Устройство для определения момента на валу синхронного электродвигателя

 

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА НА ВАЛУ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ без доступа к валу, содержащее трехфазный источник питания , соединенный трехпроводной ли .нией с двигателем, датчик тока двигателя , установленный в один из проводов указанной трехпроводной линии , и датчик напряжения питания электродвигател:я, блок измерения сдвига фаз между выходными сигнала-. ми указанных датчиков, пoдкJпoчeнный к входу индикатора момента на валу электродвигателя, отличающееся тем, что, с целью повышения информативности путем обеспечения возможности определения момента на валу синхронного электродвигателя в динамических режимах блок измерения сдвига фаз выполнен в виде фазового дискриминатора, входа которого подключены .к выходам указанных датчиков, при этом датчик напряжения подключен между проводом трехпроводной линии, в которой установлен датчик тока, и проводом последующей фазы источника питания. . Л 4 оо да

(1Ю (111

СОЮЗ ССЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

3(59 G 013 3 00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И О ОМЫТИЙ ,««

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ . — . « -. (21) 2800415/18-10 (22) 23.07. 79 (46) 30. 12, 83. Бюл,9 48 (72) Л.Н.Чернецов и Е.В,Балай (53); 531. 781 (088. 8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР .

Р 3 42093, KJI G 01 L 3/00, 1972.

2 . Авторское свидетельство СССР

Р 481211, кл. G 01 (, 5/10, 1976.

3, Авторское свидетельство СССР

Р 490360, кл. G 01 Р 25/00, 1976.

4. Авторское свидетельство СССР

9 515043, кл. G 01 L 3/10, 1976. (прототип). (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

МОМЕНТА HA ВАЛУ СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ без доступа к валу, .содержащее трехфазный источник питания, соединенный трехпроводной линией с двигателем, датчик тока двигателя, установленный в один из проводов указанной трехпроводной линии, и датчик напряжения питания электродвигателя, блок измерения. сдвига фаэ между выходными сигнала-, ми указанных датчиков, подключенный к входу индикатора момента на валу электродвигателя, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения информативности путем обеспечения возможности определения момента на валу синхронного электродвигателя в динамических режимах блок измерения сдвига фаз выполнен в аиде фазового дискриминатора, входы которого подключены к выходам указанных датчиков, при этом датчик напряжения подключен между проводом трехпроводной линии, в которой установлен датчик тока, и проводом последующей фазы источника питания.

1064136

Изобретение относится к .измерительной технике и предназначено для непрерывного измерения. или регистрации момента на валу синхронного двигателя, преимущественно гистерезисного, без доступа к валу в переходных и установившихся режимах

Незначительная величина момента гистерезисного двигателя, работающего в режиме холостого хода, затрудняет задачу измерения момента.

Известны способы и устройства для косвенного измерения момента электродвигателя, основанные, в частности, на измерении .параметров питания электродвигателя, связанных с моментом .

Для трехфазного асинхронного электродвигателя предложен способ, основанный на определении момента с помощью вычислительного устройст- 20 ва, на вход которого подают действительные значения токов и напряже ний статора (1.).

Недостатком этого способа является то, что он неприемлем для синхронного:электродвигателя

Для синхронного реактивного электродвигателя в тормозном режиме известны способ и устройство для определения момента по величине угла рассогласования д ротора и статора, причем угол рассогласования находится по разности двух линейных (или двух фазных) напряжений и напряжению на свободной обмотке, а вели- 35 чина электромагнитного момента М находится по формуле М = з ь 24(2) и f3).

Недостатком указанных способа и устройства является то,что они 40 приемлемы только для заторможенного режима, Наиболее близким к предлагаемому является устройство для определения момента на валу электродвига- 45 теля с помощью ваттметра, которое содержит трехфазный источник питания, соединенный трехпроводной линией-с двигателем, датчик тока двигателя, установленный в один из проводов указанной трехпроводной линии, и датчик напряжения питания электродвигателя, блок измерения сдвига фаз между выходными сигналами указанных датчиков, подключенный к входу индикатора момента на валу электродвигателя Блок измерения сдвига фаз и индикатор момента выполнены в виде трехфазного ваттметра (4 ).

