Подводный носитель океанографических приборов

 

1. ПОДВОДНЫЙ НОСИТЕЛЬ ОКЕА НОГРАФИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ, содержащий плавучий корпус с приборной площадк и псщвижный элерон, смонтированный плавучетл корпусе и связанный с сист мой автоматического управления изменеккем глубины погружения или удержания плавучего корпуса на заданной глубине, а также кабели связанные с плавучим корпусом, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуа тационных качеств путем повышения стабилизации при буксировке на различных глубинах, плавучий корпус выполнен из двух частей, жестко связанных меж.ду собой посредством обтекаемой траверсы , при этом подвижный элерон смонтирован между упомянутыми двумя частями плавучего корпуса, в носовой их оконечности; а приборная площадка расположена за подвижным эле роиом на обтекаемой траверсе.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ,, ) К ПАТЕНТУ а И аиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ. (21) 2639843/27-11 (22) 18. 07. 78:, (31) 7722182 (32) 18.07.77 (33) Франция (46) 07.07.83, Бюл. 9 25 (72) Жак Шоле (Франция) (71) Энститю Франсэ дю Петроль (Франция) (53) 551 46 ° 08 (088. 8) (56) 1. Патент CIOA 9 3560912,кл.340-3, 02..02.71 (прототип). (54)(57) 1. ПОДВОДНЫЙ НОСИТЕЛЬ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ, содержащий плавучий корпус с приборной площадкой и подвижный элерон, смонтированный на плавучем корпусе и связанный с систе .

3-(51)1В 63 С 11/48;, В 63 В 21/66; . С 01 С 13/00 мой автоматического управления изменением глубины погружения или удержания плавучего корпуса на заданной глубине, а также кабели связанные с плавучим корпусом, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуа тационных качеств путем повышения стабилизации при буксировке на различных глубинах, плавучий корпус выполнен из двух частей, жестко связанных меж . ду собой посредством обтекаемой.траверсы, при этом подвижный элерон смонтирован между упомянутйми двумя частями плавучего корпуса, в носовой их оконечности, а приборная плОщадка расположена за подвижным эле.-" роном на обтекаемой траверсе. 3 Ъ Ю

1028242

2. Подводный носитель по п. 1, о т л н ч а ю шийся тем, что каждая часть плавучего корпуса содер жит форштевень, образованный внутренней плоской и наружной профилированной боковыми стенками;а также плоскую верхнюю стенку, при этом форштевень наклонен под острым углом к плоскости ватерлинии, а вершина упомянутого угла расположена над ватерлинией.

3. Подводный носитель по п. 1, отличающийся тем, что система автоматического управления изменением глубины погружения или удержания плавучего корпуса на заданной глубине содержит два сильфоиа, 1

Изобретение относится к эксплуатации флота, в частности, к подводным носителям океанографических приборов.

Известен подводный носитель океано графических приборов, содержащий пла- 5 вучий корпус с приборной площадкой и подвижный элерон,.смонтированный на плавучем корпусе и связанный с системой автоматического управления измене- кием глубины погружения или удержания )Q плавучего корпуса на заданной глубине, а также кабели„ связанные с плавучим корпусом f1 ).

Однако известный подводный носитель океанографических приборов характери- 5 зуется низкими .эксплуатационными качествами вследствие недостаточной стабилизации при буксировке на различных глубинах.

Цель изобретения - улучшение экс-. плуатационных качеств подводного носи-2 теля путем повышения стабилизации его, при буксировке на различных глубинах.

Поставленная цель .достигается тем, что плавучий корпус выполнен из двух частей, жестко связанных между собой посредством обтекаемой траверсы, при ,этом подвижный элерон смонтирован . между упомянутыми двумя частями плавучего корпуса в носовой их оконечности, а приборная площадка располо- 30 жена за подвижным элероном на обтекаемой траверсе.

Кроме того, каждая часть плавучего корпуса содержит форштевень, образо ванный внутренней плоской и наружной35 профилированной боковыми стенками, а также плоскую стенку„ при этом форштевень наклонен под острым углом к плоскости ватерлинии, а вершина упомянутого угла расположена над ватерли- 40 нией. размещенных на одной и соответственно другой частях плавучего корпуса, при этом каждый сильфон снабжен соединенной с ним пневматической магистралью с клапаном и кинематически связан посредством рычажной передачи с соответствующим концом подвижного злерона.

4. Подводный носитель по п. 1, о т л и чающий с я тем, что плавучий корпус выполнен иэ группы пар частей, при этом каждая пара частей плавучего корпуса снабжена смонтированным на ней соединительным элементом, связывающим между собой кабели, соединенные с каждой парой

Упомянутых частей плавучего корпуса.

Система автоматического управления изменением глубины погружения или удержания плавучего корпуса на заданной глубине содержит два сильфона, размещенных на одной и соответственно другой частях плавучего корпуса, при этом каждый сильфон снабжен соединенной с ним пневматической магистралью с клапаном и кинематически- связан посредством рычажной передачи с соответствующим концом подвижного элерона.

