Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее каркас, накотором смонтирован силоизмеритель., связанный с регистратором, две крыльчатки , силоприемный элемент и силовводящий элемент, установленный в каркасе с возможностью вращения и осевого перемещения, при этом f вход силоиэмёрителя соединен с од ним концом силовводящего элемента. другой конец которого соединен с силоприемным элементом таким образом , что он вместе с силовводящим элементом образует Т -образный .узел., ось симметрии которого совпадает с осью вращения силовврдяиего элемента, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности одновременного измерения . составляющих импульса тяги во внутренней и внешней зонах выхлопных газов, в него введены два дополнительных силоприемных элемента и силовводящий элемент Т -образной формы, выполненный в виде щтока с перекладиной, Т-образный узел выполнен полый, а силоизмеритель оборудован дополнительным входом, косл торый связан со штоком силовводящего элемента Т -образной формы, к концам перекладины которого через дополнительные силоприемные элементы присоединены крыльчатки, при этом силовводящий элемент Т -образной ,формы Установлен внутри Т-образ .ного узла и введен с ним в зацепление с обеспечением возможности взаим:л ного осевого перемещения. х .iU сл

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) 3(59 G 01 L 1 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ /

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3389990/18-10 (22) 03.02.82 (46) 07.12.83. Бюл. Р 45 (72) О.В. Коженков, С.В. Блохин, Б.Я. Кудряшов, Л.П. Алексеев, И.Х. Фаттахов и Б.В. Кожетев (71) Государственный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт гражданской авиации и Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации (53) 531.781(08&.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР

9 427255, кл. G 01 L 9/10, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

9 901855, кл. G 01 ). 1/04, 1980 (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ТЯГИ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее каркас, на *котором смонтирован силоизмеритель., связанный с регистратором, две крыльчатки,„силоприемный элемент и силовводящий элемент, установленный в каркасе с возможностью вращения и осевого перемещения, при этом вход силоизмерителя соединен с од ним концом силовводящего элемента, другой конец которого соединен с силоприемным элементом таким образом, что он вместе с силовводящим элементом образует т -образный .узел., ocb симметрии которого совпадает с осью вращения силовводящего элемента, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения возможности одновременного измерения . составляющих импульса тяги во внутренней и внешней. зонах выхлопных газов, в него введены два дополнительных силоприемных элемента и силовводящий элемент 7 -образной формы, выполненный в виде штока с перекладиной, P-образный узел выполнен полым, а силоизмеритель оборудован дополнительным входом, который связан со штоком силовводящего элемента " -образной формы, к концам перекладины которого через дополнительные силоприемные элементы присоединены крыльчатки, при этом силовводящий элемент 7 -образной формы установлен внутри) -образ.ного узла и введен с ним в зацепление с обеспечением возможности взаимного осевого перемещения.

10 59450

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к испытаниям турбореактивных двигателей, и может быть использовано при техническом обслуживании для целей диагностирования состояния самолетных двигателей.

Известно устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя, содержащее каркас, на котором размещен силоприемный элемент тяги вы- t0 хлопных газов, связанный с силоизмерителем, подключенным к регистратору (1) .

Недостатком известного устройства является невысокая точность измерения, так как силоприемный элемент-струна воспринимает лишь незначительную часть суммарного выходного импульса струи выхлопных газов,. которая характеризуется большой неравномерностью течения.

Наиболее бдизким по технической сущности к предлагаемому является устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя, содержащее каркас, на котором смонтирован силоизмеритель, связанный с регистратором, две крыльчатки, силоприемный элемент и силовводящий элемент, установленный в каркасе с возможностью вращения и осевого перемещения, при этом вход силоизмерителя соединен с одним концом силовводящего элемента, другой конец которого соединен с силоприемным элементом таким образом, что он вместе с силовводящим элементом образует T-образный узел, ось симметрии которого совпадает с осью вращения силовводящего элемен-. та (2) .

