сечением фиг.2), поэтому является предпочтительным.

При вращении якоря возбудителя формирование импульса наведенНой

ЗДС в обмотке электромагнитного датчика 2 тока происходит в узкой угловой зоне, соответствующей высокой концентрации магнитного поля около узкой грани шины 1 переменного тока.

За пределами этой зоны магнитное поле быстро ослабевает и поэтому каждая перемещающаяся вблизи датчика

2 тока шина 1 наводит в обмотке последнего, соответствующий ей импульс

ЗДС, образуя за один оборот якоря возбудителя последовательность импульсов, количество которых равно числу проводящих ток шин. переменного тока. При такой конструкции шин 1 магнитное поле концентрируется около узкой грани и стальной сердечник как дополнительное средство формирования поля оказывается не нужным.

При этом промежутки между шинами 1 увеличиваются, что уменьшает взаимное влияние магнитного поля соседних

983911

5 шин 1 и позволяет получить от элект. ромагнитных датчиков тока последовательность импульсов наведенной

ЭДС, количественно соответствующих числу и взаиморасположению проводящих ток шин 1 переменного тока и исключить возможность ложных срабаты-. ваний устройства бесконтактного контроля как в случае выхода из строя нескольких вентилей вращающегося выпрямителя, так и в случае изменения режимов работы возбудителя.

Устройство бесконтактного контроля применяется ка к и равило, в бесщеточных системах возбуждения мощных турбоге- 1S .нераторов, поэтому обеспечение высокой надежности его срабатывания пос зволяет предотвратить отключение средствами защиты всего энергетического блока по .причине ложных срабаты- ze ваний устройства и тем самым исключить большие потери в выработке электроэнергии из-за простоя оборудования и избежать большого экономического ущерба. 25

Формула изобретения

Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя, содержащее

6 электромагнитные датчики тока, расположенные нв неподвижной части возбудителя вблизи шин переменного тока, соединяющих фазные ветви обмотки якоря с мостовым выпрямителем, в.. плечи которого последовательно с анодным и катодным вентилями вклЮ „„чены предохранители, и электронную аппаратуру, расположенную вне возбудителя, регистрирующую отсутствие .. тока в шинах вышедшего из строя вентиля, о т л и ч .а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, шины переменного тока выполнены с прямоугольным поперечным сечением и обращены своей узкой гранью в сторону рабочей поверхности электромагнитных датчиков тока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Электротехническая промышленность. Сер. "Электрические машины", вып. 3/371, 1974.

2. Авторское свидетельство СССР

11 б55034, кл. H 02 K 11/00, 1976.

983911

Подписное

Заказ 9949/69 Тираж 721. ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель В. Никаноров

Редактор Н. Бобкова Техред Т,Маточка Корректор С. Шекмар

Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя Устройство бесконтактного контроля бесщеточного возбудителя 

 

Похожие патенты:
Наверх