Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути

 

1. 3 № 4974 =

Класс 42 с, 9

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ передвижного прибора для с емки плана и профиля пути.

К патенту И. В. Костецкого и Е. И. Вареника, заявленному

26 июля 1926 года (ваяв, свид. № 10268).

О выдаче патента опубликовано 31 марта 1928 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 марта 1928 года.

Предлагаемый прибор предназна- чается для автоматического вычер- чивания на специальной бумаге плана и продольного профиля, пройденных тележкой прибора на- правлений, при изысканиях, главным образом, шоссейных и грунтовых дорог.

На фиг. 1 изображена схема, поясняющая зависимость между элементами плана и продольного уклона пути, проходимого колесными тележками, на фиг. 2 — пройденный путь, на фиг. 3 — построение плана, на фиг. 4 — план пути, на фиг. 5 в ;остроение продольного профиля и на фиг. б — вид продольного профиля пути. На фиг. 7 схематического чертежа изображен вид спереди предлагаемого прибора, на фиг. 8 — вид его сверху без сиденья и руля и на фиг. 9 — разрез амортизатора.

На фиг. 1 отдельные части обозначены следующим образом: I— жесткая рама трехколесной тележки, А, С вЂ” задние колеса тележки; В— ведущее колесо, поворачивающееся. вокруг вертикальной оси К при помощи руля, При движении тележки на кривой радиус окружности r, по которой движется колесо

А, находится в зависимости от длины хода 1 тележки и угла поворота а переднего колеса вокруг вертикальной оси К или r= 1 ctg а. Таким образом, для зачерчивания элементов плана и пройденного тележкой пути на прямых необходимо лишь измерение длины пройденного пути одним из колес тележки, а для криволинейного пути †измерен и фиксирование углов поворота передней оси при постоянной величине длины хода тележки и измеренной длине кривой. В результате задача сводится к записи углов поворота передней оси и длины пройденного пути задним колесом А.

Если принять, что продольный профиль пройденного пути тележки состоит из отдельных элементов, равных по длине ходу l тележки, то, определив уклоны отдельных его элементов при постоянной длине хода, можно вычертить продольный профиль пройденного пути. В дальнейшем рассматриваются участки 1, П и 1П. продольного профиля (фиг. 2). Если на раме А — В укреплен отвес Р, то на участках с углами наклона к горизонтали (, 8, ) отвес составит с перпендикуляром к линии, соединяющей точки прикасания колес к земле, на соответственных участках углы, 3, В", -Таким образом, углы наклона пути соответствуют отклонениям от отвеса рамы тележки, так как рама укреплена на осях колес. Следовательно, измеряя в каждый момент при движении повозки углы отклонения от отвеса положения рамы, тем самым будет зафиксирован продольный профиль пройденного пути.

Вышеизложенные соображения и легли в основу конструкции предлагаемого прибора (фиг. 7 — 9).

Прибор для записи элементов, характеризующих продольный профиль и план пути, размещен на колесной тележке. Тележка состоит из рамы (шасси) 1 на трех колесах

А, В, С. Рабочее колесо А при посредстве ряда шестерен служит для измерения пройденного пути тележкой. Углы поворота ведущего колеса В с вертикальной осью П характеризуют радиус кривой, Колесо С, поддерживающее тележку, может вращаться свободно независимо от колеса А так, чтобы на кривых не было скольжения. Рама намечена к исполнению из водопроводных труб. На раме установлены все основные части прибора.

Длина пути, проходимого задним колесом А, фиксируется на бумажной ленте вращающегося горизонтального барабана 7 в масштабе, в зависимости от соотношения диаметра зубчатых шестерен, передающих вращение заднего колеса

А горизонтальному барабану 7, при посредстве бесконечной цепи 28.

На вертикальной оси П, неизменно соединенной (в продолжении являющейся рулем поворота) с колесом В, закреплен зубчатый сектор

12, который при поворотах оси колеса .поворачивает на тот или другой угол сцепленное с ним зубчатое колесо 13, насаженное на отдельную вертикальную ось, вращающуюся в вертикальной втулке, укрепленной на раме. На одной оси с колесом 13 насажено зубчатое колесо 10; в одной плоскости с колесом 10 установлены два зубчатых колеса 8 и 9; колеса 8, 9, 10 соединены бесконечной цепью 11; к одному из звеньев цепи приделана обойма для вставки в нее карандаша 30; обойма ходит в направляющих 29 и поэтому будет перемещаться прямолинейно, На барабан 7 наматывается бумажная лента, сматывающаяся с барабана

7 . Карандаш 30, вставленный в обойму, зафиксирует следующее: длину пройденного пути колесом А; изменения угла поворота передней оси П. На горизонтальной оси, наглухо соединенной с колесом А, насажена зубчатка 1, приводящая в движение при посредстве бесконечной цепи 28, зубчатку 2, которая, в свою очередь, зубчатками 3, 4 — 5, 6 приводит в движение барабан

7. Углы наклонения участков пути записываются на бумажной ленте барабана 16 следующим образом: с барабаном 7 наглухо скреплена шестерня 14, вращающая шестерню

15; шестерня 15, в свою очередь, вращает барабан 16 при посредстве наглухо скрепленной с последним. шестерни; тяжелый маятник-отвес