Однако известное устройство не 40 позволяет производить одновременное измерение суммарного импульса тяги и его составляющих во внутренней и внешней зонах выхлопных газов двигателя, что необходимо для локализа- Д5 ции неисправностей при диагностировании состояния самолетных двигателей, особенно двухконтурных

Цель изобретения — обеспечение одновременного измерения составляющих импульса тяги во внутренней и внешней зонах выхлопных газов и повышение точности измерения во внутренней зоне.

Укаэанная цель достигается тем, что в устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя, содержащее каркас,. на котором смонтирован силоизмеритель, связанный с регистратором, две крыльчатки, силоприемный элемент и силовводящий 60 элемент, установленный в каркасе с возможностью вращения и осевого перемещения, при этом вход силоизмерителя соединен с одним концом силовводящего элемента, другой ко- 65 нец которого соединен с силоприемным элементом таким образом, что он вместе с силовводящим элементом образует Т-образный узел, ось симметрии которого совпадает с осью вращения силовводящего элемента, введены два дополнительных оилоприемчых элемента и силовводящий элемент

Т-образной формы, выполненный в виде штока с перекладиной, Т образный узел выполнен полым, а силоизмеритель оборудован рополнЙтельным входом, который связан со штоком силовводящего элемента Т-образной формы, к концам перекладины которого через дополнительные силоприемные элементы присоединены крыльчатки, при этом силовводящий элемент T-образной формы уста-. новлен внутри Т-образного узла и введен с ним в зацепление с обеспечением возможности взаимного осевого перемещения.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вйд; на фиг.2 разрез Р,-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на Фиг. 1; на фиг. 4 схема подключения датчиков силоизмерителя

Устройство содержит каркас 1, к которому крепится испытуемый двигатель 2, полый силоприемный элемент 3, дополнительные силоприемные элементы, 4 крыльчатки 5, силовводящий элемент, выполненный в виде втулки 6, силовводящий элемент.

Т-образной формы 7, упорные подшипники 8 и 9, силопередающие балки

10 и 11, датчики 12-15, вычислители

16 и 17 и сумматор 18 силоизмерителя 19,, к выходам которого подключены индикаторы 20-22.

Ф

При этом крыльчатки 5 через дополнительные силоприемные элементы 4 присоединены к силовводящему элементу Т-образной формы 7, который установлен внутри полого силоприемного элемента 3 и втулки 6, введен в зацепление с полым силоприемным элементом 3 с помощью водила 23 и через упорный подшипник 9, силопе. редающую балку 11 связан с датчиками 14 и 15 силоизмеригеля 19. Полый силоприемный элемент 3 через втулку б, упорный подшипник 8 и силопередающую балку 10 связан с датчиками 12 и 13 силоизмерителя 19.

Центровка между втулкой б, силовводящим элементом Т-образной формы 7 и каркасом 1 осуществляется многоряцными подшипниками 24 и 25.

Каркас 1 в месте ввода.. в него втулки б снабжен эжектором 26, выполненным в виде охватывающего втулку обтекателя. Силопередающие балки

10 и 11 защищены от воздействия на них выхлопных газов обтекателями

27 каркаса 1.

1059450

Устройство работает следующим образом.

Струя выхлопных газов внутреннего контура двигателя 2 воздействует на полый силоприемный элемент 3, а струя внешнего контура - на дополнительные силоприемные элементы 4.Одновременно за счет эжекцни двигатель обдувается потоком воздуха, х который воздействует на крильчатки

5. В связи с этим под действием ° момента силы, действующей на крыль-. ,чатки 5, происходит вращение дополнительных силоприемных элементов

4 совместно с силовводящимэлементом .Т-образной формы 7, который с по- 15 мощью водила 23 увлекает полый силоприемный элемент 3 совместно с втулкой б вокруг оси, совпадающей с осью соплА двигателя 2. В процессе вращения полый силоприемный зле- 2щ. мент 3 и дополнительные силоприемные элементы 4 поочередно воспринимают газодинамическое усилие газового потока по всему сечению выхлопной струи двигателя 2 и через соответствующие цепл передают его на датчики 12, 13 и 14 и 15 соответственно силоиэмерителя 19.

