Фрикционная муфта

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

COUHVl

РЕСПУБЛИН

09I О1) уаа F 16 0 25/063

GllHCAHNE ИЗОБРЕТЕНИЯ

1

Г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 6О0342 (21} .3350335/25-27 {22) 29.10.81 (46) 23.05..83. бей. Í 19

:;(75) Г.И.ЛифаицГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

F10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬГГИЙ (53) 621"825.54(088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

И 600342, ten. F 1б 0 25/062, l975

;(прототип). (54)(. 7) ФРИКЦИОИНАЯ МУФТА по авт. св. II 600342, о т л -и ч а ю щ а я с я теи, что, с целью улучшения зксплуа.тационных характеристик за счет сни» жения динаиических нагрузок при fl9pe ключении, на пояске двухпояскового. золотника дополнительного клапана co . стороны его прунины выполнено централь- . ное глухое отверстие,.а на другом пояске выполнены параллельйо оси сквозные отверстия, соеДиняющие тор." цы этого пояска, кольцевая канавка и радиальное отверстие, соединяющие кольцевую канавку и центральное глухое отверстие.

1019127

Изобретение относится к машиностроению, в частности к области авто . мобильного и тракторного машинострое" ния, и может быть использовано там, где применяются. коробки передач с переключением hpH помощи фрикционных муфт.

По основному авт. св, Р 600342 известна фрикционная муфта, содержащая две муфты с гидравлическим включением, установленные в едином корпусе, и установленного на периферии корпу-. са клапана управления муфтами, выполненного в виде основного и подпружиненного дополнительного двухпоясковых золотников, расположенных в общем корпусе, золотники связаны .между собой и с соответствующими муфтами четырьмя каналами подвода и слива жидкости. Устройство улучшает плав" ность переключения, так как при пере" ключении с- низшей передачи на высшую, подпружиненный двухпоясковый. золот" ник открывает слив иэ полости гидроцилиндра муфты низшей передачи только после повышения давления в полости гидроцилиндра муфты высшей переда" чи f3) .Недостатком этой конструкции является низкая стабильность работы, так как в процессе наполнения полости гидроцилиндра муфты высшей переда- чи, полость гидроцилиндра муфты низшей передачи отсоединена от канала . подвода и перекрыта пояском дополнительного подпружиненного золотника клапана управления, поэтому скорость йадения давления в ней будет определяться зазорами между поясками золот4 ников и корпусом.

Поскольку приращение объема, идущего на сжатие жидкости, незначитель-но, то небольшая утечка в зазорах при ведет к быстрому спаду давления s гидроцилиндре муфты низшей передачи, в то время как процесс наполнения по" ,лрсти гидрацилиндра муфты высшей передачи является более длительным.

Таким образом, величина перекрытия будет не стабильной и может оказаться недостаточной, что приведет к снижениЮ плавности переключения передач и увеличению динамических нагрузок.

Целью изобретения является улуч шение эксплуатационных характеристик за счет снижения дийамических нагрузок при переключении.

Поставленная цель достигается тем,,что в фрикционной муфте на пояске з двухпояскового золотника дополнительH0f.0 клапана со стороны его пружины выполнено центральное глухое отверстие, а на другом пояске. выполнены

" параллельно оси сквозные отверстия, соединяющие торцы этого пояска, кольцевая канавка и радиальное отверстие, соединяющие кольцевую канавку и центральное глухое отверстие.

На фиг.! изображена фрикционная муфта, продольный разрез; на фиг.2клапан управления при выключенных муфтах, разрез (нейтральное положение Фрикционной муФты); на фиг,31 то we, при включении hepeoA муфты; на Фиг.4 и 5 - то же, при включении второй муфты; на фиг.6 - тр we, после включения правой муфты. фрикционная муфта состоит из двух

20дисковых Муфт с гидравлическим включением, размещенных в одном корпусе

1 и разделенных друг от друга перегородкой корпуса. Корпус 1 закреплен на валу 2 гидромеханической передачи. Ведомая полумуфта первой дисковой муфты 3 может быть соединена с низшей передачей коробки передач, т.е. с передачей с большей редукцией, а ведомая полумуфта второй дисковой

М муфты 4 может быть соединена с высшей передачей коробки передач, т,е. с передачей с меньшей редукцией.

