Датчик силы

 

датчик CHJbl, содержащий упругий элемент, на поверхности которого сформированы две тензочувстГ вительные линии задержки поверхност ных акустических волн, .отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения и уменьшения температурной погрешности , каждая линия задержки сформирована на двух пьезоэлектрических пласпластинах , помещенных в пазы упругого элемента, при этом между торцами пластин и стенками пазов размещены прослойки из пластичного материала , а пластины каждой пары линии задержки расположены соответственно на противоположных сторонах замкнутого прямоугольника. сл о 4; сл срм{

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ .РЕСПУБЛИН

„„SU„„1045014 А

С 01 Ь 1/16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ .

Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3469508/18-10 (22) 12.07.82 (46) 30.09.83. Вюл. 9 36 (72) Л.и. Захарьящев и В.Д. Семенченок (71) Рязанский радиотехнический институт (53) 531 ° 781(088.8) (56) 1. Патент Великобритании

9 1432818, кл. G 01 B 17/04, 1976.

2. Патент СшА Р 4107626, кл. 331-65. 1978 (прототип). (54)(57) ДАТЧИК СИЛЫ, содержащий упругий элемент, на поверхности которого сформированы две тензочувствительные линии задержки поверхностных акустических волн,, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения и уменьшения температурной погрешности, каждая линия задержки сформиро-. вана на двух пьезоэлектрических пласпластинах, помещенных в пазы упругого элемента„ при этом между торцами пластин и стенками пазов размещены прослойки из пластичного материала, а пластины каждой пары линии задержки расположены соответственно на противоположных сторонах замкнутого прямоугольника.

1045014

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может применяться как датчик больших сил, например в диапазоне 10-10000 кН.

Известно устройство, содержащее упругий элемент в виде консольно э закрепленной балки из пьезоэлектрического материала, на противоположных поверхностях которой сформированы две линии задержки новерхностных акустических волн, каждая из которых состоит из двух преобразователей встречно-штыревого типа, подключенных к электронному блоку. При изгибе балки под действием измеряемой силы в линиях задержки получают равные по величине ц противоположные по знаку изменения, обусловленные деформацией областей балки, лежащих между преобразователями. Электронный блок преобразует эти изменения в электрический сигнал, несущий информацию об измеряемой силе (1 ).

К недостаткам укаэанного устройства относятся невозможность изме ( рения больших сил, обусловленная тем, что изготовить из пьезоэлектрических материалов крупногабаритные упругие элементы, способные выдерживать большие усилия (например, в диапазоне 10-10000 кН), невозмож- N но, а также низкая вибро- и ударопрочность, обусловленная хрупкостью упругих элементов, изготовленных из пьезоэлектрических материалов.

Наиболее бли=.-ê-,HM по технической 35 сущности к предлагаемому является датчик с:::лы, содержащий упругий элемент, на поверхности которого сформированы две тензочувствительные линий задержки поверхностных акустических волн (2 ).

Недостатки известного датчика заключаются в невозможности измерения больших сил (например, в диапазоне 10-10000 кН), обусловленной тем, что нанесение пьезоэлектрической пленки на балки и формирование преобразователей встречно-штыревого типа осуществляются с применением вакуумной технологии осаждения пленок и фотолитографии. Проведение таких процессов на крупногабаритных упругих элементах, масса которых может. достигать десятков и даже сотен колиграммсв (например, у датчика силы на 10000 кН), не представ.- 55 ляется возможным. Кроме того,невозможно формирование тензочувствительных линий задержки в труднодоступных областях упругого элемента, так как вакуумная технология осажцения 6О пленок и фотолитография требуют прямого доступа к поверхности подложки (в данном случае упругого элемента), Это значительно сужает количество разновидностей монолитных упругих элементов, которые могут быть применены в устройстве.

Недостатком устройства является также значительная температурная погрешность в условиях быстрого изменения температуры окружающей среды.

Цель изобретения — расширение диапазона измерения и уменьшение температурной погрешности.

Указанная цель достигается тем, что в датчике силы, содержащем упругий элемент, на поверхности которого сформированы две тензсчувствительные линии задержки поверхностных акустических волн, каждая линия задержки сформирована на двух пьезоэлектрических пластинах, помещенных в пазы упругого элемента, при этом между торцами пластин и стенками пазов размещены прослойки из пластичного материала, а пластины каждой пары линий задержки расположены соответственно на противоположных сторонах замкнутого прямоугольника.

I

На фиг. 1 изображен предлагаемый датчик силыу на фиг. 2 — разрез

A-А на фиг. 1 ; на фиг. 3 — датчик силы, вариант выполнения; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3. ,Цатчик силы (фиг. 1-2) содержит упругий элемент 1, опирающийся на основание 2. На поверхности упругого элемента 1 сформированы первая и вторая тензочувствительные линии задержки поверхностных акустических волн. Первая линия задержки содержит возбуждающий 3 и при емный 4 преобразователи встречноштыревого типа, нанесенные на пьезоэлектрические пластины 5 и б„ которые помещены в пазы 7 и 8 упругого элемента 1. Аналогично, вторая линия эадерх<ки содержит возбуждающий

9 и приемный 10 преобразователи, нанесенные на пьезоэлектрические пластины 11 и 12, помещенные в па- . зы 13 и 14 упругого элемента 1. Усилители 15 и 16 подключены своими выходами и входами к преобразователям 3, 4 и 9, 10 соответственно. Быходы усилителей соединены также с входами устройства 17 вычитания частот. Акустические контакты между боковыми стенками пазов и смежными с ними торцами пьезоэлектрических пластин обеспечиваются тонкими клеевыми просз;.ойками 18-21 (например, из эпоксидной смолы) (фиг. 2). Пазы 7, 8, 13 и 14 расположены в слабодефсрмируемых областях упругого элемента, где напряжения не должны превышать предела прочности клеевых прослоек 18-21.

Деформируемая рабочая область 22 испытывает деформацию сдвига. Bb1

1045014 ход 23 устройства 17 является выходом датчика.

Датчик силы (фиг. 3 и 4} позволяет измерять силу натяжения, например, троса. Он содержит упругий элемент 1, работающий на растяжение.

На его концах размещены элементы

24 и 25, к которым прикладываются измеряемые растягивающие силы Р.

На поверхности упругого элемента сформированы первая линия задержки, н которой поверхностные акустические волны распространяются перпен" дикулярно направлению дейстния сил

Р, и вторая линия задержки, н которой волны распространяются вдоль 15 этого направления. Под действием сил Р длина траектории и задержка поверхностных акустических волн в первой линии задержки уменьшаются (за счет поперечного сжатия деформируемой области 22 н соотнетстнии с коэффициентом Пуассона}, а но второй линии задержки — увеличиваются.

Акустические контакты между боковыми поверхностями пазов 7„ 8, 13 и

14 и смежными с ними торцами пьезоэлектрических пластин 5, б, 11 и 12 обеспечиваются зажатыми между ними прослойками 26-29 из пластичного материала (например, олово) . Зажатие осуществляется с помощью прижимных пластин 30-33 и винтов 34-37.

Усилие зажатия должно быть таким, чтобы напряжения н прослойках 26-29 превысили предел текучести и прослойки образовали плотный механический контакт с боковыми стенками пазов 7, 8, 13 и 14 и торцами пластин 5, б, 11 и 12. Рассматриваемая конструкция датчика имеет повышенную ремонтопригодность, так как 4О вышедшие из строя преобразователи

3, 4, 9 и 10 с пьезоэлектрическими пластинами 5„ б, 11 и 12 могут быть легко заменены. Пазы 7, 8, 13 и 14 находятся н слабодеформируемых областях упругого элемента. Границы раздела слабодеформируемых областей и деформыруемой рабочей области 22 показаны на фиг. 3 и 4 пунктирными ,линиями 38-40.