Параметры крыльчатки 5 выбраны такими, что осевая составляющая силы, действующей на нее и суммирующаяся с газодинамическим усилием, действующим на дополнительные силоприемные элементы 4, составляет лишь незначительную часть этого усилия и может быть определена при тарировочных испытаниях. Суммы сигналов датчиков

12, 13 и 14, 15, пропорциональные величинам усилий газовых потоков внутренней и внешней зон, действующих на силоприемный элемент 3 и до- 40 полнительные силоприемные элементы

4, поступают на входы вычислителей

21 и 22. Вычислители 21 и 22 производят обработку сигналов в соответствии с определенной заранее функцио- 45 нальной завйсимостью усилий, действующих на силоприемный элемент 3 и ,дополнительные силоприемные элементы

4 от составляющих импульса тяги двигателя.2 во внутренней и внешней зонах выхлопных газов. Сигналы, пропорциональные составляющим импульса тяги двигателя 2, с выходов вычислителей 16 и 17 суммируются в сумматоре i8, выдающем сигнал, пропорциональный суммарному импульсу тяги двигателя 2, на индикатор " 20. Индикаторы 21 и 22 служат для регистрации составляющих импульса тяги двигателя 2 внутренней н внешней зон выхлопных газов. Вращение втулки б и силовводящего элемента T-об разной формы 7 в многорядных подшипниках 24 и 25 уменьшает влияние сил трения на осевое перемещение втулки 6 и силоввод щего элемента

Т-образной форМы 7 и тем самым повышает точность измерения тяги двигателя 2 ° Эжектор 26 предотвращает попадание горячих выхлопных газов внутрь каркаса 1 путем создания разрежения в месте ввода в каркас 1 втулки 6, что обеспечивает также поступление и циркуляцию окружающего холодного воздуха внутри каркаса 1 (не показано).Тем самым производится охлаждение и уменьшается тепловая деформация конструкции устройства. Так как датчики 12, 13 и 14, 15 расположены вне эоны выхлопных газов и обдуваются холодным воз духом, то не требуется специальной системы охлаждения их чувствительных элементов. Ролики датчиков 12, 13 и

14, 15 выполнены с фигурными кольцевыми буртиками, что дает возможность свободного радиального переме-, щения при температурном расширении силопередающих балок 10 и 11 и предотвращает их проворачивание вокруг оси устройства (фиг. 3).

Таким образом, s предлагаемом устройстве достигается возможность одновременного измерения суммарного импульса тяги и его составляющих во внутренней и внешней зонах выхлопных газов турбореактивного двигателя, причем во внутренней зоне с повышен-! ной тонностью. Это обеспечивает воз" можность более углубленного диагностирования состояния .двигателей путев локализации зоны неисправностей, свя-.. занных с измерением импульса тяги, .

40cri.

Х- E

74

07иг, Х

1059450

Составитель A.ÀMàõàíoâ

Редактор Ю.Середа ТехредМ,Костик

Корректор А. Повх

Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 9820/47 Тираж 873

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя Устройство для измерения тяги турбореактивного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к области измерения силы микрорезания

Изобретение относится к силоизмерительной технике и предназначено для измерения механических усилий при гибке

Изобретение относится к приборостроению, в частности к конструированию приборов измерения усилий

Изобретение относится к средствам измерения сил и деформаций тел

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается технологии контроля затяжки клеммных болтов при текущем содержании железнодорожного пути с железобетонными шпалами

Изобретение относится к тензометрическим датчикам силы и может быть использовано в испытательной и силоизмерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при разработке датчиков силы или массы, работающих в условиях различного назначения

Изобретение относится к силоизмерительной технике
Наверх