Недостатками этого устройства 60 являются невозможность непрерывной записи измеряемой величины, его сложность и низкая динамическая точность (при измерении резких изменен ий момен та) .

Цель изобретения — повышение информативности путем обеспечения возможности определения момента на валу синхронного электродвигателя в динамических режимах.

Указанная цель достигается тем., что в устройстве для определения момента на валу синхронного электродвигателя без доступа к валу, содержащем трехфазный источник питания, соединенный трехпроводной линией с двигателем, датчик тока двигателя, установленный в один из прово дов указанной трехпроводной линии, и датчик напряжения питания электродвигателя, блок измерения сдвига фаз между выходными сигналами ука" занных датчиков, подключенный к входу индикатора момента на валу элек- . тродвигателя, блок измерения сдвига фаз выполнен в виде фазового дис-, криминатора, входы которого подклю-, чены к выходам указанных датчиков, при этом датчик напряжения подклюf чен между проводом трехпров одной линии, в которой установлен датчик тока, и проводом последующей фазы источника питания °

На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 фазовая характеристика (= F(t) синхронного гистерезисного электродвигателя, записанная с помощью этого устройства, одновременно с моментной характеристикой N=f(<1, получеНной при установке двигателя в момен т омер.

Источник 1 питания соединен трехпроводной линией с электродвигателем 2. Датчик 3 тока установлен в провод фазы A источника 1 питания, а датчик 4 напряжения подключен к этому же проводу A и к проводу последующей фазы В источника 1 питания. Выходы датчиков 3 и 4 под- . ключены к фазовому дискриминатору 5, а выход фазового дискриминатора 5 подключен к индикатору б момента, в качестве которого используется прибор постоянного тока, например гальв анометр-в ставка (шлейф) °

При включении источника питания 1 на входы фазового дискриминатора 5 поступают напряжение 0<> и ток 3д i сдвинутые по фазе на угол, близкий к 90 О, и создающие на выходе дискриминатора напряжение, постоянная составляющая которого близка к нулю. Изменения момента на валу элек тродвигателя, вызванные изменениями режима работы электродвигателя, или другими причинами, приводят к изменению постоянной соотавляющей V и регистрируются индикатором б момента Тарировку индикатора 6 момента производят. сравнением результатов одновременного

1064136

Составитель Н. Мелихов

Техред И.Асталош.

Редактор A,Ìîòûëü

КорректоР Л. Патай

Заказ 10507/42 Тираж 643 Под пис н ое

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам.изобретений и открытий

1 l 3035, Москва, Ж-35, Раушская наб, д 4/5

Филиал ППП Патент,;г, Ужгород, ул, Проектная, 4 измерения или регистрации момента электродвигателя с помощью предлагае,мого устройства и устройства, позволяющего произвести непосредственное измерение момента, В качестве примера тарировки на фиг. 2 приведена моментная характе-. ристика M=f(4)синхронного гистерезисного электродвигателя типа

ХСГП-3,2/20, полученная при установке электродвигателя в моментомер 10 .92 00 -65 000 и фазовая характерис00.00.000ТО тика 9 = F (+),,ïîëó÷åííàÿ одновременно с помощью предлагаемого устройства.

Таким образом, предлагаемое устройство превращает измерение момента синхронного электродвигателя в обычное измерение постоянного тока, .не требует доступа к валу электродвигателя, позволяет вести непрерывный контроль и запись момента в динамических режимах и может успешно использоваться при контроле качества двигателей.

Устройство для определения момента на валу синхронного электродвигателя Устройство для определения момента на валу синхронного электродвигателя Устройство для определения момента на валу синхронного электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, использующей компьютер при получении и работе с метрологической информацией общего назначения

Изобретение относится к конструкции тарелки ударного музыкального инструмента

Изобретение относится к датчикам изменяющихся параметров процесса, имеющим регулируемые вручную выходные параметры, такие как рабочий диапазон, нуль и верхнее и нижнее значения диапазона

Изобретение относится к преобразователям параметра процесса в электрический сигнал для подключения к двухпроводному контуру управления

Изобретение относится к высокоточным приборам для измерения физических величин

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля и диагностики состояния авиационной техники

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх