Мост

 

1. МОСТ, включающий-проме жуточные и береговые опоры, пролет ное строение, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкереннйх в береговых опорах, и инерционные ма сы, закрепленные на тормозном поясе ,от ли ч а ющи и с я тем, что, с целью повышения эффективное ти гашения колебаний моста при динамических воздействиях, подвески размещены по длине тормозного пояса между инерционными массами, причем каждая подвеска содержит корпус и прижимную планку с объемлкхцими тормоэной пояс вкладышами из фрикциониого материала, при этом прижимная планка с вкладышами и тормозной пояс закреплены на корпусе посредством подпружиненных болтов. 2. Мост по п. 1, отличающий с я тем, что, с целью повышения демпфирующей способности инерционных масс,каждаяинерционная масса выполнена составной в виде набора размещенных с зазорсм один относительно другого дисков различной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прокладок и крепежно,Го приспособления, выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе втулки, снабженной насаженной на нее подпружиненной гайкой, взаимодействующей с боковой гранью одного из крайних дисков, причем диски эксцентрично насажены на втулку с возможностью вращения

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (и) 3(5)) Е 01 D 1/00

Г

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3430942/29-33 (22) 28.04.82 (46) 15.12.83. Бюл. М 46 (72) A.Ó.Ãîðîõîâ (71) Сибирский ордена Трудового

Красного Знамени автомобильно-дорож ный институт им. В.В.Куйбышева . (53) 624.21.094(088.0) (56) 1. Варченко А.Г. О применении упруго присоединенного груза в качестве виброгасителя для многопролетных неразреэных балок. "Известия ВУЗов. Строительство и архи тектура, 1958, )) 6.

2. Авторское свидетельство СССР

М 635162, кл. E 01 D 1/00, 1977 (прототип). (54)(57) 1. МОст, включающий промежуточные и береговые опоры, пролетное строен1 е, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, эаанкеренных в береговых опорах, и инерционные массы, закрепленные на тормозном поясе, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний моста при ди- намических воздействиях, подвески размещены по длине тормозного пояса между инерционными массами, причем каждая подвеска содержит корпус и прижимную планку с объемлющими тормозной пояс вкладышами из фрикционного материала, при этом прижимная планка с вкладышами и тормозной пояс закреплены на корпусе посредством подпружиненных болтов.

2. Мост по п. 1, о т л и ч а ю — . шийся тем, что, с целью повышения демпфирующей способности инерционных масс, каждая инерционная масса выполнена составной в виде набора размещенных с зазором один относительно другого дисков раэлич- к) ной массы, установленных в зазорах между ними фрнкционных прокладок и крепежноГо приспособления, выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе втулки, снабженной насаженной на нее подпружиненной гайкой, взаимодействующей с боковой гранью одного из крайних дисков, причем диски эксцентрично насажены на втулку с возможностью вращения.

1060741

Изобретение относится к мостостроению и может быть использовано при возведении балочных мостов с тормозными поясами.

Известен мост, включающий опоры, многопролетное неразрезное пролетное строение и виброгасители, выполненные в виде упруго подвешенных к пролетному строению грузов f1) .

Недостаток данного моста - отно" сительно низкая эффективность гашения колебаний и горизонтальных ди-. намических воздействий.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является мост, включающий промежуточные и береговые опоры, пролетное строение, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкеренных в береговых опорах, и инерционные массы, которые укрепле- ны на подвесках, а между пролетным строением и инерционными массами размещены демпфирующие устройства (2).

Недостатком известного моста является то; что конструкция закрепления инерционных масс в системе не обеспечивает эффективную их работу в качестве динамического гасителя колебаний пролетных строений от,воздействия подвижной нагрузки, так как ускорения и амплитуды колебаний инерционной массы ограничены конструкцией ее подвески и отбор энергии колебаний у пролетного строения с инерционной массой осуществляется в основном через демпфирующее устройство.

Кроме того, известный мост обладает низкой эффективностью при гашении горизонтальныхи крутильных колебаний пролетного строения ввиду того,что в поперечном направлении инерционные массы практически не выполняют функции виброгасителя и практически не реализуется демпфирование.

Цель изобретения — повышение эффективности гашения колебаний моста при динамических воздействиях.

Указанная цель достигается тем, что в мосту, включающему промежуточные и береговые опоры, пролетное строение, закрепленный на нем тормозной пояс, имеющий подвески и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкеренных в береговых опорах, и инерционные массы, закрепленные на тормозном поясе, подвески размещены по длине тормозного пояса между инерционными массами, причем каждая подвеска содержит корпус и Прижимную плаику с объемлющими- тормозной пояс вкладышами из фрикционного материала, при этом прижимная планка с вкладышами и

С целью повышения демпфирующей способности инерционных масс 6 каждая из них выполнена составной в виде набора размещенных с зазором друг относительно друга дисков 12 и 13 различной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прокладок 14 и крепежного приспособления, выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе 4 посредством хомутов 15 втулки 16, снабженной насаженной на нее подпружиненной упругим элементом 17, например пружиной, гайкой 18, взаимодействующей с боковой гранью одно.тормозной пояс закреплены на корпу- се посредством подпружиненных болтов.

При этом каждая инерционная масса выполнена составной в виде набора размещенных с зазором один относительно другого дисков различной массы, установленных в зазорах между ними фрикционных прокладок-и крепежного приспособления, "0 выполненного в виде жестко закрепленной на тормозном поясе втулки, снабженной насаженной на нее подпружиненной гайкой, взаимодействующей с боковой гранью одного из край- 5 них дисков, причем диски эксцентрич- но насажены на втулку с воэможностью вращения.

