Вентильный электродвигатель

 

ВЕНТИЛБНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ , содержащий безобмоточный зубчатый ротор и статор с кольцевым пазом, расположенным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, на статоре расположены первичная и вторичная обмотки датчика положения ротора и обмотка якоря электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, кольцевой паз разделяет зубцы статора на две одинаковые половины, первичная обмотка датчика выполнена кольцевой и расположена в кольцевом пазу, а вторичная обмотка образована последовательно-встречно соединенными секциями, охватывающими каждая Половины одного зубца и выполненными с одинаковым числом витков. , фиг.

„„SU„„1053231

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ. И ОТКРЫТИЙ (21) 3322808/24-07 (22) 23.07.81 (46) 07.11.83. Бюл. № 41 (72) А. Н. Чулаков, В. А. Баты гин и С. Н. Пияшев (53) 621.313.13.014.2/.621.382 (088.8) (56) 1. Микродвигатели для систем автоматики. Технический справочник. Под ред. Лодочникова Э. А. и Юферова Ю. М. М.

«Энергия», 1969, с. 79 — 80.

2. Авторское свидетельство СССР № 215304, кл. Н 02 К 29/02, 1967. (54) (57) ВЕНТИЛЬНЫИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий безобмоточный зубчатый ротор и статор с кольцевым пазом, расположенным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, на статоре расположены первичная и вторичная обмотки датчика положения ротора и обмотка якоря электродвигателя, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, кольцевой паз разделяет зубцы статора на две одинаковые половины, первичная обмотка датчика выполнена кольцевой и расположена в кольцевом пазу, а вторичная обмотка образована последовательно-встречно соединенными секциями, охватывающими каждая половины одного зубца и выполненными с одинаковым числом витков., 1053231

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к вентильным электродвигателям.

Известны вентильные двигатели, у которых коммутация обмоток осуществляется датчиком положения ротора (ДПР), представляющим собой самостоятельный функциональный элемент, имеющий собственный статор и ротор. Двигатель при этом может быть реактивным, явнополюсным (1) .

Недостатками этих двигателей являются большие масса и габариты.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является бесконтактный электродвигатель с безобмоточным зубчатым ротором и зубчатым неявнополюсным статором. Катушки обмоток ДПР уложены в одни пазы с катушками якорной обмотки и в активной части изогнуты в виде трех петель, внутренние лобовые части которых уложены в кольцевые пазы в расточке статора (2) .

Однако известный электродвигатель имеет сложную конструкцию магнитопровода статора и обмоток датчика положения ротора, Цель изобретения — упрощение конструкции вентильного электродвигателя.

Указанная цель достигается тем, что в вентильном электродвигателе, содержащем безобмоточный зубчатый ротор и статор с кольцевым пазом, расположенным в плоскости, перпендикулярной оси вращения, на статоре расположены первичная и вторичная обмотки датчика положения ротора и обмотка якоря электродвигателя, кольцевой паз разделяет зубцы статора на две одинаковые половины, первичная обмотка датчика выполнена кольцевой и расположена в указанном кольцевом пазу, а вторичная обмотка образована последовательно-встречно соединенными секциями, охватывающими каждая половины одного зубца и выполненными с одинаковым числом витков.

На фиг. 1 изображен вентильный электродвигатель; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — часть статора (один зубец) с одной секцией якорной обмотки двигателя и двумя секциями вторичной обмотки ДПР; на фиг. 4 — схема вторичной обмотки ДПР (одна фаза).

«. II

Вентильный двигатель содержит статор 1 и зубчатый безобмоточный ротор 2. На зубцах статора расположены катушки 3 об5

ЗО

45 мотки двигателя. Посередине зубцовой зоны поверхности статора выполнен кольцевой паз, лежащий в плоскости, перпендикулярной оси. вращения. В паз укладывается кольцевая первичная обмотка 4 ДПР. Вторичная обмотка 5 ДПР образована последовательно-встречным соединением двух пар секций, расположенных на зубцах, сдвинутых друг относительно друга на половину зубцового деления ротора. Секции вторичной обмотки расположены на каждой половине зубца и каждая пара секций, находящаяся на одном зубце, включена между собой последовательно.

Устройство работает следующим образом.

Первичная обмотка ДПР запитывается напряжением переменного тока повышенной частоты. В секциях выходной обмотки, соединенных между собой по дифференциальной схеме, наводится 3ДС той же частоты, а амплитуда пропорциональна величине магнитной проводимости под соответствую шими зубцами статора. При равенстве магнитных проводимостей суммарная ЭДС равна нулю, так как равные по величине ЭДС наводимые в каждой паре секции, принадлежащие разным зубцам, взаимно компенсируются.

При нарушении баланса магнитных проводимостей нарушается баланс ЭДС и на выходе обмотки получаем управляющий сигнал, имеющий периодичность Zp, где

Zp — число зубцов ротора. Этот сигнал, используется для формирования сигналов управления полупроводниковым коммутатором. Положим, что питание подается в фазы С1 и С2. При этом ось результируюшего магнитного поля ориентируется между полюсами а и в, и ротор занимает положение, соответствующее максимальной магнитной проводимости воздушного зазора. При. снятии питания с фазы С1 и подаче его в фазу

С3 (по сигналу с ДПР) ось результируюшего магнитного поля смещается на угол где Zc — число зубцов статора, что вызывает дальнейшее вращение ротора. 3а один оборот вектора магнитного поля ротор поворачивается на два полюсных деления.

Для того, чтобы магнитный поток высокой частоты не экранировался магнитопроводом статора, магнитопровод целесообразно выполнять из материала с высоким электрическим сопротивлением, например, из магнитодиэлектрика.

Редактор О. Черниченко

Заказ 8896/53

Составитель А. Санталов

Техред И. Верес Корректор О. Билак

Тираж 687 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх