Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскик

Социалистических

Реслублик р11989113 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 049381 (21) 3257652/25-06

tsar)hl Nil з

F 01 P 7/08 с присоединением заявки ЙоГосударственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет— (53) УДЫ 621.43. .714(088.8}

Опубликовано 150183. Бюллетень Йо 2

Дата опубликования описания 1501ВЗ. (72) Автор изобретения

Н.Г. Коновалов и (71) заявитель (54} ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕН?И ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Привод вентилятора 1 системы охлаждения двигателя 2 содержит штив 3, привода вала 4 водяного насоса, установленного на подшипниках 5 в корпусе 6 водяного насоса. На валу

4 установлена крыльчатка 7 водяного насоса. Термостат 8 выполнен в виде баллона, заполненного легкоВипящей жидкостью 9, закрытого диафрагмой

10, и закреплен на крыльчатке 7 водяного насоса. Вал 4 выполнен полым.

В полость 11 установЛены шток 12, предохранительная пружина 13, толкатель 14, соединенный с упором 15, перемещакщимся по пазу 16, Упор 15 перемещает по винтовой поверхности вала 4 нажимной ведущий диск 17 фрикционной муфты, сжимая возвратную пружину 18, раэъединяющую его с ведомым фрикционным диском 19, установленным на вентиляторе 1; вращающемся с помощью подшипника 20, расЗ0 положенного иа валу 4.

Изобретение относится к машиностроению, а.именно к двигателестроению и может быть использовано в устройствах для автоматического управления приводом вентилятора системы охлаждения.

Известны приводы вентилятора систем охлаждения двигателя внутреннего.ñãîðàíèÿ, у которых установленная на валу водяного насоса фрикционная муфта с помощью толкателя связана через гидросистему, включающую в себя силовой цилиндр, гидрораспределитель, катодную и сливную-магистрали насоса с центробежной крыльчаткой, со штоком термостата (1).

Недостаткам указанного привода вентилятора является сложность конструкции и относительно большие его габариты.

Цель изобретения — упрощение конструкции привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Для достижения поставленной цели вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала насоса и его шток прикреплен к крыльчатке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.

На фиг.1 показано устройство вентилятора, в нерабочем положении на фиг. 2 — то же, в рабочем положении.

989113

Прн запуске или работе холодного двигателя 2, когда температура воды в рубашке охлаждения двигателя ниже заданного предела, диафрагма.

10 под воздействием возвратной пружины 18 через нажимной диск 17, упор

15, толкатель 14, пружину 13 и шток

12 сжимает жидкость 9 в термостате

8. Ведущий 17 и ведомый.19 диски муфты в это время разъединены и вентилятор 1 не вращается. Вода, нагне- fO таемая крыльчаткой 7, циркулирует по большому кругу обращения через радиатор.

При повышении температуры воды в системе охлаждения до заданного предела Жидкость 9, нагреваясь в термостате 6, увеличивает давление на диафрагму 10. Это давление через шток 12, предохранительную пружину

13, толкатель 14, упор 15 сообщается нажимному ведущему диску 17. По мере возрастания давления диск 17, перемещаясь по винтовой поверхности (поворачиваясь по часовой стрелке), сжимает возвратную пружину 18 и соединяется с ведомым фрикционным диском 19. Последний начинает раскручивать вентилятор 1„ в результате чего вода, циркулируемая в радиаторе, начинает интенсивно охлаждатье. ся.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила инерции стремится повернуть диск 17 по часовой стрелке, прижимая его еще более к ведомому диску 19, увеличивая .тем самым сцепление между дисками 17 и 19. В результате осуществляется наземная работа вентилятора 1.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя 2 сила 4О инерции, действующая на диск 17, стремится повернуть его против часо вой стрелки, открывая его от ведомо

ro диска 19.

В результате происходит уменьшение надежности сцепления дисков 17 и 19 и начинается вследствие их про скальэывания уменьшение скорости вращения вентилятора 1. При этом уменьшается и эффективность работы системы охлаждения.

Таким образом,,достаточно простая конструкция привода вентилятора обеспечивает автоматическое управление работой системы охлаждения в зависимости от режимов работы двигателя внутреннего сгорания.

Формула изобретения

Привод вентилятора системы ох-. лаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную муфту, связанную через толкатель со штоком управляющего термостата и установленную между валом вентилятора и валом водяного насоса, снабженного центро бежной крыльчаткой, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью упрощения конструкции, вал водяного насоса выполнен полым, управляющий термостат расположен в полости вала насоса и его шток прикреплен к крыль;чатке водяного насоса, а толкатель фрикционной муфты сопряжен со штоком термостата через пружину.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 356369, кл. F 01 Р 7/08, 1972.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для включения и выключения вентилятора охлаждающей системы двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность охлаждения путем увеличения расхода воздуха и оптимального его распределения по поверхности радиатора

Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя
Наверх