Магнитоэлектрический гальванометр

 

X. 107360

Класс "1е, 1о1

? l e 24

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

П. Ф. Шакуров

МАГНИТО-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ГАЛЬВАНОМЕТР

Заявлено 1 июня 1956 с. ва М 552629 в Комитет по делам ивооретспий и открытий при Совете Министров СССР

Целью настоящего изобретения является повышение чувствительности маги»то-электрических гальванометров путем максимального уменьшения трения, увеличения числа витков и размеров рамки подвижной системы и применения оптического отсчета при малых углах ее отклонения.

Лля этого предлагается монтировать подвижную систему прибора на пневматической опоре и производить отсчет углов отклонения рамки с помощью микроскопа с болыпим увеличением.

На фиг, 1 и 2 vçoápàæåíà принципиальная схема предлагаемого прибора в двух проекция.:.

Между полюсами,» ii S постоянного магнита на диске 1 с нижней сферической поверхностью устанавливается рамка о гальванометра, которая имеет несколько тысяч витi;oв тонкой проволоки. В середине рамки расположен неподвижный

cepge IIIIti как у обыкновенного гальванометра. Концы обмотки рамки оканчпва|отся двумя волосками

4, которые проводничками б соединяются с клеммами 6 прибора.

1-пижоняя сфери ческая поверхность диска опирается на верхнюю поверхность диска i Эта поверхность тоже сферическая. но вогнутая, радиусы кривизны ш ну клой и вогнутой сферических поверхностей равны.

В центре лиска i имеется тонкий канал " диаметром 0,2,1(.II, который с помощью трубки, ) сообщается с ком»рессором 10 резиновой грушей 11.1» маленьким нагнетательным насосом. Если привести I) действие грушу нлп насос, то сжатый воздух через канал о растекается по тонкому сферическому слою между поверхностями дисков 1 и 7, в результате чего верхний диск отрывается от нижнего диска и держится во «звешенном состоянии на тончайшем слое воздуха. От этого трение между верхним и нижним дисками сильно уменыпается и верхнпп диск приводится « движение от ни ггожного» ciiëèÿ.

Ввиду Tol о -1» о пневматilческая опора имеет 3IIA÷ttòåëüío большую поверхность, чем керны и подшипники обыкновенных t aльванометров, в пред,1агаемом приборе MoiKно применить «ат»шк» (рамки) 10раздо большего размера и с большим числом витков. Это дает возЛЪ 1073б0 можность во много раз повысить чувствительность гальванометра.

Дальнейшее увеличение чувствительности может быть достигнуто благодаря применению оптического отсчета малых углов с помощью микроскопа с большим увеличением. Возможность применения этого способа отсчета обусловливается тем, что в предлагаемом приборе из-за значительного уменьшения трения весьма малые отклонения подвижной системы от положения равновесия могут считаться вполне надежными.

В приборах же обычного типа очень малые отклонения стрелки гальванометра не могли быть использованы для измерения пз-за больших погрешностей, связанных с наличием трения покоя в подшипниках.

Оптическая часть гальванометра состоит пз стрелки 11, связанной с диском 1, на конце которой в рамке расположена очень тонкая нить

13 толщиной в несколько микрон.

Положение конца стрелки 11 фиксируется микроскопом .И, в который вставлен окуляр-микрометр.

Так как гальванометр предназначен для измерения очень малых токов, то нет надобности давать стрелке большой поворот. Здесь достаточно ограничиться поворотом на 0,5 при обычной длине стрелки.

Это дает возможность пользоваться прямолинейной шкалой окулярамикрометра, как линейкой.

Отклонение конца стрелки гальванометра ограничивается двумя штырьками 14, благодаря чему конец стрелки может перемещаться всего на 2 п.и.

1эадиус кривизны дисков 1 и 7 подбирается таким, чтобы волоски

-1 были укреплены в центре кривизны этих дисков. Влагодаря этому, небольшие изменения в наклоне всего прибора не окажут влияния на форму волосков.

Однако для правильной работы гальванометра на его станине укрепляются два взаимно-перпендпкул я рн !э! х 3 ровня.

Применение описанной конструкции позволяет увеличить чувствительность магнито-электрических гальванометров в 106 раз (с 10 за до 10" )

Для непрерывной фотозаписи отклонения светового луча в гальванометре может быть применена регистрирующая приставка.

Предмет изобретения

1. Магнпто-электрический гальванометр, отл и ча ю щи йся тем, что, с целью значительного повышения чувствительности, в нем совместно применены пневматическая опора подвижной системы, позволяющая уменьшить трение и увеличить число витков рамки подвижной системы, и микроскоп с большим увеличением для возможности оптического отсчета при ма,TlbIx углах отклонения подвижной системы.

2. В магнито-электрическом гальванометре по п. 1 применение регистриру ощей приставки для непрерывной фотозаписи отклонения светового л ча.

Приоритет по и. 2 — 27 сентября

1956 r.

Магнитоэлектрический гальванометр Магнитоэлектрический гальванометр Магнитоэлектрический гальванометр 

 

Похожие патенты:
Наверх