В качестве материалов для упругого элемента предлагаемого датчика силы можно использовать сплавы ы стали, для пьезоэлектрических пластин кварц, пьезокерамику. Диапазон Во3м ожных рабочих частот линяй задержки 3-20 МГц. В этом диапазоне акустические потери в сталях и сплавах составляют 0,5-5 дБ/см, а общие потери линий задержки могут быть равными 20-40 дБ.. Применение рабочих 60 частот ниже укаэанного диапазона связано с увеличением габаритов линий задержки. Увеличение же частот выше указанного диапазона приводит к неприемлемо большим потерям линий задержки, так.как акустические потери н сталях и сплавах растут пропорционально четвертой степени частоты.

Датчик работает следующим образом.

Под действием измеряемой силы P деформируемая рабочая область 22 упругого элемента испытывает напряжения. Ориентации пазов выбраны таким образом, что поверхностные акустические волны в линиях задерж-. ки распространяются по перпендикулярным траекториям (на фиг. 1-4 показаны волнистыми стрелками).

При деформации области 22 длина траектории и время задержки поверхностных акустических волн в первой линии задержки уменьшаются, а во второй — увеличиваются. В результате частота генератора, образованного усилителем 15 и первой линией задержки, получает положительное приращение, а частота генератора, образованного усилителем 16 и второй линией задержки, — отрицательное приращение. Сигнал на выходе 23 устройства 17 имеет частоту, равную сумме абсолютных значений приращений частот генераторов и пропорциональную измеряемой силе P. изменения частот генераторов за счет температурных изменений времени задержки линий примерно равны по величине и совпадают по знаку. Пересечение траекторий поверхностных акустических волн обеспечивает увеличение стЕпени идентичности температурных режимов первой и второй линий задержки, так как в этом случае их задержка зависит от температуры одной и той же области yxipyroro элемента, центр которой лежит н месте пересечения траекторий.

За счет этого достигается уменьшение температурного дрейфа .нуля, особенно н датчиках, работающих н условиях быстрого изменения температуры окружающей среды, приводящего к значительным градиентам температуры упругого эле" мента.

В предлагаемом датчике можно все существующие разновидности упругих элементов использовать как в тензорезисторньж датчиках силы. При этом линии задержки могут быть сформированы в труднодоступных областях упругого элемента, так как первоначально на пьезоэлектрических пластинах методамы фотолитографии формируются преобразователи встречноштыревого типа, а затем пластины помещаются н пазы упругого элемента. Предлагаемый датчик, сохраняя такие преимущества существующих

1045014

Составитель A. Северин

Редактор A. Лежнина Техред С.Йигунова Корректор Ю. Макаренко

Заказ 7537/40 Тираж 873 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент",. г. Ужгород, ул. Проектная, 4 датчиков на поверхностных акустических волнах, как высокая линейность .характеристики, малый гистерезис, частотная Форма выходного сигнала,,позволяет расширить диапазон измеряемых сил до 10000 кН.

Датчик силы Датчик силы Датчик силы Датчик силы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано, например, для измерения ускорений, сил, давлений в условиях интенсивных высокочастотных электромагнитных полей

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения механических усилий в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано в электронных весах, динамометрах и других измерительных устройствах с датчиком силы

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано для измерения механических усилий в различных отраслях промышленности

Изобретение относится к силоизмерительной технике и может быть использовано в электронных весах, динамометрах, измерительных системах и других устройствах с датчиком силы

Изобретение относится к силоизмерительной технике

Изобретение относится к силоизмерительной технике

Изобретение относится к средствам защиты водителя и пассажиров автомобильного транспорта при авариях, а именно к пороговым устройствам системы пассивной безопасности при боковых столкновениях автомобиля для задействования средства пассивной безопасности
Наверх