Способ измерения зазора между сопряженными деталями

 

СПОСОБ И314ЕРЕН1ИЯ ЗАЗОРА ЙЕЖ;ДУ СОПРЯЖЕННЫМИ ДЕТАЛЯМИ по авт. : ев. 781552, о т и ч а ю «ни с я Тгём, что, с целью повышения точности измерения, измеряют параметры шероховатости поверхностей сопряже,нных :деталей, по их величине с помощью тарнровочного графика определяют величину амплитуда высокочастотного . сигнала, необходимой для цачала вращения другой детали при отсутствии зазора , а величину зазора определяют по разности величин измеренной амплитуды и установленной по тарировочному графику зависимости: амплитуды высокочастотного сигнала в момент начала вращения от параметров шероховатости поверхностей. 1мК

QO03 С09КТСННХ

ЮП . РЕСПУЫЕ4К,SU.„1

Гошами отаанйый номитат ссс

Я). ДЯЛАЦ ИЭ0Щ зяпЯ.фф Я (ДЯЩД ЯД

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, к aaropci«>am c sv

3f59 01 В 7 14

Г

° °, 61) 781552

; 21) 3324459. /1828, (22) 30.07.В1 (46) 15.05.83 Бюл. В 18

И72) П.Б. Вамбалас, В.И.ЖИгас, И.С. Рон«

- доманскае, и В.И.Чуприн ,. (71) Каунасскйй политеаснический институт им.Антанаса Снечкуса л (53) 621 317: 531 ° 7 17 (088 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР В 781552, кл.Q. 01 Е 7J14, 1978.

Ф Ф ° ..(54) (57) . СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЙ ЗАЗОРА МЕЖ.ДУ СОПРЯЖЕННЫИИ ДЕТАЛЯИИ по авт. - : св. В 781552, о т л и .ч а ю шийся

/ тем, что, с целью повышения точности измерения, измеряют параметры шероховатости поверхностей сопряженных деталей, по их величине с помощью тарировочного графика определяют величину амплитуды высокочастотного сигнала, необходимой для Начала вращения другой детали при отсутствии зазора, а величину зазора определяют по разности величин измеренной амплитуды и установленной по тарировочному градинку зависимости амплитуды высокочастотного сигнала в момент начала вращения от параметров шероховатости поверхностей.

1017908

Изобретение относится к измеритель. ной технике и может быть использовано например, в машиностроении при измерении зазоров между сопряженными деталями.

По основному авт.св. 9 781552 Ъ известен способ измерения зазора между сопряженными деталями, включающий перемещение одной детали относительно другой поперек зазора путем возбуждения ее высокочастотным сигналом, 1О повышение амплитуды сигнала высокочастотного возбуждения до начала вращения другой детали, измерение этой амплитуды 1 ).

Недостатком известного способа яв-15 ляется то, что точность измерения зазора при его использовании являет-.. ся недостаточной. Это вызвано тем, что измеренная величина амплитуды сигнала высокочастотного возбуждения в момент начала вращения второй дета- 2О ли зависит не только от зазора между деталями, но и от шероховатости поверхностей деталей. При малых величинах зазора шероховатость становится соизмеримой с зазором, что обуславливает ошибки измерения.

Цель изобретения - повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу измерения зазо- ЗО ра между сопряженными деталями, включающему перемещение одной детали относительно другой поперек зазора пу тем возбуждения ее высокочастотным сигналом, повьыение амплитуды сигна- g5 ла высокочастотного воэбуждения до начала вращения другой детали, измерение этой амплитуды, измеряют температуры шероховатости поверхностей сопряженных деталей, по их величинам с помощью тарировочного графика определяют величину амплитуды высокочастотного сигнала, необходимой для начала вращения другой детали при отсутствии зазора, а величину зазора определяют по разности величин измеренной амплитуды и установленной па тарировочному графику зависимости амплитуды высокочастотног

ВНИИПИ Заказ 3519/37

Тираж б02 Подписное

Филиал ППП "Патент", г.Ужгород, ул.Проектная,4 го сигнала в момент начала вращения от параметров шероховатости поверхностей.

На фнг. 1 представлена схема,поясняющая данный способ; на фиг.2тарировочные графики зависимости ,амплитуды высокочастотного электрического сигнала возбуждения пьезоэлемента в момент начала вращения ротора от параметров шероховатости

Rz и й22 ° Способ осуществляют следующим образом.

Деталь 1, имеющую с другой деталью

2 зазор некоторой величйны В перемещают пуТем возбуждения ее высокочастотным электрическим снгналдм.

Повышают амплитуду сигнала высокочастотного возбуждения. В результате амплитуда колебательного смещения детали 1 увеличивается и при некоторой величине станет равной величине зазора Д, в данный момент произойдет контакт детали 1 с деталью

2, Однако движение второй детали иээа наличия-шероховатости контакта поверхности происходит при дальнейшем повышении амплитуды сигнала возбуждения до величины V . Поэтому дополнительно измеряют параметры шероховатости Я2 и Р поверхностей сопряженных дЪталей 1 и 2,. по величинам которых по тарировочному графику (фиг.2 определяют величину амплитуды U высокочастотного сигнала, необходймую для начала вращения детали 2 при отсутствии зазора.

По разности (0@ - 0 р )величин, измеренной амплитуды О н установленной по тарировочному графику, оп«. ределяют величину зазора,Д .

График зависимости амплнтудй высокочастотного сигнала в момент начала движения от параметров шероховатости получают при тарировке.

Применение способа позволяет по- высить точность измерения зазора, особенно при измерении микроперемещений или зазора небольших величин. Способ отличается также простой схемой его реализации.

Способ измерения зазора между сопряженными деталями Способ измерения зазора между сопряженными деталями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам бесконтактного измерения в динамическом режиме смещения проводящего тела по отношению к емкостному датчику, образованному двумя параллельными перекрывающимися проводящими пластинами, электрически изолированными одна от другой, на которые подается высокочастотный сигнал заданного напряжения, а емкостный датчик подключен к прибору для измерения величины тока

Изобретение относится к датчикам перемещения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для осуществления манипуляторов промышленных роботов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного автоматического контроля параметров движения лопаток ротора турбомашины в процессе испытаний и эксплуатации

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано, в частности, в измерительной аппаратуре, применяемой при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути в системах управления рабочими органами путевых машин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения перемещения измерительного центра инерционной массы чувствительного элемента приборов, в которых используется магнитный или электростатический подвес тела

Изобретение относится к измерительной технике и представляет собой устройство для измерения линейных перемещений с помощью датчиков Холла
Наверх