Плавучий корпус выполнен иэ группы пар частей,. при этом каждая пара частей плавучего корпуса снабжена смонтированным на ней соединительным элементом, связывающим между собой кабели, соединенные с каждой парой упомянутых частей плавучего корпуса.

На фиг. 1 показан подвижный носитель океанографических приборов, общий вид (аксонометрическая проекция) на фиг. 2 - схема системы автоматического управления изменением глубины погружения или удержания плавучего корпуса на заданной глубине (вариант с пневмоцилиндром)у на фиг. 3 - вариант системы автоматического управления изменением глубины погружения, содержащей сиуьфон, питаемый сжатым воздухом; на фиг. 4 - другой вариант автоматического управления, содержащий вакуумный сильфон; на фиг. 5 - подводный носитель, разрез по фиг. 1; на фиг. 6 - то же, вид сверху; на фиг.7 подводный носитель, содержащий несколько источников излучения сейсмических .волн; на фиг. 8 - подводный носитель, содержащий два источника излучения сейсмических волн; на фиг. 9 — вариант носителя с несколь-, кими корпусами, перемещаемыми кабельбуксиром, связанным с кораблем.

1028242

Подводный носитель фиг. 1-6 содержит плавучий корпус, выполненный из двух частей (поплавков) 1 с положи тельной плавучестью. Каждый из поплавков 1 в носовой оконечности имеет ,форштевень ol, образованный внутренней плоской. и наружной профилированной боковыми стенками Б и в . Центр плавучести поплавка 1 расположен значительно выше центра тяжести. Форштевень а наклонен под острым углом к ватерлинии. Такая конструкция является весьма стабильной в воде и имеет только одно положение равновесия. По" плавок 1 имеет плоскую верхнюю стенку ъ, . Два поплавка 1 частей плавучего 15 корпуса жестко связаны между собой двумя обтекаемыми траверсами 2 и 3, по меньшей мере одна из которых, передняя траверса 2, снабжена подвижным элероном 4 предназначенным для управления глубиной погружения плавучего корпуса при ее перемещении в воде.

Другая центральная обтекаемая траверса. 5, жестко прикрепленная к обоим поплавкам, несет передатчик сейсмических волн 6, размещенный на приборной площадке 8 . Этот источник излучения управляется гидроприводом.

Система управляющих.электроклапаиов помещена в герметичном корпусе 7 уста30 новленном на задней траверсе. 3 рыбы.

Он связан с источником излучения гибким кабелем 8. Подвижный элерон 4 свя; зан с- системой автоматического управления изменением глубины погружения 9 с двух сторон, предназначенной для удержания плавучего корпуса на заданной глубине. Кабели электрического и гидравлического управления различными маневрами установленных на рыбе эле» ментов объединены в кабель-буксир 10. 40

Система asòîìàòè÷åñêoão управления изменением .глубины погружения (фиг.l и 2) содержит цилиндр ll, в котором перемещается поршень 12, снабженный коротким штоком 13. Рычаг 14 шарнирно45 соединен с концом штока 13 на оси 15, а второй конец этого рычага на оси 16 соединен с рычагом 17, связанным с подвижным элероном. Элерон 4 может поворачиваться на своей оси 18.Возврат-50 ная пружина 19 одним концом соединена ,с цилиндром 11,а другим - с рычагом

17.Рабочая полость 20 цилиндра 11 содержит сжатый .воздух с давлением,урав) овешивающим гидростатическое давление -5 на избранной глубине погружения. На этой глубине элерон 4 устанавливается в нейтральное положение. Трубопровод

21 пневматической магистрали, снабженный клапаном 22, осуществляет питание рабочей полости 20 сжатым soapy- 60 хом.

В соответствии с первым вариантом исполнения системы автоматического управления изменением глубины погружения (фиг. 3) сильфон 23 заполнен 65 сжатым воздухом, уравновешивающим гидI ростатическое давление на избранной глубине погружения. Этот сильфон, . помещенный в цилиндр 24 и закрепленный в нем одним концом, может выходить из цилиндра по продольной оси.

Он соединен со Ыоком 25, на котором на оси 26 шарнирно установлен рычаг

27, второй конец которого шарнирно связан осью 16 с рычагом 28, связанным с элероном 4, поворачивающимся на оси 18. Трубопровод 2Д., снабженный клапаном 22, питает сжатым воздухом, сильфон 23.

В соответствии со вторым вариантом исполнения (фиг. 4) система автоматического управления содержит те же элементы, что и система по фиг. 3, но сильфон 23 выполнен вакуумным, а не заполнен сжатым воздухом, как в предыдущем случае. Откачка воздуха осуществляется по трубопроводу 21, снабженному клапаном 22. Корме того, подводной носитель снабжен дополнительной возвратной пружиной 29, закрепленной одним концом на оси 16, а . другим - к тросику 30, .проходящему через ролик 31 в элемент 32, где он разматывается или наматывается. Кабели питания электроклапанов, размещенных в герметричном корпусе 7, объединены в кабель-буксире 10 через соединительный элемент 33 (фиг. 7). Несколько плавучих корпусов связаны с кораблем 34, Поплавки 1 соединены кабель-буксиром 10 и закреплены на нем фиксаторами 35. Различные кабели питания и управления, объединенные в кабель-буксир, подключаются соединительными элементами 33 (фиг. 9)i

Кабель 34 снабжен барабаном 36 для кабель-буксира и блоком 37.

Подводный носитель океанографических приборов работает следующим образом.

Когда поплавки 1 плавучеге корпуса опускаются ниже. заданной глубины,гидростатическое давление повышется и начинает . превышать давление soapyxa в полости 20. Оно воздействует на поршень 12, который входит в циЛиндр

11, вызывая перемещение штока 13 рычагов 14 и 17, который, перемещаясь сбоку поршня, поворачивает элерон 4 на его оси 18. Угол атаки элерона 4 повышается и плавучий корпус поднимается. Если он поднялся выше заданной глубины, то гидростатическое давление падает, поршень 12 перемещается к открытому концу цилиндра 11, приводя в движение шток 13, рычаги 14 и 17.

Последний поворачивает элерон 4, угол атаки которого уменьшается, .и плавун чий корпус погружается. Пружина 19 предназначена для подъема рыбы на поверхность в случае утечки воздуха из полости 20, увеличивая угол атаки элерона

1028242

Работа носителя с вариантом испол-. нения системы автоматического управления изменения глубины погружения 11о

Фиг, 3. аналогична работе носителя по фиг. 2. Когда гидростатическое давление повышается, сильфон 23 сжимается, 5 что вызывает перемещение штока 25, рычагов 27 и 28, а последний поворачивает элерон 4, вызывая увеличение угла его атаки и подъема плавучего корпуса. При понижении гидростатичес- 10 кого давления сильфон 23 расширяется, шток 25 перемещается в,обратную стоРону, вызывая перемещение рычагов 27 и 28 и соответственно поворот элерона в сторону уменьшения угла его атаки. $5

Плавучий корпус при .этом погружается.

В варианте исполнения системы автоматического управления изменением глу- бины погружения по фиг. 4 гидростатическое давление всегда выше давления в сильфоне 23, и усилие обеспечивается дополнительной возвратной пружиной 29, сила растяжения которой уравновешивает силу гидростатического давления íà сильфон25

23, когда это давление точно соответствует избранной глубине погружения.Когда плавучий корпус опускается в глубине и гидростатическое давление повышается, сильфон 23 сжимается, вызывая через шток 25 и рычаг 27 растяжение пружины 29. Движение элерона то же, что и в предыдущем случае. Когда плавучий корпус поднимается и гидростатическое давление падает, сильфон 23 расширяется, вызывая сжатие пружины 29 и увеличение угла атаки элерона 4.

Системы автоматического. управления глубиной погружения очень чувствительны к изменениям глубины и точно отслеживают заданную глубину погружения..

Когда океанографические исследования закончены, подводный носитель извлекают из воды, наматывая кабельбуксир 10 на барабан 36, установленный на корабле, сзади которого имеется блок 37, через который протягивается кабель-буксир 10. Сейсмические излучатели могут быть заМенены любыМи другими океанографическими аппаратами, например гидролокаторами. Кроме того, носитель может нести несколько подвижных элеронов. В случае установки двух подвижных элеронов на передней и задней траверсах возможно ис,. пользование одной системы автоматического управления обоими элементами, сочлененными между собой.

Предложенный подводный. носитель обладает улучшенными эксплуатационными качествами, обусловленными повышенной стабилизацией его при буксировке на различных глубинах.

1028242

Фиг.б

®аг. 7

1028242

Составитель В. Старых

Рждактор К. Волощук Техред Л.Пекарь КоРРектоР С.Шекмар

Заказ 4765/61 Тираж 460 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушкая наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подводный носитель океанографических приборов Подводный носитель океанографических приборов Подводный носитель океанографических приборов Подводный носитель океанографических приборов Подводный носитель океанографических приборов Подводный носитель океанографических приборов 

 

Похожие патенты:

Волнограф // 943526

Изобретение относится к определению океанографических характеристик и построению их пространственного распределения и может быть использовано для географических и природоресурсных исследований океанов и морей

Изобретение относится к технологии измерений и может быть использовано при определении параметров надводных судов по данным аэрофотосъемок и спутниковых наблюдений

Изобретение относится к неконтактным океанографическим измерениям и может быть использовано для определения статических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к авиационному приборостроению и предназначено для использования при создании систем автоматизированного управления параметрами полета, зависящими от его текущей высоты и параметров морского волнения, в частности для автоматической посадки (приводнения) гидросамолета на гладкую и на взволнованную поверхности

Изобретение относится к области неконтактных океанографических измерений и предназначено для использования в информационно-измерительных комплексах определения статистических характеристик морского волнения с летательного аппарата на плаву

Изобретение относится к океанологической технике и может быть использовано для дистанционного контроля состояния морской поверхности

Изобретение относится к области гидрофизических измерений и может быть использовано для исследования динамики гидрофизических процессов в натурных условиях

Изобретение относится к приборам, измеряющим вертикальное перемещение судна на качке

Изобретение относится к области океанографических измерений, в частности, к способам измерения высоты морских волн
Наверх