24, вращающийся на горизонтальной оси 1П, при посредстве наглухо с ним соединенного зубчатого сектора 23 и зубчаток 22, 21, 20, сцепленных с сектором 23, приводит в движение при изменениях уклона пути, скрепленную наглухо с зубчаткой 20, зубчатку 19; также, как и для фиксирования углов поворота, в данном случае в одной вертикальной плоскости с зубчаткой 19 помещены две зубчатки 17, 18, соединенные с зубчаткой 19 бесконечной цепью 19, к одному из звеньев цепи приделана, обойма для вставки в нее карандаша; обойма движется прямолинейно в направляющих 31; карандаш, вставленный в обойму, будет фиксировать на бумажной ленте вращающегося барабана 16 отклонения уклонов местности от горизонтали (горизонтале будет соответствовать по выверке прибора средняя линия бумажной ленты); бумажная лента, наматывающаяся на барабан 16, сматывается с барабана 16 . Во-избежание раскачивания отвеса при толчках предусмот-, рено следующее устройство: с от-, весом 24 наглухо соединен зубчатый 1 сектор 25, который сцеплен с зубчаткой 26; последняя насажена на оси приспособления (амортизатора)

27; приспособление состоит из цилиндрического замкнутого сосуда

27а, наполненного жидкостью; в сосуде на общей оси с зубчаткой 26 вращается лопасть с дырами 27б; сосуд 27а укреплен уголками к раме тележки. При толчках отвес не сможет раскачиваться, так как дырча. тая лопасть в сосуде с жидкостью умерит это движение-. Построение по данным записи прибора плана и профиля пути производится следующим образом: на снятом рулоне бумаги с барабана 7 после проезда по обследованному направлению запись будет подобная изображенной на фиг. 3 (средняя линия рулона соответствует прямолинейному движению). План пройденного пути может быть построен или специальным прибором, или следующим образом: по размерам отклонений карандашной линии (+6; — б,;+6 ) от средней линии рулона, соответствующей движению по прямолинейному пути, определяют по масштабу прибора углы поворота а передней вертикальной оси, по найденным углам а находят радиусы кривых пути заднего колеса r =

= 1 ctg и по длинам криволинейных участков >, >., и прямолинейного участка, строят план пути, который для изображенного на фиг. 3 участка рулона примет вид, изображенный на фиг. 4.

Для построения продольного профиля поступают следующим образом: на снятом рулоне бумаги с барабана 16 после проезда по обследованному маршруту запись будет подобная изображенной на фиг. 5 (средняя линия рулона соответствует горизонтальным участкам); по найденным по масштабу прибора углам наклона элементов профиля пути и длинам участков с постоянными уклонами i© >;, i, и с переменным уклонами >, i, i строят продольный профиль пути, который примет вид, изображенный на фиг. 6.

Предмет патента.

1. Передвижной прибор для с емки плана и профиля пути с применением отвеса, отличающийся применениемнеизменноскрепленного с вертикальной осью П вращения колеса В зубчатого сектора 12, служа щего при посредстве зубчатых колес 13 и 10 для передвижения перекинутой через зубчатые колеса

10, 9 и 8 бесконечной цепи, одно звено которой снабжено пишущим приспособлением 30, ходящим в направляющих 29 против горизонтально расположенного барабана 7, приводимого во вращение при посредстве зубчатой и цепной передачи от ведущего колеса А.

2. В указанном в и. 1 приборе применение для записи уклонов пути приспособления, состоящего из отвеса 24, при посредстве сектора 23 и зубчатых передач сцепленного с бесконечной цепью, перекинутой через зубчатые колеса

17, 18 и 19 и несущей пишущее приспособление, ходящее в направляющих 31 против вертикально расположенного барабана 16, приводимого во вращение от барабана фиг.б

Фиг.б. фиг 3 фигl фк г.5 л, л; ° фиг,.

Га

Фиг3 4е---==.— й

ciDN t-8

Типо-литография «Красный Печатник»,:тенинград, Международный, 75.

7 при посредстве конических шестеренок 14 и 15.

3. В указанном в п.п. 1 и 2 приборе с целью успокоения качаний отвеса применение приспособления

27, состоящего из помещенных в замкнутый сосуд 27а лопастей 27б, снабженных отверстиями и приводимых в движение при качании отвеса 24 через посредство зубчатых передач от скрепленного с отвесом сектора 25.

Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути Передвижной прибор для съемки плана и профиля пути 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дорожному строительству, а именно проведению инженерных грунтово-гидрологических изысканий автомобильных дорог

Изобретение относится к области транспорта, а точнее - к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к транспорту, в частности к строительству дорог, дорожных покрытий, машинам и вспомогательному оборудованию для строительства, ремонта, и может быть использовано для определения профиля поверхности дорожного покрытия

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к определению профиля поверхности дорожного покрытия с помощью транспортных средств, движущихся вдоль его профиля, например, при строительстве или эксплуатации дорог

Изобретение относится к измерительной технике для топографической съемки, данные которой могут быть использованы при ремонте и реконструкции дорог, взлетно-посадочных полос и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при проведении инженерных изысканий автомобильных дорог на стадии рабочей документации в полосе отвода автомобильной дороги

Изобретение относится к геодезическим изысканиям, в частности к способам расстановки насосных станций на трассе полевых магистральных трубопроводов с помощью транспортных средств, движущихся вдоль профиля, подлежащего трассированию, преимущественно для насосных станций, привод которых осуществляется от двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к мониторингу автомобильных дорог, в частности автомобильных дорог средних классов с гравийным, асфальтобетонным и другим покрытием дорожной одежды
Наверх