Способ формирования радиальных зазоров проточной части аксиальных машин

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению, монтажу и ремонту аксиальных машин. Цель изобретения - снижение трудоемкости, повышение производительности труда и качества сборки аксиальных машин. Фиксируют положение оси вращения ротора относительно статора, устанавливают в эту ось вал-копир 1. Измеряют величины зазоров S между торцом штыря 3 и усиками сегментов уплотнения при вращении вала-копира. Производят работы по корректировке зазоров S. Штыри 3 расположены на каретке 2, передвигающейся по валу-копиру. Для уменьшения стрелы гравитационного прогиба при возможно малом диаметре вала-копира последний выполнен из отдельных тонкостенных трубчатых секций, стянутых между собой с помощью фланцев жесткости и стяжек. Предусматривается возможность регулировки величины гравитационного прогиба при помощи грузов. Способ снижает трудоемкость и повышает точность сборки аксиальных машин, так как при малых весе и габаритах вала копира при измерениях моделируется гравитационный прогиб реального вала ротора. 7 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к изготовлению, монтажу и ремонту аксиальных машин.

Целью изобретения является снижение трудоемкости, повышение производительности труда и качества сборки аксиальной машины.

На фиг. 1 представлен вал-копир для измерения зазора, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вал-копир, продольный разрез; на фиг. 4 - нагружение вала-копира при корректировке стрелы гравитационного прогиба.

Способ осуществляется следующим образом.

Фиксируют положение оси вращения О ротора относительно статора, вынимают ротор из цилиндра; с интервалом один метр измеряют биение вала-копира 1, точки максимума биения соединяют между собой прямыми линиями. На вал-копир устанавливают каретку 2 так, чтобы штыри 3 располагались в плоскости, перпендикулярной оси максимального биения вала-копира, что сводит к минимуму погрешность от биения вала-копира при повторных установках каретки на старое место. Укладывают вал-копир на жестко закрепленные призмы вне цилиндра или в цилиндр в опоры вала-копира 4. Измеряют в плоскости замера диаметр реального ротора, устанавливают размах торцов штырей 3 в размер измеренного диаметра реального ротора, измеряют биение торцов стержней, корректируют микрометрическим устройством измерительных головок 5 положение торцов штырей на половину величины измеренного биения торцов штырей 3 в сторону нулевого биения.

Фиксируют вал-копир в ось вращения О ротора в цилиндре, перемещают каретку 2 в плоскость измерения, устанавливают штыри 3 каретки в плоскость, перпендикулярную оси биения вала-копира. Измеряют величины зазоров между образующей вала ротора, т. е. торцом штыря 3 при его вращении и усиками сегментов уплотнений 6 статора.

Далее производят работы по корректировке зазоров S; передвигают каретку 2 в новую плоскость измерения и т. д. Для уменьшения стрелы гравитационного прогиба вала-копира, при возможно меньшем его диаметре, что необходимо для размещения внутри расточки усиков сегментов уплотнений 6 измерительных головок 5 и создания удобств при формировании зазоров в уплотнениях, вал-копир для ожесточения выполняют из отдельных секций с расположенными внутри вала фланцами 7 жесткости, стянутыми между собой стяжками 8, 9. С той же целью уменьшения стрелы гравитационного прогиба вала-копира последний максимально облегчается за счет утонения стенки вала-копира, при этом вес одного сантиметра длины между опорами вала-копира должен находиться в пределах, ограниченных неравенством 0,5<Р/Ф<14,7, где Р - вес одного сантиметра длины вала в граммах; Ф - диаметр вала-копира в сантиметрах.

Предусматривается возможность корректировки величины гравитационного прогиба вала-копира: при необходимости увеличения стрелы прогиба его нагружение грузами 10 между опорами, при необходимости уменьшения - грузами 11 на консолях, за опорами.

Формула изобретения

СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РАДИАЛЬНЫХ ЗАЗОРОВ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ АКСИАЛЬНЫХ МАШИН, заключающийся в фиксации оси ротора относительно статора, удалении его из статора и установке в его ось вала-копира с закрепленным на нем штырем, измерении с его помощью радиального зазора между валом ротора и статором с последующей корректировкой величины зазоров, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости, повышения производительности труда и качества сборки аксиальных машин, на вал-копир устанавливают симметрично основному штырю на одном диаметре с ним дополнительный штырь, измеряют диаметр вала реального ротора, устанавливают расстояние между торцами штырей симметрично оси вращения вала-копира, равное измеренному диаметру реального ротора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений при заданной стреле гравитационного прогиба вала-копира, его выполняют из отдельных секций с центрирующими элементами на торцах и фланцами жесткости внутри, стыкуют секции и стягивают между собой стяжками по оси вала-копира.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения путем уменьшения гравитационного прогиба вала-копира за счет утонения его стенки, вал-копир изготавливают диаметром, определяемым из неравенства 0,5<P / < 14,7 , где P - масса одного сантиметра длины вала-копира между опорами, г; - диаметр вала-копира, см.

4. Способ по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что для изменения величины стрелы гравитационного прогиба вала-копира вал-копир нагружают между опорами или на консолях.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что штыри оборудуют микрометрическим устройством для изменения положения торцов штырей относительно оси вращения вала-копира.

6. Способ по пп. 1 и 5, отличающийся тем, что штыри оборудуют пинольным устройством, позволяющим досылать штыри до упора в расточку статора.

7. Способ по пп. 1 и 5, отличающийся тем, что штыри оборудуют дистанционным считывающим устройством результатов измерений.

8. Способ по пп. 1 - 5, отличающийся тем, что штыри размещают на перемещающейся вдоль вала-копира и стопорящейся на нем каретке.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, и в частности к технологии ремонта сварных соединений с трещинами горячего или холодного происхождения
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), в частности к восстановлению их путем заварки

Изобретение относится к ремонту и восстановлению металлоконструкции типа балок - таврового, двутаврового и коробчатого сечения, содержащих трещиноподобные дефекты

Изобретение относится к технике восстановления поверхностей трения коленчатых валов, изношенных в пределах и сверх пределов ремонтных размеров, а также при изготовлении новых коленчатых валов

Изобретение относится к ремонтно-восстановительному производству машиностроительных и ремонтно-эксплуатационных предприятий, в частности для восстановления изношенной внутренней поверхности гильз цилиндров двигателей

Изобретение относится к средствам измельчения и смешивания пастообразных материалов и может быть использовано для ремонта и восстановления рабочих дисков шаровых и бисерных мельниц, предназначенных для изготовления нитрокрасок

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх