Привод вакуумных клапанов

 

СООЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

3(Я) Р 16 К 31 53

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

I ! а 1

1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

flO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3309983/25-08, (22) 02.07. 81 (46) 07.04. 83. Бюл. Р 13 (72) В.К. Лилье и Б.Г. Львов (71) Московский институт электронно го машиностроения (53) б 21. 646 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство

СССР 9 363832, кл. F 16 К 31/05, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 156815, кл. F 16 .Н 37/12, 1963 (прототип). (54)(57) ПРИВОД ВАКУУМНЫХ КЛАПАНОВ, содержащий редуктор и механизм пре.рывистого действия, о т л и ч а— ю шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационного диапазона, привод снабжен реверсивным

„„SU„„1010382 A устройством, содержащим корпус с установленным в нем основным валом, на котором соосно смонтированы триб, соединенный с храповиком, и храповое колесо, и дополнительным валом с соосно установленными на нем, с возможностью зацепления с трибом, зубчатым колесом, на котором выполнены профилированные пазы, и связанным с ним через пружину диском с пальцами, одни иэ концов которых размещены в профилированных пазах зубчатого колеса, а другие концы снабжены роликами, входящими в зацепление с храповым колесом, имеющим переменный или постоянный шаг между роликами диска или зубьями храпового: + колеса и снабженным стержнем с за; е, щелкой, упруго поджатой к храповику.

1010382

Изобретение относится к армату.ростроению и может найти применение в приводах вакуумных клапанов.

Известен электротехнический привод вакуумных клапанов, содержащий зубчатый редуктор k1).

Недостатком является малый эксплуатационный диапазон его применения из-за невозможности получения разных скоростей вращения выходного вала привода при открытии и закрытии вакуумного клапана.

Наиболее близким по технической сущности является двухскоростной механический привод, содержащий зубчатый редуктор и механизм прерывистого действия $.2t..

Недостаток известного привода— малый эксплуатационный диапазон его применения из-за того, что привод позволяет получать разные скорости вращения выходного вала только в одном направлении.

Цель изобретения — расширение эксплуатационного диапазона.

Указанная цель достигается тем, что привод вакуумного клапана, содержащий редуктор и механизм прерывистого действия, ° снабжен реверсивным устройством, содержащем корпус с установленными в нем основным валом, на котором соосно смонтированы триб, соединенный с храповиком, и храповое колесо, и дополнительным валом с соосно установленными на нем, с возможностью зацепления с трибом, зубчатым колесом, на котором выполнены профилированные пазы, и связанным с ним через пружину диском с пальцами, одни из концов которых размещены в профилированных пазах зубчатого колеса, а другие концы снабжены роликами, входящими в зацепление с храповым колесом, имеющим переменный или постоянный шаг между роликами диска или зубьями храпового колеса и снабженным стержнем с защелкой, упруго поджатой к храповику..

На фиг. 1 изображен клапан с приводом, общий вид; на фиг..2 — реверсивное устройство, разрез; на фиг. 3 — разрез A A на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3.

Привод вакуумного клапана 1 состоит из электродвигателя 2, редуктора

3 и реверсивного устройства 4. Реверсивное устройство 4 содержит кор пус 5, в котором размещены находящиеся в зубчатом зацеплении триб 6, соединенный с выходным валом редуктора 3, и зубчатое колесо 7, неподвижно насаженное на дополнительный вал 8 и соединенное через пружину

9 и пальцы 10 с диском 11.

Пальцы 10 одним своим концом размещены в профилированных пазах .12 диска 11, а на другом конце, неподвижно укрепленном на диске 11, име5

14 неподвижно до тех пор, пока со

50 ответствующий ролик 13 не войдет в зацепление с колесом 14.

30 ются. четыре ролика 13, которые входят в зацепление с храповым колесом

14. Диск 11 размещен соосно зубчатому колесу 7 на подшипнике 15 дополни; тельного вала 8.

На храповом колесе 14, соосном трибу 6 и расположенном на опорам 16 и 17, укреплен стержень 18 с защелкой 19, которая упруго поджата пружиной 20 к храповику 21, центрированному по ступице храпового колеса 14 и соединенному с возможностью передачи крутящего момента с трибом 6.

Таким образом, реверсивное устройство с переменным передаточным отношением имеет две передаточные.ступени: триб 6 — зубчатое колесо 7 или диск 11 с роликами 13 — храповое колесо 14.

В зависимости от заданного закона движения при.открывании клапана храповое колесо 14 имеет либо постоянный,. либо соответствующий переменный шаг между зубьями, а диск 11 дополнительные оси 22 с роликами 13, которые соответственно имеют постоянный или переменный шаг. Триб 6 храповик 21 и храповое колесо 14 смонтированы на основном валу 23.

Устройство работает следующим образом.

Клапан закрыт. В этот момент положение пальцев 10 в пазах 12 до начала открывания и закрывания клапана определяется пружинами 9, которые поворачивают диск 11 с пальцами 10 по часовой стрелке, когда ролики 13 не находятся в зацеплении с храповым колесом 14, до тех пор, пока концы пазов 12 зубчатого колеса не ограничат движение пальцев 10.

При открывании клапана триб 6 вра. щается против часовой стрелки и пере-, дает движение зубчатому колесу 7.

При этом связанный с трибом 6 храповик 21 поворачивается относительно защелки 19 и, следовательно, храпового колеса 14, не передавая ему движения. Зубчатое колесо 7 вращается по часовой стрелке совместно с диском 11, при этом храповое колесо

При дальнейшем вращении триба 6 передача крутящего момента колесу 14 возможна в трех вариантах в зависимости от соотношения усилий пружин 9 и момента сопротивления на колесе 14.

Крутящий момент, создаваемый усилиями пружин 9 на диске 11, достаточен для преодоления момента сопротивления на оси колеса 14. В этом случае зубчатое. колесо 7, вращаясь совместно с диском 11, поворачивает храповое колесо 14.

Крутящий момент, создаваемый усилиями пружин 9 на диске 11, не впол1010 382 не достаточен для преодоления момента сопротивления на оси колеса 14.

В этом случае зубчатое колесо 7 вращается относительно диска 11 с пальцами 10 благодаря наличию пазов 12, .а диск 11 и находящееся в зацеплении 5 с ттим храповое колесо 14 неподвижны до тех пор, пока пружины 9,,растягиваясь при повороте колеса 7, не создадут усилия, достаточного,для вра- . щения колеса 14. - lO

Крутящий момент, создаваемый уси лиями пружин 9 на диске 11, явно недостаточен для преодоления момента сопротивления на оси колеса 14. В этом случае зубчатое колесо 7 проворачивается относительно диска 11 с роликами 13 до положения, показанном на фиг. 2. При дальнейшем вращении колесо 7, воздействуя концами пазов .12 на пальцы 10, поворачивает диск

11 и соответственно храповое колесо

14, преодолевая момент сопротивления. .Соответствующий ролик 13 диска 11 поворачивает храповое колесо 14 на угол, определяемый шаг между зубьями, необходимый для открывания клапана на величину, при которой его проводимость соразмерна со скоростью откачки насоса при данном давлении.

После выхода диска 11 с роликами Зтт

13 из зацепления с храповым колесом

14 пружины 9 возвращают пальцы 10, ;диск 11 в исходное положение.

Дальнейшее вращение зубчатого колеса 7 с диском 11 происходит вхолостую до тех пор, пока соответствующий ролик 13 войдет в зацепление с зубом колеса 14, .поворачивая его на угол. оавный шагу зуба.

Таким образом, при открывании клапана передаточное отношение привода

40 равно произведению передаточных отттошений ступеней триб б — зубчатое колесо 7 и диск 11 с роликами 10 храповое колесо 14, ттричем храповое колесо вращается дискретно на вели-, 45 чину, равную шагу зуба, и с частотой, равной числу роликов 13. Заданный закон открывания клапана во времени определяется числом роликов 13 и соответствующим, переменным шагом между зубьями.

При закрывании клапана триб 6 вращается по часовой стрелке, передавая движение через храповик 21 и защелку 19 непосредственно храповому колесу 14. При этом зубчатое колесо 7 совместно с диском 11 вращается против часовой стрелки со скоростью вращения меньше, чем скорость вращения колеса 14, причем, когда рсотики 13 не входят в зацепление . с колесом 14, диск 11 не препятствует его вращению по часовой стрелке.

Дальнейшее вращение триба 6 приводит к тому, что зубчатое колесо 7, вращая диск 11 с роликами 13, вводит его одним из роликов 13 в зацепление с храповым колесом 14. Однако и в этом случае диск 11 с роликами 13 не препятствует повороту храпового колеса 14, несмотря на его ускоренное движение в сравнении с движением диска 11, так как диск 11, благодаря наличию пазов 12, имеет возможность поворота относительно зубчатого колеса 7 до тех пор, пока зуб храпового колеса 14 не выйдет иэ зацепления с роликом 13. После этого пружины 9 .возвращают пальцы 10 в исходное положение.

Последующее совместное вращение триба б и храпового колеса 14 происходит подобным образом. Таким образом при закрывании клапана передаточные ступени устройства лтриб б зубчатое колесо 7и диск 11 с роликами 13 — храповое колесо. 14) исключаются и храповое колесо 14 вращается с угловой скоростью, равной угловой скорости триба б. Передаточное отношение устройства равно 1.

Технико-экономическая зффектив

-ность изобретения заключается в том, что повышается надежность работы устройства, упрощается конструкция вакуумных установок вследствие сокращения номенклатуры клапанов, повышается производительность работы вакуумных установок вследствие сокращения времени откачки, упрощается эксплуатация вакуумных систем.

1010382

ВНИИПИ Заказ 2446/26 Тираж 923 Подписное

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Привод вакуумных клапанов Привод вакуумных клапанов Привод вакуумных клапанов Привод вакуумных клапанов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для управления запорными органами трубопроводной арматуры преимущественно с поворотной пробкой, имеющей поверхность тела вращения, для перекрытия трубопроводов диаметров 200-400 мм с давлением до 160 атм преимущественно в нефтегазодобывающей промышленности

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и предназначено для использования в качестве запорной арматуры на промыслах, магистральных газопроводах, в дренажных, сбросных и свечных линиях

Задвижка // 2286499
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения и может быть использовано в качестве запирающего устройства на трубопроводах, транспортирующих нефть или техническую воду, а также для перекрытия каналов устьевой арматуры фонтанных, насосных и нагнетательных скважин при промышленной добыче нефти

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, преимущественно регулирующей, и предназначено для использования на ТЭС, ГРЭС, ТЭЦ, АЭС в системах регулирования уровня пара, конденсата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для открытия и закрытия шарового крана газопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода в трубопроводной запорно-регулирующей арматуре

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре и предназначено для использования в нефтедобывающей промышленности для систем, требующих внутренней очистки трубопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода в трубопроводной запорно-регулирующей арматуре

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода для запорной арматуры и регулирующей арматуры

Изобретение относится к запорной трубопроводной арматуре для использования на прямолинейных горизонтальных участках нефтепроводов с условным диаметром от 500 мм и более, по которым транспортируется рабочая среда, не засоренная посторонними примесями
Наверх