Диски 5 названных муфт соединены шлицевыми соединениями с ведомыми и веЗ дущими частями. Каждая из дисковых и. Фт имеет гидроцилиндры с рабочими пологтями 6 и 7, связанными через канал 8, клапаны 9 управления с гидравлической системой и со сливом.

40 Клапаны 9 управления установлены на внешней поверхности корпуса 1 и соединены через основной двухпоясковый золотник 10 и рычаг 11, установлен ный на опоре 12 и подпружиненный пру з жиной 13, с соленоидами 14 и 15 включения.первой и второй муфт. Двух поясковый золотник 10 выполнен с поясками 16 и 17, а в корпусе клапана управления 9 выпоЛНеНы четыре 0канала - канал 18 .слива, выходной канал 19 к дисковой муфте 3, входной канал 20, соединенный с каналом 8, и выходной канал 21 к дисковой муфте 4.

В клапан.9 управления входит также дополнительный двухпоясковый золотник с поясками 22 и 23 и тремя каналами " каналом 24 слива, выходным каналом 25

1 и выходным каналом 26. Каналы основ.ного и дополнительного золотника, 3 10.19127 4 йроме входного канала 20, соединены ,между собой и с рабочими полостями 6 и 7 дисковых -муфт. перекрывает выходной канал 19 {фиг.4).

В ния подвода масла под давлением соединяется через входной канал 20 и

В левый торец- дополнительного зо» выходной канал 21 с .рабочей полостью потника упирается пружина 27, а в э- гидроцилиндра второй-муфты, а эаполкрышке 28 предусмотрено отверстие 29. ненная под давлением жидкостью рабодля слива жидкости, чая полость гидроцилиндра первой муф-

На пояске 23 дополнительного под- ты изолируется поясками 16 и 22 зоеот: пружиненного золотника выполнена коль- ников от линий нагнетания и слива. цевая проточка 30-,соединенная радиаль- 10 Происходит заполнение полости гидронымотверстием31сцентрал нымглухим . цилиндра второй муфты и-падение дав- ., I отверстием 32, выполненным по оси ления в полости гидроцилиндра первой этого золотника и выходящим на его муфты иэ-за утечек в сопряжениях пояс-

I / подпружиненный левый торец, а торце- о- ков 16 и 22 золотников с корпусом. вые плоскости пояска 23 соединены и Одновременно с заполнением полости, сквозными отверстиями 33, выполнен- гидроцилиндра второй муфты заполняет" ными параллельно оси золотника. ся выходной канал 26 и через сквозные

Фрикционная муфта работает следую отверстия 33 заполняется полость межщим образом. . . ду поясками 22 и 23 дополнительного

При выключении обоих муфт рычаг 11 з золотника. С повышением давления в под действием пружины 13 устанавли- полости второй муфты и выходном кана.. вает двухпояскоеый золотник 10 кла- = ле 26, подпружиненный золотник под пана 9 управления в нейтральное поло- действием давления на торец его поясжение (фиг;2), при котором линия под- ка 23 сместится, преодолев усилив npy" вода масла под давлением через вход- ээ жины 27,- в результате чего выходной ной канал 20 перекрыта пояском 1 канал 19 полости первой муфты через двухпояскового золотника 10. При этом выходной канал 2, сквозные отверс» полость включения первой муфты соеди- тия 33 в пояске 23 золотника и выход-. нена со сливом через каналы 19,18 и -, ной канал 26 будет соединен с выход24 слива и отверстие 29, а полость за ным каналом 21 полости второй муфты включения второй муфты - через.выход- и входным каналом 20 линии подвода ной канал 21 и открытую часть отверс- давления (Фиг.5). тия под двухпоясковый золотник 10. В результате этого будет происхоПри включении соленоида 14 рычаг . дить выравнивание давлений в выход11, поворачиваясь вокруг опоры 12, ных каналах 19 и 21 и в рабочих по-, перемещает управляемый двухпоясковый лостях 6, 7 гидроцилиндров оббйх