На фиг. 1 изображен предлагаемый мост, общий вид; на фиг. 2 — конструкция подвески и крепления ее на пролетном строении и тормозном поясе; на фиг. 3 — разрез A-A на фиг. 2; на фиг. 4 — конструкция инерционной массы и крепления ее на тормозном

25 .пОЯсеt HB фиг, 5 разрез Б Б на фиг. 4.

Мост включает промежуточные 1 и береговые 2 опоры, пролетное строение 3, закрепленный на нем тормозной пояс 4, имеющий подвески 5 и выполненный в виде предварительно напряженных тросов, заанкеренных в береговых опорах 3, и инерционные массы 6 . Подвески 5 размещены по длине тормозного пояса 4 между инерционными массами 6, причем каждая подвеска 5 содержит корпус 7 и прижимную планку 8 с объемлющими тормозной пояс вкладышами 9 из фрикционного материала, при этом прижимная

40 планка 8 с вкладышами 9 и тормозной пояс закреплены на корпусе 7 поднески 5 посредством подпружиненных бол-. тов 10. Во избежание возможного повреждения антикоррозионного покрытия (не показано) тросов тормозного пояса 4 фрикционные вкладыши 9 закреплены на тросаХ хомутами 11. Подпружйненные болты 10 обеспечивают пос". тоянную силу трения между тормозным

50 пОясОм и пОдвескОЙ

1060741 го из крайних дисков 12 или 13, прчем диски эксцентрично насажены. на втулку 16 с возможностью вращения.

Наличие подпружиненной гайки 18 позволяет производить регулирование усилия стягивания дисков 12 и 13 между собой через фрикционные прокладки 14 °

Мост работает следующим образом.

При возбуждении колебаний моста от воздействия временной вертикальной или сейсмической нагрузок инерционные массы б, упруго подвешенные через тормозной пояс 4 к пролетному ,строению, выполняют функцию виброгасителей .всенаправленного действйя и, совершая колебания в противофазе к колебаниям элементов моста, создают реакции через подвески .5 на пролетные строения 3, через тросы тормозного пояса 4 опоры 1 и 2, направленные. в противоположную сторону динамическому действию нагрузки, чем способствует эффективному гашению вертикальных и горизонтальных колебаний моста. При колебаниях системы в любом направлении происходят взаимные продольные деформации пролетного строения 3 и тросового тормозного пояса 4 в местах крепления его к подвескам 5.

При этом возникающее сухое трение между тормозным поясом 4 и подвесками 5 способствует рассеянию энергии колебаний пролетного строения 3 и опор 1 и 2, что в свою очередь обеспечивает быстрое затухание колебаний и повышает эффективность их гашения.

Регулирование скорости затухания колебаний моста может быть осуществлено изменением величины силы сухого трения между подвеской 5 и тормозным поясом 4 эа счет изменения степени подпружинивания болтов 10. ,Цля получения наибольшего эффекта гашения колебаний моста средняя по длине пролетного строения инерционная масса 6 настраивается на частоту основного тона колебаний пролетного строения 3, крайние - на частоту основного тона колебаний опоры 1, а остальные массы 6 должны иметь оптимальную расстройку по частоте, что соответствует виброгасителю с оптимальным демпфированием.

Настройка виброгасителей осуществляется изменением силы натяжения тросов тормозного пояса 4 и величины инерционных масс б. Суммарная масса грузов, подвешиваемых к одному пролетному строению, составляет

1,5-2Ъ от массы пролетного строения.

При горизонтальных крутильных колебаниях пролетного строения 3 эксцентричные диски 12 и 13 инерцион

10 ных масс 6 вступают в колебате ный процесс системы.

Между дисками 12 и 13, колеблющимися с различной амплитудой колебаний, создаются силы сухого трения

15 посредством фрикционных прокладок

14 и подпружиненных гаек- 18, что способствует .усилению демпфирования . как виброгасителя, так и всей системы, Регулирование силы трения осу20 ществляется изменением жесткости упругих элементов 17.

Предлагаемая конструкция моста позволяет эффективно осуществлять гашение вертикальных, горизонтальных и крутильных колебаний моста при широкополосных динамических воздействиях подвижных, сейсмических и других видов нагрузок.

Мост обладает высокой скоростью затухания колебаний, его .опорные части не показаны и опоры работают в более благоприятном режиме при продольных сейсмических и тор" мозных воздействиях. Применение инерционных масс, распределенных по длине пролетного строения, снижает дополнительные усилия в пролетном строении, так и в тормозном поясе, что положительно сказывается на материалоемкости моста.

40 К достоинствам предлагаемой конструкции моста можно отнести нечувствительность к осадкам опор и температурным воздействиям, а также слабую реакцию моста на.неровности

45 проезжей части и дефекты деформационных швов (не показаны).

Указанные факторы. значительно повышают надежность работы моста при любых видах динамического воэ50 действия.

Применение инерционных масс в виде эксцентричных дисков позволяет повысить демпфирование системы, что особенно эффективно в мостах малых пролетов, когда количество инерционных масс невелико.

10б0741 оставитель В,Данков

РедакторТ, Митейко Техред Т.Маточка Корректор 0. Тигор

Заказ 9987/31 Тираж 540 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

1

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Мост Мост Мост Мост 

 

Похожие патенты:

Вант // 1041618

Изобретение относится к мостостроению, в частности к конструкциями с тросовыми фермами
Наверх