35 золотник l0 клайана управления в no- . муфт. Когда давление в полости гид" ложение,.при котором его поя,.ок 17 роцилиндра второй муфты и выходном устанавливается между входным кана; канале 26 поднимется до определенной лом 20 и выходным каналом 21, а по- величины, создающей усилие на торец ясок 16 между каналами 18 и 19 сли" пояска 23 дополнительного золотника, 1ва (фиг.3). Линия подвода масла под необхсдимое для полного сжатия npy"

;давлением соединяется через входной жины 27, этот золотник переместится ,.канал 20 и выходной канал 19 с рабо- в крайнее левое положение и. проточчей полостью .6 гидроцилиндра первой . ка 30 на его пояске 23 совместится муфты, а линия слива отделяется от .с выходным каналом 2 дополнитель; 45 выходного канала 19-пояском f6 двух- ного золотника. С этого момента рапояскового золотйика 10. Рабочая бочая полость 6 гидроцилиндра nepsoA полость включения второй муфты по- муфты через выходные каналы 19 и 25, прежнему соединена со сливом через проточку 30 и радиальное отверстие выходной канал 21. Включена только 31 и центральное. глухое отверстие 32 первая муфта 3. (фиг.6) соединится с полостью под, -Йди включении соленоида 15 рычаг левым торцем подпружиненного допол-11, поворачиваясь вокруг опоры 12, -кительного золотника, которая соедиперемещает двухпоясковый золотник 10 нема со сливным отверстием 29 в крышклапана 9 управления в положение, при зз ке 28. Давление в рабочей полости 6 котором его поясок 17 устанавливается ги 1роцилиндра пеовой муфты падает и жду выходным каналом 21 и правым 1она освобождается от рабочей жидкос" орцем корпуса золотника, а поясок )6 уи. Гаким образом, первая дисковая

019127

3 1 муфта отключается после включения второй дисковой муфты 4..Переключение происходит с гарантированным перекрытием, При возврате двухпояскового золотника 10 в положение включения первой муфты (фиг.3) выходной канал 21 сообщается со сливом и быстро падает дав-! ление в рабочей полости гидроцилинд. ра второй муфты и в выходном канале 26, в результате чего дополнительный подпружиненный золотник под действием .пружины 27 перемещается в крайнее правое положение и своим пояском 22 перекрывает выходной канал 25, соединенный с выходным каналом 19 рабочей полости 6 гидроцилиндра первой муфты, в который из входного канала 20 по" дается давление жидкости. Снова вклю.чена первая муфта, но без перекрытия передач, так как давление в полости гидроцилиндра второй муфты в выходном канале 21 падает быстрей, чем заполнится полость гидроцилйндра: пвр-. з вой муфты через выходной канал 19,.

Таким образом, переключение с низшей передачи йа высшую происходит с гарантированным стабильным перекрытием, а с высшей на низшую " с за"

10 данным временем разрыва потока мощ ности, Использование изобретения noseoляет улучшить эксплуатационные харак" теристики, так как повысится стабильИ ность и плавность переключения передач, снизятся динамические нагрузки при переключении передач, что приводит.к повышению надежности и долго» вечности фрикционной муфты и транс20 миссии °

Составитель В. Рованов

Редактор Т.Кйселева Техред A. Ач Корректор А.Даятко

»»»»»»»»»»а . Ю»

»

Заказ 3669/28 Тираж 925; . Подписное ,ВНИИПИ Государственного коиитета СССР тю делаи ивобретений и открытий

3 13035, Иосква, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

» » «»

»»»»»йе» Ф филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Р """ ле з . ЗЯ -6 5

Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта Фрикционная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов и передачи вращения

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к управляемым муфтам сцепления и предназначено для установки в многоскоростных коробках передач самоходных машин различного назначения

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к муфтам с управляемым приводом бурового ротора, а также к автомобильной промышленности

Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к фрикционным муфтам
Наверх